Да прибудет с вами Дух
На грани лет спешу вознести хвалу всем Богам, а также пожелать вам, многоуважаемые мои читатели, Силы и Знаний. Да и пусть Дух будет справедливо смотреть за вашими деяниями, а поступающему безупречно воздастся. Стремитесь обрести новое Знание, но не пытайтесь обратить его супротив себе подобных, ибо как в зеркале отразится сила, и своей же рукой себя покараете.
Я не мог не написать еще одно послание к вам, но так как дни наступили блаженные, то и выпуск сегодняшний будет несколько иным. Описывать какие-то серьезные темы под Новый Год не очень хочется, а вот изучите мои давнишние воззрения на предмет магии первобытной культуры.
Магия, как характерная черта первобытной культуры
Все, что написано ниже, является только моими взглядами на предмет, которые, возможно не соответствуют общепринятым.
Причины возникновения магии
"Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов" (БСЭ, 9, 15, 152).
Человек издревле был окружен внешним миром, который постоянно показывал к человеку свое враждебное отношение. Поэтому человек всегда искал (и ищет до сего времени) защиты от внешних воздействия, а где их можно найти, кроме как в своем внутреннем мире. Именно поэтому образовалось такое понятие, как "магия". В моем понимании, которое несколько отходит от определения, данном в БСЭ, магия - это воздействие на окружающий мир при помощи внутренних сил, заложенных в человеке. Магия - это не обязательно обряд, хотя именно через обряд легко реализуется внутренний потенциал человека. Обряд - это ключ к внутренним ресурсам, поэтому многие прибегают к нему, чтобы легче достичь тех результатов, которые необходимы магу.
Древние люди были особыми. Сейчас мы утеряли их культурное наследие, ибо прогресс погубил в нас связь с окружающим. Именно эта связь с окружающим миром помогала древнему человеку выжить в этом же самом мире. Однако воздействовал он на окружающий мир именно с помощью своих внутренних сил, которые и использовали связь с внешним миром. Древний человек органично вписывался в мир, который он населял, но потом утратил эту способность, отчего утратил свои магические способности.
Следует отметить одну важную особенность. Если рассмотреть английский термин, вернее даже термины, которые переводятся на русский язык как "магия", то станет ясно некоторое различие в мировоззрении предков и нынешних людей. В английском языке есть два слова: "magic" и "magick". Первое из них обозначает поверхностные аспекты магии, то, что лежит на поверхности и видимо социуму. Второе же являет собой глубинные Знания, которыми владели те, кто гармонично жил с окружающим миром. Ведь даже в древние времена люди уже разделялись на тех, кто все еще владел тайными знаниями, и тех, кто уже их потерял. На сегодняшний день наблюдается волна псевдомагических направлений, которые и можно окрестить одним словом "magic". Это лишь пустая оболочка, внутри которой нет никакого содержания.
Итак, как я предполагаю, практически все древнейшие люди владели теми или иными магическими способностями, которые зависели только от открытого в их обществе внутреннего потенциала, ведь одни общества могли открыть больше своих внутренних возможностей, другие же меньше. Практически все проявления культуры таких людей можно считать также и магическими проявлениями. Например, рисунки на стенах пещер наверняка не были просто упражнениями в художественных навыках, ибо жизнь тогда была намного суровей, чтобы позволить себе тратить время попусту. С помощью рисунка древний человек открывал свой потенциал и воздействовал на внешний мир тем или иным способом.
Что же тогда говорить о таких грандиозных проявлениях древней культуры, как Стоунхендж, египетские пирамиды и пирамиды майя и ацтеков, плато Наска, истуканы острова Пасхи и др. Многочисленные курганы, менгиры, дольмены, разбросанные по всему миру, свидетельствуют только о магических способностях тех, кто их строил, или, по крайней мере, тех, кто управлял строительством, ибо что можно сказать о проявлениях древних, которым нет достойного объяснения в наше время. Свои магические способности человек проявлял через то, что он творил, ибо в основе своей магия - вещь созидающая.
Итак, возникновение магии я отношу к враждебности внешнего мира по отношению к древнему человеку, который нашел в себе силы противостоять этим враждебным воздействиям. Впоследствии с приходом научно-технического прогресса человеку не столь необходимы стали свои внутренние силы, поэтому он постепенно стал забывать об их существовании. Но где-то подсознательно у каждого из нас все еще существует вера в чудесное. Кстати, даже наука есть в какой-то мере один из аспектов магии.
Магические ритуалы, как часть первобытной культуры
Все древние культуры, которые мне известны, использовали в своей практике те или иные ритуалы. Как уже было сказано, ритуал - это ключ к высвобождению внутренних сил, заключенных в человеческом существе. Где же находятся эти силы?
Если рассмотреть мир, как бесконечный кусок сыра, в котором находится неисчислимое количество дырок, то можно придти к очень интересным выводам. Путь этот бесконечный кусок сыра бесконечного числа измерений будет абсолютом, именно в нем содержится все и вся. Каждая дырка - это локальный мир, созданный кем-то или появившийся сам по себе. Этот локальный мир обладает теми или иными свойствами, которые заложены в него при создании. Размышляя над этим, я пришел к одной очень интересной концепции такого локального мира. Пусть в нем живут некие существа, которые полностью контролируют свой внутренний мир. При этом они могут даже не иметь каких-либо рецепторов во внешнем локальном мире, и быть полностью погружены в свой внутренний мир. В этом внутреннем мире они и живут, создавая все вокруг себя своими собственными силами. Так вот, применяя эту концепцию на наш мир, можно получить тот результат, когда каждый человек (и даже каждое живое существо) обладает силами по изменению внешнего мира, ибо внешний мир есть просто проявление мира внутреннего. Именно поэтому ритуал есть высвобождение внутренних сил для воздействия на внешний мир. Человек утратил способность прямого воздействия, поэтому ему необходим ритуал.
В первобытном мире ритуалы были развиты особенно хорошо. Не было ни одного события, которое не обслуживалось тем или иным ритуалом, который мог быть незначительным, но все же ритуалом. Из древнего мира ритуалы перешли в наш мир, оставшись в каждой религии, даже в мировых. Практически все люди ежедневно совершают ритуалы, даже не задумываясь об этом, ибо все это сидит в их бессознательном. Но теперь эти ритуалы не воздействуют на внешний мир, по крайней мере, не так ярко, ибо связи с внешним миром утеряны, и только в их восстановлении видится мне возвращения магии, как повседневного аспекта человеческой жизни.
Наиболее полно, как мне кажется, ритуалы используются в шаманских религиях, т.е. в тех, где используется концепция шаманизма. Именно шаманизм начинал собой все мировоззрения людей, ведь это явление распространено во всем мире вне зависимости от расы или местоположения людей, его практикующих. Конечно, в разных регионах шаманские практики могут различаться, даже названия самих носителей культа может быть разным (маги, колдуны, шаманы, …), но сама точка зрения на окружающий мир остается неизменной.
Как результат этой небольшой работы, хочу заметить, что все в мире является теми или иными аспектами магии, в разных ее проявлениях. Бессознательно мы все пользуемся остатками знания, которое в нас еще сохранилось, однако таким поведением мы похожи на детей, которые сидят в темной комнате и от страха не знают, что им сделать.
|