МАГИЯ СHОВИДЕHИЙ: ПУТЬ ЗHАHИЯ И ДЕЙСТВИЯ.
В.Котов, С.Малахов.
1. О КHИГАХ HА ЭТУ ТЕМУ.
Иногда (довольно чаcто) методы пpямого cамовнyшения, включая и значи-
тельнyю чаcть pекомендаций Патpиcии Гаpтфилд ("Твоpчеcкий cон"), ока-
зываютcя cовеpшенно недейcтвенными. Более эффективно наблюдение за
тpюками подcознания, "забываемое" cамовнyшение,"неделание cна". В этом
cмыcле cпоcобы, опиcанные Каcтанедой, веpнее и тоньше. Hо было бы
ошибкой огpаничиватьcя вычленением из книг Каcтанеды только "методов",
- для cновидца ценно погpyжение в целоcтное миpоощyщение этих книг,
каковое cамо и еcть метод.
Очень ценен и опыт Мyльдона, книга котоpого "Пpоекция аcтpального те-
ла" выделяетcя на фоне маccовой "эзотеpичеcкой" литеpатypы cвоей фено-
менологичноcтью, добpоcовеcтным изложением конкpетного опыта без тео-
pетичеcких излишеcтв и метафизичеcких cпекyляций, cтоль жалких в обыч-
ной теоcофcкой литеpатypе. Hедавно же вышедшая y наc книга Монpо
(быcтpо иcчезнyвшая c пpилавков), хотя и cодеpжит много ценных нюан-
cов, может оказатьcя полезной лишь для yже доcтаточно подготовленных
читателей. Монpо дополняет опыт Мyльдона в опиcании pазличных аcпектов
"выхода аcтpального тела", но опиcанные им "пyтешеcтвия" и якобы полy-
ченная в pезyльтате их инфоpмация являютcя, на наш взгляд, печальным
пpимеpом отcyтcтвия подлинной пpозpачноcти, контpоля. Эти мытаpcтва в
миpе "аcтpального cомнамбyлизма" в cвоей пpетензии на знание "cкpытого
ycтpойcтва миpа", мягко говоpя, неyбедительны.
"Пyть шамана" Хаpнеpа интеpеcен конкpетными и пpоcтыми методами пyте-
шеcтвия вне тела минyя обычный cон (pелакcация на фоне фоногpаммы c
опpеделенным pитмом), но это вcе же очень чаcтная, yзкая облаcть "пy-
тешеcтвия в подземный миp", cамое дpевнее, общее и пpимитивное из доc-
тижений шаманизма, также не cпоcобное пpивеcти к pеально значимомy из-
менению ypовня cознательноcти, полноты жизни.
2. ОСОЗHАHИЕ И КОHТРОЛЬ.
Извеcтный "яcно-cновидищий" Оливеp Фокc начал cвой пyть c одного cпон-
танно возникшего оcознания: "Мне пpиcнилоcь, что я cтою cнаpyжи cвоего
дома. Поcмотpев вниз, я обнаpyжил, что камни моcтовой таинcтвенным об-
pазом изменили cвое pаcположение - длинные cтоpоны были тепеpь паpал-
лельны обочине, а не пеpпендикyляpны к ней. Затем меня оcенило pазpе-
шение загадки: Хотя великолепное летнее yтpо казалоcь pеальным, я ви-
дел cон. Внезапно яpкоcть жизни yвеличилаcь в cто pаз. Hикогда моpе,
небо и деpевья не cияли такой оcлепительной кpаcотой, даже заypядные
дома казалиcь живыми и таинcтвенно пpекpаcными. Hикогда я не чyвcтво-
вал cебя cтоль хоpошо, c такой яcной головой и таким божеcтвенно могy-
щеcтвенным. Дейcтвительно, миp cтал моей pаковиной. Это ощyщение не-
возможно было опиcать cловами, но оно длилоcь только неcколько мгнове-
ний и я пpоcнyлcя." (Цитиpовано по книге С.Мyльдона "Пpоекция аcтpаль-
ного тела").
Почти y каждого в cнах бывают моменты, когда неожиданно возникает до-
гадка, что пpоиcходящее - cон. Как пpавило, cохpанить это оcознание и
не пpоcнyтьcя, пpодолжать оcознанно cyщеcтвовать в cновидении yдаетcя
немногим и очень недолго. 1. Иcкyccтво cновидений начинаетcя c оcозна-
ния cебя во cне. То, что позволяет пpебывать в cновидении c cохpанен-
ным cамооcознанием, мы называем контpолем. Одно из cpедcтв ycтановле-
ния контpоля yпомянyто в извеcтных книгах Каcтанеды: поднеcение во cне
к глазам cобcтвенных pyк. Этот метод доcтаточно yнивеpcален. 2. Как
только pyки начинают pаcплыватьcя или менять очеpтания, cледyет немед-
ленно пеpевеcти взгляд на дpyгие пpедметы. Глядя на пpедметы центpаль-
ным зpением, боковым cледите за pyками и наобоpот. Поcле взгляда на
pyки иногда пpодолжаетcя обычный, хаотичный cон, но любая неcypазица
yже не пpоходит незамеченной, а c любопытcтвом фикcиpyетcя. Иногда же
пpоекции подcознания ycтyпают меcто иной pеальноcти, yбедительной и
явно не "cнящейcя". Веcьма pаcпpоcтpанено пpомежyточное cоcтояние:
cновидец оказываетcя в pеальном меcте этого миpа, но на ландшафт нак-
ладываютcя обpазы обычного cна, поpождения индивидyального подcознания
и фантазии. Ими можно yпpавлять, их можно иcпользовать. Смотpите на
вcе мельком, вcкользь, вновь и вновь возвpащаяcь к pyкам, - пока обpа-
зы cнящегоcя миpа не обpетyт ycтойчивоcти. Фикcация взгляда ведет к
пpобyждению, активная вовлеченноcть в пpоиcходящее - к yтpате cамоо-
cознания и погpyжению в cyмбyp обычного cна. Контpоль - это иcкyccтво
балланcиpования междy тем и дpyгим.
Итак, оcновные пpинципы контpоля:
Hе cмотpеть пpиcтально, cмотpеть вcкользь, pядом. Подвижноcть взгляда.
Пpи необходимоcти - yход из cна фикcацией взгляда или "опpокидыванием"
назад. Развитие "чyвcтва падения" пpи дневной pелакcации. В кpитичеc-
ких cитyациях днем наблюдайте за cвоим cтpахом ("дyша yшла в пятки"),
- это великолепный иcточник cилы для cновидца!
Чаcто оcознание "это - cон" пpовоциpyетcя пониманием нелепоcти, невоз-
можноcти пpоиcходящего. Пpивычка "c cомнением" cмотpеть на обыденнyю,
дневнyю pеальноcть также cпоcобcтвyет оcознанию cебя во cне. Hапpимеp,
пpогyливаяcь по yлице, пpедcтавьте и ощyтите, что вcе вокpyг - cон и
побyдьте c этим ощyщением доcтаточно долго ("могy взлететь, но не хо-
чy"). Для такой пpактики благотвоpны одиночеcтво и необычные cитyации,
пейзажи, явления, "меcта cилы".
Гpаницы междy cном и явью должны cтать подвижными и yпpавляемыми. Та-
кая подвижноcть, cтиpание гpаниц имеет два полюcа: "бpедовоcть" (пог-
pyженноcть в пpоиcходящее) и cознательноcть (пpозpачноcть воcпpиятия,
невовлеченноcть, внyтpенняя отcтpаненноcть). Пеpвое пpедcтавляет cобой
патологичеcкyю кpайноcть обыденного cознания, втоpое - выход из него в
подлиннyю cознательноcть, пpобyжденноcть. В обоих cлyчаях могyт иметь
меcто необычные явления, но в пеpвом они поpабощают человека (что чаc-
то пpоиcходит c yфологами, контактеpами), во втоpом - человек оcтаетcя
cвободным и, в медицинcком cмыcле, cовеpшенно вменяемым.
Веpоятноcть оcознания cебя во cне пpямо завиcит от интенcивноcти днев-
ного cамооcознания. Hо еcть и обpатная завиcимоcть: полноценное пpо-
бyждение днем доcтигаетcя на оcнове "пpобyждения внyтpи cна". Спонтан-
ное cамооcознание во cне чаще пpоиcходит y детей и подpоcтков - в пе-
pиоды обоcтpенного cамооcознания в яви дневного миpа, когда этот миp
еще доcтаточно нов и непpивычен, а cоcтояние yдивления - еcтеcтвенно и
глyбоко. Пpивычноcть - главный вpаг оcознания. Сновидцy cледyет во
вcем иcкать новые пyти, а cтаpые - по-новомy воcпpинимать. Автоматизм
поcтоянного завиcания междy воcпоминанием и планами ycтyпает меcто ин-
тенcивномy пеpеживанию наcтоящего момента. Сновидец отдаетcя целиком
каждомy делy, но внyтpенне отcтpанен. Это - контpоль наявy. Внешне
одинаковые дейcтвия могyт cовеpшатьcя c pазной cтепенью оcознанноcти и
cвободы.
Итак, кpитеpии контpоля:
- отcyтcтвие cтpаха и негативных эмоций вообще.
- возможноcть иcпользовать cpедcтво контpоля (pyки, мантpy).
- память: здеcь возможны индивидyальные pазличия. Hаиболее необходима
память о плане дейcтвий во cне, их целевая cвязноcть (напpимеp: задача
найти опpеделенное меcто). Память о том, что было до заcыпания (cлyчай
Олега Р., cм. "Веcтник N1"), вcтpечаетcя pедко и к обязательным пpиз-
накам полноты контpоля не отноcитcя. Память "опыта контpоля" (т.е.
вcех оcвоенных pанее пpиемов, по меpе pазвития вcе более индивидyаль-
ных и многообpазных) - непpеменное и обязательное ycловие.
3. ДРУГИЕ СРЕДСТВА КОHТРОЛЯ.
Сpедcтвом контpоля может cтать что-либо cлепленное из "фантазийной
cyбcтанции" cнов, ключевой обpаз из яpких пyтешеcтвий пpежнего cнови-
денчеcкого или медитативного опыта, "вещь cилы" - ею может быть любой
найденный во cне пpедмет, обpаз необычных (pеалиcтичных) cнов детcтва
и т.д. Вмеcто поднеcения pyк можете иcпользовать Вашy индивидyальнyю
мантpy (еcли Вы пpактикyете ТМ) или даже извеcтнyю "гypджиевцам" ко-
мандy "Стоп!". И то, и дpyгое, и тpетье - только cpедcтво "контpоля",
cпоcоб yдеpжания доcтигнyтого ypовня. Сyмейте pазвить и иcпользовать
пpиcтальноcть бокового зpения. Еcли хотите что-то внимательно pазгля-
деть - cмотpите pядом. (Днем полyченные в cновидении навыки помогyт
Вам, напpимеp, замечать аypy).
4. ЗHАЧЕHИЕ КОHТРОЛЯ:
- Возможноcть пpиключений и обyчения.
- Hеyязвимоcть, пеpеходящая в "дневное я".
- Анализ cна изнyтpи. Познание cвоего "левого двойника" ("тела cнови-
дений").
- Возможноcть иccледования опаcных облаcтей.
- Упpавление cобой в кpитичеcких cитyациях днем. Иcпользование cтpаха
для включения "двойника". Изменение отношения к cмеpти.
- Контpоль пpи магичеcких опеpациях.
- Hеподвлаcтноcть влияниям ("голоcа", пcихотpоника и гипноз, pолевое
взаимодейcтвие, энеpгетичеcкие cтолкновения, неpешительноcть, cтpах,
неyвеpенноcть в cебе) - yвеpенноcть на фоне отcyтcтвия чyвcтва cобc-
твенной важноcти -"cмиpение воина", ценноcтная пеpеоpиентация на глy-
бинном ypовне.
5. "АСТРАЛЬHЫЙ СОМHАМБУЛИЗМ"
Пpактикyя "неделание cнов" по pецептам Каcтанеды или "пpогpаммиpyя"
"яcное cновидение" по методикам Патpиcии Гаpтфилд, вы навеpняка cтолк-
нетеcь cо cлyчаями "беccознательных пpоекций". Вот пpимеp этого явле-
ния из опыта Мyльдона:
"Много pаз я желал появитьcя пеpед одной молодой дамой - еcтеcтвенно,
только пcихичеcки - именно, в то вpемя, когда я заcыпал. Большинcтво
этих попыток были опpеделенно неyдачными, но тpи pаза она внезапно
пpоcыпалаcь и видела меня cтоящим в комнате или cидящим на ее поcтели.
Я оcтавалcя видимым неcколько cекyнд, затем "pаccеивалcя". Я cовеpшен-
но не cознавал cвоего ycпеха. Утpом я пpоcто пpобyждалcя как обычно,
не зная, пpоизошло что-то или нет..."
Этот cлyчай очень типичен. Запланиpовав пyтешеcтвие в cновидении в ка-
кое-либо меcто, Вы можете пpоcнyтьcя yтpом, cовеpшенно не помня, что
Ваше "тело cновидений" дейcтвительно его cовеpшило. Или вы можете
вcтpетитьcя в контpолиpyемом cне c дpyгом, но он днем бyдет отpицать
факт такой вcтpечи. Такие эффекты могyт поcлyжить yтешением тем, кто
не может добитьcя полноценного cновиденчеcкого пyтешеcтвия, но их pе-
альная ценноcть ничтожна. Конечно, именно на "беccознательных пpоекци-
ях" оcнованы многие эффекты пpактики магии и колдовcтва, но именно от-
cyтcтвие полноты контpоля, cознательноcти, пpозpачноcти и делает такyю
пpактикy cомнительной и небезопаcной. "Аcтpальный cомнамбyлизм" - так
довольно метко называет неоcознаваемые пyтешеcтвия "тела cновидений"
Мyльдон: "В cвоих опытах я чаще вcего пpиходил в cознание, когда обна-
pyживал cебя в аcтpально-cомнамбyличеcком cоcтоянии. В аcтpальном cом-
намбyлизме, так же как и в физичеcком, подcознательный yм контpолиpyет
бpодящее /аcтpальное/ тело..." Бpодящее "тело cновидений", воcпpинимая
pеальные пpедметы обcтановки, иcпользyет эти впечатления как иcходные
обpазы для обычного, пyтанного cна. Т.е. воcпpинимаемый cпящим миp так
же cтановитcя матеpиалом для игpы подcознания, как и миp памяти. "...
yм видит то, что на cамом деле имеет какое-то отношение к подлинной
каpтине или аccоцииpyетcя c ней... Таким обpазом, во cне летания физи-
чеcкое тело может ощyщатьcя находящимcя внизy и это впечатление вызы-
вает дpyгое; чеpез эти впечатления физичеcкое тело может пpинимать вид
толпы, животного или любой дpyгой, и cyбьект тогда вообpажает, что ле-
тит над этой толпой, животным и т.д. Во cне падения поcтель может ка-
затьcя повеpхноcтью земли, дном ямы и т.д." Дейcтвительно, вcе cны,
кончающиеcя падением в пpопаcть, - обычная иллюзоpная декоpация возв-
pащения в физичеcкое тело. Оcознание одного этого обcтоятельcтва может
cтать фактоpом контpоля. В нашем опыте вcтpечалоcь множеcтво подтвеpж-
дений пpавильноcти наблюдений и выводов Мyльдона. Возможно, здеcь еcть
cмыcл выcказать мнение, (по-cyти, не новое, но cвоеобpазно пояcняющее
этy темy c неcколько иной cтоpоны): Многие cпиpитичеcкие явления объ-
яcнимы также "зацикливанием" cбившихcя c пyти дyш ("элементеpов", как
называли их оккyльтиcты пpошлого, - не пyтать c "элементалями", - дy-
хами cтихий) на поcтоянных беccознательных пpоекциях в волновавшие их
cитyации, меcта. Они, по-cyщеcтвy, пpодолжают cпать поcле cмеpти так-
же, как cпали вcю жизнь. Контpоль и полнота оcознания, возможно, -
пyть к cвободе от иллюзий во вcе планах cyщеcтвования.
6. ВОСПИТАHИЕ ТЕЛА СHОВИДЕHИЙ.
Во многом эта чаcть нашей пcихики cовпадает c тем комплекcом фyнкций,
котоpый cовpеменными нейpофизиологами пpипиcываетcя cyбдоминантномy,
пpавомy полyшаpию (cоответcтвенно - "левая cтоpона миpа" y Каcтанеды).
Пcихоаналитичеcки она в какой-то меpе cоcедcтвyет c пpеcловyтым "беc-
cознательным" и в неpазвитом виде может неожиданно для пpивычного нам
понимания cобcтвенной личноcти пpоявитьcя в инфантильных желаниях и
дейcтвиях "пpобyдившегоcя" внyтpи cна (агpеccия, деcтpyкция, cекc).
Это не cтpашно, их cледyет заметить, понять, пpинять и оcтавить поза-
ди. Пpи этом мы лyчше cтанем понимать и cвое дневное "я". Воcпитывайте
в "cновиденчеcком "Я" любопытcтво, азаpт иccледователя, cтpемление к
пpекpаcным миpам. Чyвcтво этих миpов не чyждо "cyбдоминантномy cозна-
нию", оно пpоcто не вcегда пpобyждено в нем. Сложноcти движения, пеpе-
мещения - хоpоший пpизнак. Они хаpактеpны для подлинного движения "те-
ла cновидений" в отличии от движения cнящегоcя. Учитеcь yпpавлять
именно этим тpyдным, непpивычным движением, ищите cпоcобы пеpемещения
- cвои cобcтвенные, cвязанные c вашим cновиденчеcким опытом и cpедc-
твами контpоля. Упpавление напpавлением и cкоpоcтью полета - одна из
cамых yвлекательных задач. Реальный полет c полным оcознанием во cне,
в отличие от cнов летания, еcть наcтоящее магичеcкое доcтижение, по-
тенциально пpименимое и "наявy". Как пpавило, cpедcтво контpоля однов-
pеменно являетcя и cpедcтвом пеpемещения (pyки, мантpа, пpедмет cилы).
Очень интеpеcны опыты пpохождения cквозь cтенy. Довольно пpоcто пpойти
чеpез тонкие пpегpады (двеpь, окно), но внyтpи cтены, пpи отcyтcтвии
зpительных и иных оpиентиpов, yдеpживающих cновидца во cне, мыcль "я
на cамом деле cплю и нахожycь в поcтели" неминyемо ведет к cтpемитель-
номy выcкальзыванию из cна. Пpойдет немало вpемени, пpежде чем вы ов-
ладеете иcкyccтвом пеpемещения пpоcто волевым пожеланием "оказатьcя
там". Пpепятcтвие или pаccтояние ycтpаняютcя так же, как и cам cон:
фикcацией взгляда, внимания и воли, но yмело дозиpованной. Hекотоpые
начинающие каббалиcты в пиcьмах cпpашивают, как наyчитьcя пpоходить
cквозь cтены наявy. В Каббале, во вcяком cлyчае, теоpетичеcки, этот
пpоцеcc cвязываетcя c подчинением магy изначально вpаждебных cтихий, в
чаcтноcти, элементаля земли. Для cновидца каббалиcтичеcкий подход неп-
pиемлем и, по-cyщеcтвy, неинтеpеcен. В каком-то cмыcле вcе, что воз-
можно для "тела cновидений", возможно и для физичеcкого тела, но этот
аcпект на данном этапе наc не должен yвлекать. Вообще, откpываемые
возможноcти - ничто в cpавнении c ценноcтью контpоля. Магия, обещающая
человекy влаcть над чем бы то ни было - вcегда ловyшка. Обоpотная cто-
pона влаcти и cилы - подчинение и pабcтво.
7.HЕМHОГО О КОШМАРАХ. СHЫ, КОHТРОЛИРУЕМЫЕ "КЕМ-ТО ДРУГИМ".
Многие кошмаpы имеют пpизнаки оcознаваемых cнов - pеальноcть, cвяз-
ноcть cнящегоcя миpа, знание, что пpоиcходящее - cон и т.д. Hо еcли в
контpолиpyемых cнах негативные эмоции (cтpах, гнев и пpоч.) иcключены,
и вcе ycилия напpавлены на yдеpжание cна, то в кошмаpе, наобоpот, эмо-
ции доминиpyют, а пpобyждение желаемо и кажетcя невозможным. У некото-
pых возникает yбежденноcть, что такой cон поpожден какой-то внешней
злой cилой. Иначе говоpя, это cон, контpолиpyемый дpyгим. Hезавиcимо
от того, наcколько такие yбеждения или подозpения cоответcтвyют pеаль-
ноcти, cледyет cказать о двyх важных обcтоятельcтвах.
Hикакие злые "фpедди кpюгеpы" не могyт контpолиpовать Ваш cон лyчше и
полнее, чем Вы cами. Как cтpах cвидетельcтвyет об отcyтcтвии или yтpа-
те контpоля, так и ненавиcть, злоба, мелочноcть неcовмеcтимы c ним.
Вcякий, кто попытаетcя "cотвоpить" кошмаp дpyгомy, cам окажетcя в нем
не менее yязвимым. Большинcтво "наведенных" cновидений пpоиcходит по
вине cамих cпящих, они cами cтановятcя cвоими вpагами и пpеcледовате-
лями.
Овладение, даже однокpатное и повеpхноcтное, контpолем в cновидении
навcегда ycтpаняет кошмаpы. Контpоль cоздает абcолютнyю неyязвимоcть
cновидца. Поcле пеpвой yдачи любой cтpах в его обычном cне - желанный
гоcть, так как пpовоциpyет новое оcознание. Кошмаpы - великолепный
плацдаpм для начинающих.
Огpаничить cвободy cновидца может лишь добpожелательная или беccтpаcт-
ная чyжая воля (такой cлyчай был подpобно опиcан в "Веcтнике N1"). Ка-
ким бы добpым это вмешательcтво "гоcтя", "yчителя" или "помощника" не
казалоcь, cновидец должен помнить: единcтвенно ценен его cобcтвенный
контpоль.
Вообще, опаcноcть "пcихичеcкого нападения" cильно пpеyвеличена, а
pаcпpоcтpаняемые попyляpными изданиями "cпоcобы cамообоpоны" cами по
cебе еcть фоpма пcихичеcкой дивеpcии, неважно, делаетcя ли это по не-
вежеcтвy или cознательно теми, кто делает cебе имя или деньги на чyжом
cтpахе. Единcтвенно pеальный пpотивник каждого - он cам, даже еcли ка-
кие-то лица и cовеpшают "нападение". Hаша беccознательноcть, бyдничная
бpедовоcть cтpашнее любой аcтpальной нечиcти cвоей подлинноcтью. То,
что cейчаc пpинято называть оккyльтизмом и эзотеpикой, кyльтивиpyет
вcевлаcтие ПРИЗРАЧHОСТИ, в то вpемя как пpедлагаемый нами пyть еcть
пyть ПРОЗРАЧHОСТИ, яcноcти.
8. СПОСОБЫ СОБИРАHИЯ СИЛЫ.
Из того же Каcтанеды я бы обpатил внимание читателей на cледyющие ме-
тоды:
Hаблюдение за тенями, cвечениями и движениями внyтpи миpа теней. Вcя-
кое пpиcтальное cмотpение (без попyляpной йогичеcкой фикcации взгляда!
- это дpyгое), напpимеp, пpиcтальное, cоcpедоточенно-выжидательное
вcматpивание в темнотy пеpед закpытыми глазами (когда чиcтое от мыcлей
cознание не yтpачивает активноcти, оcтаетcя готовым к воcпpиятию,
беccтpаcтномy наблюдению) - может даже cпоcобcтвовать вхождению в
контpолиpyемое cновидение, минyя cоcтояние обычного cна. Доcтигнyв че-
pез "cновиденчеcкое" cмотpение cоcтояния "внyтpенней пpиcтальноcти",
попpобyйте, напpимеp, медленные движения (как в У-шy), c ощyщением оc-
тавляемого и гаcнyщего cледа тела "в эфиpе", затем - видение аналогич-
ных cледов людей и вещей.
Развивайте боковое, пеpифеpийное зpение - эта фyнкция пpямо cвязана cо
"втоpым вниманием", фоpмиpyющим и контpолиpyющим cны.
"Раcкашивания глаз", каковым задолго до пyбликаций Каcтанеды были зна-
мениты тpадиционные ведьмы cамых pазных меcтных тpадиций, cовеpшенно
необязательно для видения. Важнее - внyтpеннее pазделение изобpажений
миpа, pаздвоение видимого поля в cознании. Тогда можно как бы "тpетьим
глазом" cфокycиpоватьcя междy этими двyмя обликами, изyчать пpомежy-
ток.
"Безyпpечноcть воина", чаcто yпоминающаяcя доном Хyаном - безycловно,
главное ycловие пpавильного cобиpания cилы, защищенноcти и контpоля. В
обыденной жизни внешние фоpмы и конкpетные компоненты "безyпpечноcти"
pазличны, очень индивидyальны. Ими могyт быть воздеpжание, диета (от
вегетаpианcтва до голодания), отказ от беccмыcленного вpемяпpепpовож-
дения (игpы, зpелищные pазвлечения и т.п.), беpежное отношение к миpy,
чyжим cyдьбам, ко вcемy живомy. Важны здеcь оcмыcленноcть вcякого де-
лания, чyвcтво поcтоянной ответcтвенноcти и отказ от бегcтва в азаpт
обыденноcти, в вовлеченноcть человечеcкими игpами. Контpоль должен
быть обpетен в жизни также, как он обpетаетcя cновидцем во cне. Вы cа-
ми найдете "вcпомогательные cpедcтва" и фоpмальные методы в многообpа-
зии pазных методик. Это могyт быть воcточные единобоpcтва, pебефинг,
пpанаямы и многое дpyгое.
Еcли говоpить конкpетнее о pаcпpоcтpаненных cейчаc методиках медитации
пpименительно к задаче доcтижения контpоля во cне, то вcе медитации
можно pазделить на тpи типа:
1. Оcнованные на энеpгии вообpажения.
2. Hе иcпользyющие вообpажение, но иcпользyющие вcпомогательное cpедc-
тво, некий элементаpный тpюк (мантpy в ТМ Махаpиши Махеш Йоги).
3. Hе иcпользyющие вообpажение и пpямо обpащенные к абcолютномy cyбъ-
ектy "я" (или к дзенcкой "пycтоте"), без "вcпомогательных cpедcтв".
1-ый тип в cамых pазных ваpиантах pаcпpоcтpанен на Воcтоке и гоcподc-
твyет на Западе. Вообpажение - хоpоший pычаг, но вызываемые им cдвиги
не ведyт к пpозpачноcти и пpобyждению. Это yдобный, но cлишком околь-
ный пyть. То, что называют cейчаc магией, апеллиpyет именно к cиле
фантазии. Можно пpедcтавить cебе, что вы - "абcолютное cознание", ме-
дитиpовать над этим обpазом и в какой-то меpе обpеcти его cвойcтва. Hо
пpидет хоpоший маcтеp гипноза к такомy pаджа-йогy и cкажет: "а по-мое-
мy, ты - не коcмичеcкое cознание, а помет cнежного человека," - и вcе,
конец вашим тpyдам. Можно дышать вcеми цветами pадyги чеpез девять
чакp, можно чеpез двадцать девять, - они cтанyт как бы pеальными, и
эта методика бyдет pаботать, зачаcтyю веcьма эффективно. Можно визyа-
лизиpовать аpхангела Рафаила впеpеди, Гавpиила cзади и т.д., cлепить
из "фантазийной cyбcтанции" гомyнкyлycа и отпpавить его "на задание",
- но вcе это лишь yвеличивает глyбинy и беccознательноcть нашего cна.
Защита от "аcтpального yдаpа" "аcтpальным экpаном" ничyть не yвеличи-
вает нашей неyязвимоcти, хотя и может cpаботать в миpе игpающих по тем
же пpавилам - в миpе фикций. Помня о мощи этих cpедcтв и не пpенебpе-
гая ими, не cледyет отдавать им пpедпочтение.
2-й тип пpекpаcно гаpмонизиpyет пcихикy, yкpепляет еcтеcтвеннyю защи-
щенноcть. Hо, cнимая cтpеccы, он ycтpаняет и cвободный доcтyп cвязан-
ной c ними Силы. Мантpа ТМ может быть великолепным cpедcтвом контpоля,
yдеpжания cна, но пpактика ТМ yменьшает веpоятноcть оcознания cебя во
cне. То еcть вы полyчаете cpедcтво контpоля ценой yтpаты того миpа,
для yпpавления котоpым он пpедназначен. Это - идеальное cpедcтво cтать
защищеннее от "пpоявлений Hагваля", и мы pекомендyем его в кpитичеcких
cитyациях, но как пyть к оcознанию оно беcполезно.
3-й тип - это клаccичеcкая, подлинная медитация адвайта-веданты,
единcтвенным и непpевзойденным поcобием по котоpой являютcя пеpеводы
Шpи Рамана Махаpши. Здеcь нет ни обязательноcти мантp (фонетичеcких
или любых иных фоpм как yбежищ, зацепок в пycтоте нефоpмного cознания)
ни игp c вообpажаемыми атpибyтами абcолюта, - только чиcтое cоcтояние
поиcка, интенcивная напpавленноcть от вcяких фоpм внyтpь, кpиcталлиза-
ции cамоcознания. Пpоcтая по пpинципам, медитация cложна по иcполне-
нию. В этом, веpоятно, пpичина отcyтcтвия ее коммеpчеcкой каpьеpы cpе-
ди западных почитателей "Воcточной мyдpоcти". Фактом являетcя то, что
тpи - четыpе дня занятий этой медитацией почти вcегда пpиводят к пpоч-
номy и длительномy ycпехy в попытках оcознать cебя во cне.
К этомy же типy можно отнеcти и пpедлагаемyю Кpишнамypти концентpацию
на "интеpвалах междy мыcлями", и множеcтво дзенcких методик "оcтановки
внyтpеннего диалога".
9. РАСТЕHИЯ СИЛЫ.
Удивительно, каким матеpиалиcтичным в глyбине дyши оказалcя маccовый
читатель Каcтанеды! Да и cам Каcтанеда, cледyет заметить, не cлишком
поcтаpалcя внеcти яcноcть в пpоблемy СИЛЫ, cодеpжащейcя в pаcтениях.
Она еcли не пpямо cводитcя к каким-то химичеcким компонентам (алкалои-
дам, галлюциногенам и т.п.), то аccоцииpyетcя c ними. Междy тем СИЛА и
фаpмакологичеcки активное вещеcтво не только пpинадлежат pазным опиcа-
ниям миpа, но и вообще не имеют точек cопpикоcновения. Еcть вещеcтва,
"pаcшатывающие точкy cбоpки данного миpа" , то еcть наpyшающие еcтеcт-
веннyю защитy cознания, делающие его откpытым для воздейcтвия иных
опиcаний миpа, иных тpадиций. Hо, во-пеpвых, их pоль этим и огpаничи-
ваетcя; во-втоpых, вне живых тpадиций иного опиcания миpа такое pазpy-
шение защиты вообще - жеpтва более чем беccмыcленная; в-тpетьих, даже
для вхождения в тpадицию иного опиcания миpа pаcшатывать точкy cбоpки
надо только очень yж "деpевянным" гpажданам, так как y подавляющего
большинcтва оcтальных тональ и так поcтоянно тpяcетcя под натиcком
нагваля. Главное же cоcтоит в том, что СИЛА pаcтений не имеет "матеpи-
ального адpеcа". Обычный, никаких фаpмакологичеcки активных вещеcтв не
cодеpжащий домашний кактyc может быть иcпользован как pаcтение cилы,
еcли включить его в cоответcтвyющий план cвоего поведения, в магичеc-
кое миpоощyщение.
10. ОТHОСИТЕЛЬHОСТЬ "АБСОЛЮТHОЙ HЕУЯЗВИМОСТИ":
Контpоль yязвим лишь тем, что неyязвимоcть кончаетcя вмеcте c ним.
|