Предисловие
Человек живёт, в большинстве случаев даже не подозревая, что находится посреди бесконечно огромного и населённого невидимого мира. Он может до известной степени исследовать этот мир во время сна или находясь в сонамбулическом состоянии, потому что его физические чувства бывают тогда парализованы, и случается иногда, что он сохраняет по пробуждении более или менее точное воспоминание о том, что слышал и видел; тогда как переходя в состояние, называемое нами смертью, он окончательно оставляет своё физическое тело и переселяется в невидимый мир, где пребывает столетия, протекающие между его последовательными воплощениями в видимом мире.
Большую часть этих длинных периодов он проводит в небесном мире, описанном в следующем нашем сочинении, посвящённом ментальному плану, здесь же мы имеем в виду рассмотреть лишь низшее царство этого невидимого мира, куда человек попадает сейчас же после смерти - Гадес (Аид) или царство теней у греков, чистилище или переходное состояние христиан, то, что средневековые алхимики называли астральным планом.
Цель настоящего сочинения - восстановить все данные, касающиеся этого интересного предмета, сохранившиеся в теософической литературе, привести их в порядок и дополнить кое-какими новейшими исследованиями. Хотя эти последние представляют изыскания, не особенно претендующие на достоверность, однако мы приняли возможные меры для избежания заблуждений, и все положения, включённые в этот труд, проверены и опираются на наиболее достоверные авторитеты.
Таким образом, можно сказать, что это сочинение, не имеющее претензии исчерпать предмет вполне, послужит верным путеводителем в пределах, которые для него намечены.
Первый пункт, на котором надлежит настаивать при описании астрального плана - это его безусловная реальность. Естественно, что употребляя это слово, я не становлюсь на точку зрения метафизика, смотрящего на всё, кроме непроявленного божества, как на недействительное, вследствие неустойчивости форм. Нет, я беру это слово в его обыкновенном, общеупотребительном значении и утверждаю, что предметы и обитатели астрального плана также подлинны, как и наши тела, утварь, дома, памятники. Они не более вечны, чем предметы физического плана, но они действительны настолько, что мы не имеем права их отвергать под предлогом, что человечество до сих пор имело о них смутное понятие.
Нельзя иметь верного представления о Религии Мудрости, если не имеешь правильного понятия о явлениях нашего солнечного мира. Он состоит из определённо очерченных планов, заключающий каждый материю в границах известной плотности. Многие из этих планов могут быть посещаемы и наблюдаемы лицами, известным образом подготовленными, точно так же, как посещаются иностранные государства различными путешественниками.
Тщательно сличая работы лиц, исследовавших эти планы, можно достигнуть настолько же точных данных, какие извлекаются из наблюдений лиц, посещавших Гренландию или Шпицберген. Даже более! С таким же успехом, как всякий желающий может посетить эти страны, так же точно всякий, пожелавший исследовать эти планы, может при специальной подготовке лично этого достигнуть.
Имена, которыми обыкновенно называют сказанные планы, разграничивая их по плотности заключающейся в них материи, от грубой к наиболее тонкой, суть следующие: план физический, план астральный, план ментальный, небесный или деваканический, план буддхи и план нирваны. Далее идут ещё два плана, но обстановка их настолько неудобна для нашего понимания, что о них бесполезно и упоминать.
Надо помнить, что материя каждого из этих планов отличается от состава материи предыдущего плана настолько же, как, например, парообразное состояние отличается от состояния твёрдого, но в ещё большей степени.
Затем, состояния, называемые нами твёрдым, жидким и газообразным, представляют только низшие подразделения материи, образующей физический план.
Астральное царство, которое я имею в виду описать, представляет второе подразделение этого плана, наиболее близкое сверху или внутри родственного нам физического мира. Его часто называли царством иллюзий - не потому, что оно было более обманчиво, чем наш мир, но по причине черезвычайной неопределённости впечатлений, получаемых плохо подготовленными ясновидящими. Это объясняется двумя особенностями астрального мира.
Первая. Многие обитатели астрального плана имеют удивительную способность изменять с неимоверной быстротой свои формы и наводить почти безграничные призрачные чары на тех, с кем им придёт желание подшутить.
Вторая. Предметы в астральном плане имеют совсем другой вид, нежели в физическом мире, и гораздо более полный. Они видимы со всех сторон разом: внутренность твёрдых тел так же хорошо видна, как и внешние части.
Из этого ясно, что неопытному "путешественнику" трудно будет отдать себе отчёт в том, что он видит, и ещё того труднее - передать словами то, что он наблюдал.
Прекрасным примером заблуждений, каким может подвергнуться наблюдатель, служит обратное размещение цифр, отражающихся в астрале. Так, например: 139 вместо 931 и т. д.
Если изучающим руководит опытное лицо, такие ошибки могут произойти только вследствие торопливости или небрежности, потому что ясновидящий должен получить довольно подробные наставления.
Руководитель, перечисляя хорошо подготовленному уже ученику все возможные способы заблуждений, спрашивает: "что Вы видите?", и если он ошибётся в ответе, укажет ему на неточность и её причину, и таким образом, мало помалу, изучающий приобретает уверенность, навык и смелость в сношениях с астральным планом, наиболее возвышенным из тех, наблюдение коих возможно на физическом плане.
Но ещё не достаточно уметь правильно видеть - нужно, кроме того, правильно и ясно передать увиденное применительно к понятиям физического мира, а для этого ясновидящего учат переносить, без малейшего перерыва, своё сознание из одного плана на другой, так как очень возможно, что при подобном перемещении воспоминания или вовсе утратятся, или исказятся в момент перерыва.
Когда это искусство окончательно достигнуто, изучающий приобретает возможность пользоваться всеми своими астральными способностями не только во время сна или транса, когда он освобождается от своего физического тела, но и во время бодрственного состояния, при полном обладании своими физическими органами.
Некоторые теософы с презрением отзываются об астральном мире, объявляя его недостойным внимания. Это мне кажется заблуждением.
Очень вероятно, что истинная цель нашего существования заключается в подготовке к духовной жизни, и недостаточность высшего развития будет гибельна для тех, кто пренебрёг достижением астрального сознания.
Существуют люди, карма которых даёт им возможность развить более высокие способности - способности умственные (ментальные) и, таким образом, не задерживаться на астральном плане. Этот метод не одобряется мудрецами, хотя при его помощи сберегается и время, и труд, но, кроме того, для большей части из нас заблуждения и ошибки прошлого исключают такие скачки.
Всё, на что мы можем надеяться - это постепенный прогресс, а астральный план, будучи самым к нам близким, является местом производства первых внефизических опытов.
Он представляет глубокий интерес для лиц, начинающих изучать эту область, и ясное понимание его тайн может иметь черезвычайное значение, не только позволяя нам постичь явления спиритизма, беспокойных домов и т. п. феноменов, которые были бы без этого необъяснимы, - но, кроме того, указывая нам способ предостеречь себя и близких от возможных опасностей.
Первое откровение об этом замечательном мире является для каждого особым образом.
Есть люди, которые только один раз в жизни ощутили особое влияние, явившееся в достаточной степени сильным, чтобы определить присутствие одного из существ, населяющих астральный мир, а так как случай этот не повторился, то они могли предположить, что были жертвой галлюцинации.
Другие - имеют постоянно возрастающую наклонность видеть и слышать вещи, невидимые и неслышимые другими.
Третьи - опять, и этих большинство, - вспоминают лишь, с большей или меньшей ясностью, - что они видели или слышали на этом плане во время сна.
Между лицами, занимающимися такого рода изучением, некоторые стараются развить ясновидение, фиксируя кристалл или иными методами, тогда как имеющие руководителя перемещаются по первому же разу, при его содействии, прямо на этот план и находятся под его попечением до тех пор, пока он убедится, что им более не угрожает никакая опасность при производстве опытов (1). Под каким бы видом оно ни представилось, первое знакомство с этим великим миром, полным жизни и деятельности, в котором мы вращаемся, не имея о нём представления, - отмечает знаменательную эпоху в нашем существовании.
Астральная жизнь до того изобильна и разнообразна, что новичок вначале совершенно теряется, и даже опытные исследователи затрудняются, когда им приходится классифицировать и систематизировать свои наблюдения.
Представьте себе путешественника, который должен описать виденную им в первый раз картину тропического леса. Ему нужно представить изображение не только растительного мира - перечислить тысячи различных деревьев, кустарников, лиан, трав и т. п., но также минеральных богатств, мириад насекомых, земноводных, птиц и зверей...
Он в ужасе отступил бы перед этой задачей. А между тем, требования, предъявляемые к ясновидящему, ещё сложнее: во-первых - трудность правильной передачи вида предметов с одного плана на другой и, наконец, изложение описания понятным для других языком.
Подобно тому, как путешественник начинает своё повествование с описания местности, её вида и характера - так же точно и мы должны ознакомить читателей с внешним видом астрального плана и картиной его чудесной и разнообразной деятельности.
С первого же шага сложность предмета оказывается почти неодолимой. Все ясновидящие согласны с тем, что эта задача подобна тому, если бы начать объяснять слепому великолепие солнечного заката. Как бы это описание ни было подробно и точно, но нельзя достигнуть того, чтобы в его воображении явилось представление, соответствующее действительности.
[ К содержанию ] [ Глава 1 ]