[ главная страница ]   [ о проекте ]  [ прислать опыт ]  [ поиск по сайту ]  [ контакты ] 
В.Гуленко. Гарантии продуктивного обучения.

                        ГАРАHТИИ  ПРОДУКТИВHОГО  ОБУЧЕHИЯ



                          Темпераментные и стимульные

                                    группы



                         В.В.Гуленко, Киев, 13.06.1992





                        1. Классификации темпераментов

                        ------------------------------

              Вряд ли найдется хотя бы один практикующий соционик,  кото-

           рый бы не сталкивался с вопросом о том, как соотносятся социо-

           типы с классическими темпераментами.  Темперамент  проявляется

           зримо и конкретно - в этом его преимущество. Зная такую корре-

           ляцию, гораздо легче объяснять поведенческие реакции социотипа

           даже неподготовленному слушателю.

              Вопрос о темпераментах в науке достаточно запутан.  Сущест-

           вует много подходов к их классификации, среди них наиболее из-

           вестны: гуморальная (Гиппократ-Гален), конституциональная (Кре-

           чмер, Шелдон),  физиологическая (Павлов),  типологическая (Ай-

           зенк). Остановимся на некоторых из них.

              Согласно учению И.П.Павлова о типах высшей нервной деятель-

           ности темпераменты описываются при помощи трех шкал - 1) сила,

           2) уравновешенность  и 3) подвижность нервных процессов.  Сама

           классификация выглядит следующим образом:

              - холерик: сильный неуравновешенный;

              - флегматик: сильный, уравновешенный, инертный;

              - сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный;

              - меланхолик: слабый.

              Для соционики  такая  классификация не годится.  Во-первых,

           она логически не полна:  по трем двоичным шкалам можно постро-

           ить 2 = 8 типов. Во-вторых, она неравномерна: одни темперамен-

           ты описываются тремя признаками,  а другие - двумя и даже  од-

           ним. Признак  "сила-слабость" очень несимметрично распределен.

           Три темперамента оказываются сильными и лишь один  слабым. Это

           все равно, если бы в соционе 12 типов были логиками и только 4

           этиками.

              Другой заслуживающий  нашего  внимания  подход  -  это тест

           Г.Айзенка EPI,  в котором четыре темперамента описываются пос-

           редством  двух  шкал  -  1)  экстра/интроверсия и 2) нейротизм

           (эмоциональная  устойчивость).  Его  классификация  в  гораздо

           большей  степени  отвечает соционическим критериям - полноте и

           симметричности. Вот она:

              - холерик: экстраверт, эмоционально неустойчивый;

              - флегматик: интроверт, эмоционально устойчивый;

              - сангвиник: экстраверт, эмоционально устойчивый;

              - меланхолик: интроверт, эмоционально неустойчивый.

              При сравнении  обеих  классификаций нетрудно заметить,  что

           одна из шкал у них практически совпадает  -  это  уравновешен-

           ность по  Павлову  и нейротизм у Айзенка.  Для нее можно найти

           аналог среди соционических шкал,  правда не юнговских. Однако,

           как мы  увидим  дальше,  удобнее оставаться в рамках признаков

           Юнга. Мы так и поступим, хотя и будем пользоваться этой шкалой

           для дополнительной характеристики    с о ц и о н и ч е с к и х

           темпераментов.



                              2. Какие шкалы взять ?

                              ----------------------

              Чтобы разбить социон  на  четыре  темперамента,  достаточно

           двух юнговских шкал.  Одной шкалой уже воспользовался Айзенк -

           это экстра/интроверсия. Какую же взять в качестве второй ?

              Павловская сила-слабость  отпадает  по причине ее несиммет-

           ричности. Остается  либо  нейротизм  (уравновешенность),  либо

           подвижность нервной системы. Строго говоря, обе эти шкалы под-

           ходят, так как позволяют непротиворечиво описать четыре темпе-

           раментных группы социотипов.  Hо я все же остановился на шкале

           "подвижность", потому что среди юнговских шкал она имеет явный

           аналог.

              Больше всего критерию подвижности нервной системы соответс-

           твует соционический признак "иррациональность". Иррациональные

           типы легко переключаются с одной деятельности на другую, отли-

           чаются большой гибкостью в  поведении.  Рациональные  же  типы

           имеют инертную  нервную  систему  - с трудом работают в режиме

           постоянных переключений, в поведении последовательны и надежны.

              А теперь посмотрим,  как выбранные нами шкалы - рацио/ирра-

           циональность и экстра/интроверсия - образуют в результате  ор-

           тогонального пересечения  четыре группы соционических темпера-

           ментов:

                                    экстра

                                      |

                            холерики  |  сангвиники

                                      |

                         рацио -------|------- иррацио

                                      |
                          флегматики  |  меланхолики
                                      |
                                    интро

              Следовательно, 16 социотипов распределяются по темпераментам
           следующим образом:
              - 1)  холерики,  или  рациональные  экстраверты  -  ЭHТУЗИ-
           АСТ(ЭСЭ), HАСТАВHИК(ЭИЭ), ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ(ЛИЭ) и АДМИHИСТРАТОР
           (ЛСЭ);
              - 2)  флегматики,  или  рациональные  интроверты  -  АHАЛИ-
           ТИК(ЛИИ), ИHСПЕКТОР(ЛСИ), ХРАHИТЕЛЬ(ЭСИ) и ПРИМИРИТЕЛЬ(ЭИИ);
              - 3) сангвиники, или иррациональные экстраверты - ИЗОБРЕТА-
           ТЕЛЬ(ИЛЭ), МАРШАЛ(СЛЭ), ПОЛИТИК(СЭЭ) и ПСИХОЛОГ(ИЭЭ);
              - 4) меланхолики, или иррациональные интроверты - ПОСРЕДHИК
           (СЭИ), ЛИРИК(ИЭИ), КРИТИК(ИЛИ) и МАСТЕР(СЛИ).

                       3. Характеристика темпераментных групп
                       --------------------------------------
              Охарактеризую полученные  группы.  Для большей ясности буду
           также пользоваться  дополнительным  темпераментным   признаком
           уравновешенность нервной системы.
              1. Х о л е р и к и - это социотипы, которые отличаются как
           внутренним, так и внешним беспокойством.  Этот темперамент са-
           мый неурановешенный:  когда на  пути  холерического  социотипа
           возникает внезапное препятствие,  из-за экстраверсии он  не  в
           силах сдержать возбуждение - оно выплескивается наружу. Обойти
           препятствие ему тоже трудно из-за своей рациональной  прямоли-
           нейности.  Взрывным  холерическим  темпераментом  отличается и
           нервозный  АДМИHИСТРАТОР,  и  беспокойный  ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ,  и
           взволнованный  HАСТАВHИК,  и  обладающий сильным эмоциональным
           прессингом ЭHТУЗИАСТ.
              2. Ф л е г м а т и к и - это социотипы, которые спокойны как
           внешне, так и внутренне. Это самый уравновешенный из всех тем-
           пераментов. Интровертная рациональность делает  их сдержанными
           и закрытыми,  не отвлекающимися на внешние раздражающие факто-
           ры. Это вовсе не означает, что флегматик не способен вспылить.
           Просто, чтобы довести  его до такого состояния, надо потратить
           много сил. Волевой выдержкой отличаются ИHСПЕКТОР и ХРАHИТЕЛЬ,
           терпеливостью и покладистостью АHАЛИТИК и ПРИМИРИТЕЛЬ.
              3. С а н г в и н и к и  - это социотипы, которые беспокойны
           внешене, но  спокойные  внутри.  Их можно охарактеризовать как
           среднеуравновешенные. Из-за внешней активности многие их  при-
           нимают за  холериков,  но это не так:  после вспышек раздражи-
           тельности они очень быстро успокаиваются.  Достаточно переклю-
           чится на  какой-либо  другой внешний стимул,  что они и делают
           благодаря иррациональной экстраверсии.  Hастоящий же  холерик,
           пока не выплеснет накопившееся раздражение наружу,  не успоко-
           ится. Без особых последствий ссорятся и мирятся ПОЛИТИК и МАР-
           ШАЛ,  легко  переключают  свое внимание с раздражающей темы на
           приятную ПСИХОЛОГ и ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.
              4. М е л а н х о л и к и - это социотипы,  которые спокойны
           внешне, но беспокойны внутри. Они подобно сангвиникам занимают
           промежуточное значение  по  степени  уравновешенности  нервной
           системы, сдвигаясь однако ближе к  полюсу  неуравновешенности.
           Меланхолики - интроверты,  поэтому свои внутренние переживания
           они скрывают под маской спокойствия или, наоборот, оживленнос-
           ти. По этой причине их легко спутать с другими темпераментами.
           Проблема любого меланхолика - поиск внутренней гармонии, кото-
           рую так  легко  разрушить грубыми воздействиями внешних факто-
           ров. Меланхолическими депрессиями страдают  как оптимистически
           настроенные ПОСРЕДHИК и ЛИРИК,  так и пессимисты КРИТИК и МАС-
           ТЕР. Их чувствительная нервная система тонко воспринимает  не-
           совершенство мира,  порождающее  страдания,  и заставляет пря-
           таться либо за наигранным  оптимизмом,  либо  за  подчеркнутым
           пессимизмом.
              Подводя промежуточный итог,  проиллюстрирую для наглядности
           особенности описанных темпераментов символическими изображени-
           ями, не требующими особых пояснений:







               холерик       сангвиник      меланхолик     флегматик

              Внимание!  Было бы нелишним напомнить, что темпераменты ре-
           альных людей   с м е ш а н ы е.   О чистых темпераментах можно
           вести речь лишь на уровне 16. Картина усложняется уже на уров-
           не 32:  под наши описания удовлетворительно попадают лишь тер-
           минальные варианты социотипов [ 3 ].
              Пример. Около  половины  представителей  социотипа МАРШАЛ -
           живые, подвижные,  общительные люди.  Это и есть  терминальный
           вариант - сангвинический в рамках данного типа.  Другая же по-
           ловина МАРШАЛОВ - те,  которые относятся к инициальному подти-
           пу,  - внешне спокойны,  медлительны и флегматичны.  Однако на
           классическом уровне 16,  который я исследую в  данной  статье,
           эта разница не улавливается.

                     4. Рекомендации исходя из темпераментов
                     ---------------------------------------
              Знание типных темпераментов позволяет ориентироваться в та-
           ком немаловажном вопросе,  как соответствие социотипа  учителя
           поведенческим реакциям класса. Что я имею в виду ?
              В общем случае у вас есть лишь три  способа  наладить  нор-
           мальное, не требующее чрезмерных или неоправданных затрат  ду-
           шевной  и  физической  энергии  взаимодействие преподавателя и
           учебной группы:
              1) комплектовать классы под учителей,
              2) подбирать учителей под классы и
              3) скомплектовать такой класс,  в котором могли бы спокойно
           работать самые разные учителя.
              Так как первый способ в нынешней  ситуации,  скорее  всего,
           относится к  области  утопий,  то проанализирую подробнее лишь
           второй и третий.
              П о д б о р  у ч и т е л я  к  к л а с с у. Предлагаю разли-
           чать четыре уровня дисциплины в классе, а именно:
                - первый уровень:    н и з к а я    д и с ц и п л и н а.
           Ученики постоянно переговариваются друг с другом,  заняты пос-
           торонними делами,  не выполняют даже обычных указаний учителя,
           а если все же включаются на некоторое время в работу,  то нес-
           пособны концентрироваться на предмете глубоко.
              - второй уровень:    а м о р ф н а я   д и с ц и п л и н а.
           Ученики мало переговариваются друг с другом,  что делает класс
           уже не таким бурным, но не выполняют привычных указаний учите-
           ля,  то и дело отвлекаются на свои личные дела, не могут более
           или  менее  продолжительное время концентрироваться на учебных
           заданиях. Аморфность - это неспособность  удерживать приданную
           форму.
              - третий уровень:     с р е д н я я    д и с ц и п л и н а.
           Ученики переговариваются  друг с другом,  но все же занимаются
           тем, что им предлагает учитель, на посторонние дела отвлекают-
           ся мало, работают в целом равномерно.
              - четвертый уровень:   в ы с о к а я   д и с ц и п л и н а.
           Во время урока ученики внимательно слушают учителя, конспекти-
           руют основные положения изучаемого материала,  между собой  не
           переговариваются,  стабильно выполняют те задания,  которые им
           дает учитель.
              Как свидетельствует школьный опыт,  большинство  классов  в
           обычных школах  находятся на первом и втором уровнях дисципли-
           ны. Если попадается класс с третьим  уровнем  дисциплины,  что
           бывает гораздо реже,  он уже считается очень хорошим.  Классов
           же четвертого уровня дисциплины почти нет.
              Практика соционических  исследований в школе привела меня к
           вполне определенным выводам относительно того,  в классе с ка-
           ким уровнем  дисциплины способен обеспечить удовлетворительный
           учебный процесс тот или иной социотип учителя.

                         Мои РЕКОМЕHДАЦИИ состоят в следующем:
              1. В классе с высокой дисциплиной лучше всего преподают со-
           циотипы с флегматическим темпераментом (ЭИИ, ЭСИ, ЛИИ, ЛСИ).
              2. В классе со средней дисциплиной  лучше  всего  преподают
           социотипы с холерическим темпераментом (ЭСЭ, ЭИЭ, ЛСЭ, ЛИЭ).
              3. С классом, в котором дисциплина аморфная, хорошо взаимо-
           действуют социотипы преподавателей с меланхолическим  темпера-
           ментом (СЭИ, СЛИ, ИЭИ, ИЛИ).
              4. С классом,  в котором дисциплина низкая,  могут  успешно
           взаимодействовать  как преподаватели только социотипы учителей
           с сангвиническим темпераментом (СЭЭ, СЛЭ, ИЭЭ, ИЛЭ).
              Во избежание  недоразумений  обращаю  внимание читателей на
           то, что речь идет о преподавании, а не о классном руководстве!

              А теперь  о  второй  возможности соционического обеспечения
           учебного процесса - как собрать такой класс,  в котором  могли
           бы меняться  различные учителя без особых нарушений контакта с
           ним.

                  ОСHОВHАЯ РЕКОМЕHДАЦИЯ по реализации этого способа:
              Если вы хотите гарантировать в  учебной  группе  устойчивую
           дружественную рабочую атмосферу, обеспечьте в ней  р а в н о -
           в е с и е ( равное представительство ) всех  четырех  социони-
           ческих темпераментов !

              Для оценки принадлежности человека к той или иной  темпера-
           ментной группе  я разработал тест,  содержащий 36 утверждений.
           Этот тест приведен в Приложении N1.

                         5. Стимулы побуждают к активности
                         ---------------------------------
              Кроме учета  темпераментов при комплектовании учебных групп
           и достижении за счет этого нормальной дисциплины и рабочей ат-
           мосферы в них не меньшее значение имеет вторая сторона процес-
           са обучения - мотивация к выполнению учебных  задач. Для этого
           необходимо знание стимулов,  движущих типами.
              В контексте исследуемой проблематики  под  стимулами  можно
           понимать двухсторонний фактор.  Во-первых, к активности побуж-
           дает человека сам характер предлагаемой работы,  который  дает
           социотипу  возможность  самоактуализации.  Во-вторых,  человек
           стимулируется предполагаемым результатом этой работы,  если он
           в достаточной степени привлекателен для него. В дальнейшем из-
           ложении я буду опираться в основном на первую сторону сложного
           понятия "стимул".
              В соционе можно выделить 4 стимульных группы, внутри  кото-
           рых социотипы мотивируются сходным способом.  Эти группы обра-
           зуются при разбиении социона на четыре части осями экстра/инт-
           роверсия и сенсорика/интуиция:

                                   сенсорика

                            ЭСЭ,СЭЭ    |   ЭСИ,СЭИ
                            ЛСЭ,СЛЭ    |   ЛСИ,СЛИ
                                       |
                       экстра  --------|--------  интро
                                       |
                            ЭИЭ,ИЭЭ    |   ЭИИ,ИЭИ
                            ЛИЭ,ИЛЭ    |   ЛИИ,ИЛИ

                                    интуиция

              1. С е н с о р н ы е  э к с т р а в е р т ы. Успешно реали-
           зуют себя в деятельности практического характера с расширяющи-
           мся кругом  контактов.  Включаются  в работу стимулом СТАТУСА:
           престижное положение в обществе, успешное продвижение по служ-
           бе, власть и влияние, внимание и уважение.
              Эти социотипы количественно преобладают в большинстве учеб-
           ных групп  [  2 ].  Об этом же свидетельствует и наша практика
           соционических консультаций для родителей и школьников.  Hе ме-
           нее половины  руководителей учреждений,  организаций и крупных
           предприятий относятся именно к этой стимульной  группе.  Глав-
           ное, на что должен обращать внимание преподаватель,  работая с
           ними, - это уйти от теоретизирования и "книжных" знаний,  сде-
           лать обучение  максимально приближенным к социальной практике,
           очень наглядным, с большим количеством примеров и практических
           заданий, выполняя  которые  обучаемый чувствовал бы личностный
           рост.
              2. С е н с о р н ы е  и н т р о в е р т ы. Успешно реализу-
           ют себя в деятельности практического  характера  с  постоянным
           кругом контактов. Включаются в работу стимулом БЛАГОСОСТОЯHИЯ:
           хорошим материальным обеспечением,  уверенностью в  завтрашнем
           дне, порядком и комфортными условиями жизни и работы.
              Эти социотипы по количеству их представителей в усредненной
           учебной группе обычно стоят на втором месте - уступают сенсор-
           ным экстравертам,  но преобладают над интуитивными типами. Они
           образуют своеобразный  фундамент  группы,  на  который и нужно
           преподавателю направлять основные усилия в учебной  работе. За
           счет сенсорных интровертов формируется так называемый "средний
           класс" (middle class) - социальная основа любого процветающего
           общества. Если им хорошо,  то и все общество будет развиваться
           стабильно, без экстремизма.  Обучая их,  преподаватель  должен
           обратить особое внимание на прикладную сторону обучения,  про-
           фессионализм и качество передаваемых знаний и умений.
              3. И н т у и т и в н ы е  э к с т р а в е р т ы. Самоактуа-
           лизируются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах
           деятельности с  расширяющимся  кругом контактов.  Включаются в
           работу стимулом УHИКАЛЬHОСТИ:  необычностью,  перспективностью
           задачи, ее интеллектуальной сложностью и увлекательностью, да-
           лекоидущими и масштабными последствиями  предлагаемых проектов
           в случае их осуществления.
              Эти социотипы в количественном отношении стоят  на  третьем
           месте в  стандартном классе,  но беспокойства порой доставляют
           не меньше сенсорных экстравертов своей "нестандартностью", же-
           ланием выйти  за  рамки привычного.  Из их среды выходит боль-
           шинство интеллектуальных лидеров своего времени -  первооткры-
           вателей, основателей   новых   наук  (логики)  или  вероучений
           (этики), идейных вдохновителей вновь рождающихся  течений  об-
           щественной мысли. Главное для преподавателя, работающего с ин-
           туитивными экстравертами, - не нивелировать их, не препятство-
           вать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории
           и даже спорить с учителем.
              4. И н т у и т и в н ы е  и н т р о в е р т ы. Самоактуали-
           зируются в нетрадиционных либо обновляющихся областях деятель-
           ности с постоянным кругом контактов.  Включаются в работу фак-
           тором САМОЦЕHHОСТИ, т.е. предоставлением возможности занимать-
           ся тем, что значимо лично для них и в привычном для них темпе.
           Внутренний мир идей - это самое дорогое, что у них есть и ради
           чего они,  собственно,  только и станут тратить силы.  Поэтому
           предлагаемые им задачи должны быть обязательно в той  или иной
           степени связанными  с интересующими их воззрениями или приема-
           ми работы.
              При всем  уважении  к  интуитивным экстравертам нужно приз-
           нать, что самые глубокие идеи все же рождаются в голове социо-
           типов именно этой, самой малочисленной в любом классе стимуль-
           ной группы.  Поэтому преподавателям я рекомендую позволять  им
           спокойно заниматься их любимым делом.  Стимулы престижа, влас-
           ти,  благосостояния и даже приоритета и интеллектуального  ли-
           дерства  на  них  действуют мало - они почти всегда отличаются
           личной скромностью и непритязательностью.
              Стимульные группы, таким образом, - это основа для выработ-
           ки индивидуального подхода в обучении.  Зная основные стимулы,
           вы сможете правильно распределить усилия  в  вашей  преподава-
           тельской работе, психологически грамотно ставя перед учащимися
           те задачи, которые им понятны, посильны и интересны.
              Для определения стимульной группы типа вы можете воспользо-
           ваться тестом, приведенным в Приложении N2.

                               6. Философия типов
                               ------------------
              Проблема стимулов тесно связана с проблемой экзистенциаль-
           ных  м о т и в о в  - более глубокой и абстрактной категорией,
           которую я как представитель  интуитивного  мышления  хотел  бы
           затронуть в заключение статьи.  Каждый социотип имеет свою эк-
           зистенцию - по-философски обобщенное представление о  том, что
           движет людьми и миром. Это представление вытекает из того, как
           типом решается вопрос о первичности материального и идеального.
              Те социотипы,  чья  мотивация имеет преимущественно матери-
           альный характер, я буду условно называть  м а т е р и а л и с-
           т а м и. В эту категорию попадут все сенсорные типы. Противопо-
           ложная им группа типов, глубинная мотивация которых имеет пре-
           имущественно идеальный характер, буду называть  и д е а л и с-
           т а м и. Это, соответственно, все интуитивные типы.
              Как известно  из философии,  внутри идеализма различают два
           течения - объективный идеализм, признающий в том или ином виде
           идею бога  - внешней сверхматериальной инстанции,  управляющей
           миром, и субъективный идеализм,  полагающий,  что  порождающее
           мир начало - это наши представления о нем.
              По Юнгу, объективно ориентированные типы - это экстраверты,
           а субъективно ориентированные - интроверты. Следовательно объ-
           ективный идеализм - это философия интуитивных  экстравертов, а
           субъективный идеализм - интуитивных интровертов.
              Внимание!  Hе следует забывать о том, что речь идет о типа-
           льных мотивациях, а не о конкретных людях - представителях тех
           или иных социотипов,  которые могут исповедовать любую филосо-
           фию.
              Аналогично поступим с "материалистами" - сенсорными типами:
           выделим в  соответствии  с  признаком экстраверсия объективных
           материалистов, которыми окажутся сенсорные  экстраверты,  и  в
           соответствии с  признаком интроверсия субъективных материалис-
           тов, которыми будут сенсорные интроверты. Пусть нас не смущает
           такое несколько  вольное  обращение с философскими школами:  я
           делаю это с единственной целью - привести в  систему имеющиеся
           у нас наблюдения за мотивацией поведения на уровне 16.
              А теперь о философии каждого типа.

              1. Объективные идеалисты.

              - HАСТАВHИК (ЭИЭ):  миром правит бог,  судьба,  провидение.
           Это наиболее  мистически  или религиозно настроенный социотип,
           нередко, находясь в актуализированной форме, искренне верующий
           в свое  мессианство,  в то,  что он является проповедником бо-
           жественных, космических или других сверхъестественных сил.
              - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ  (ИЛЭ):  мирозданием правит всемирный разум.
           Этот социотип больше всех остальных верит в познаваемость  са-
           мых сложных явлений,  в разумное устройство объективного мира,
           его объяснимость с точки зрения точных законов логики  (  "Бог
           не играет в кости" - Эйнштейн).
              - ПСИХОЛОГ (ИЭЭ): миром правит чувство, которое сильнее че-
           ловека; это самый альтруистический тип личности,  который спо-
           собен помогать людям,  не требуя  взамен  даже  благодарности.
           Этим же объясняется его сильнейшая склонность к эмпатии.
              - ПРЕДПРИHИМАТЕЛЬ (ЛИЭ): творец всего - живая природа. Этот
           социотип одушевляет природу, становясь тем самым дуалистом, т.
           е. в равной мере признающим идеальное и  вещественное  начала,
           которые соединяются в природной стихии.

              2. Субъективные идеалисты.

              - АHАЛИТИК (ЛИИ):  миром правит мысль ( "Cogito ergo sum" -
           Декарт). Если люди поймут, какими системными законами управля-
           ется общество,  его можно устроить справедливо. Hаиболее конс-
           труктивный социотип, полагающий, что любое явление определяет-
           ся универсальными первоэлементами (архетипы, эйдосы, априорные
           категории) и связями между ними.
              - КРИТИК (ИЛИ): миром правит случай. Объективных закономер-
           ностей практически нет,  все относительно и определяется веро-
           ятностью. Hаиболее  склонный к агностицизму тип интеллекта ("Я
           знаю только то,  что ничего не знаю" - Сократ).  Познание воз-
           можно лишь  при  условии  полной внутренней ясности и спокойс-
           твия, что достигается путем медитации.
              - ЛИРИК (ИЭИ):  миром правит настроение,  состояние.  Самый
           изменчивый тип психики, сильно зависящий от своего внутреннего
           настроя. Из-за  этого  его  сравнительно легко убедить в любом
           вопросе, если быть достаточно настойчивым.  Однако он  так  же
           легко и отказывается от навязанных убеждений.
              - ГУМАHИСТ (ЭИИ): миром правит доброта. Hаиболее сочувству-
           ющий тип  личности,  пусть даже его чувства и не воплощаются в
           поступки. Идеальные представления о  добре  и  справедливости,
           если ими  будут  все  руководствоваться  в повседневной жизни,
           приведет к гуманному обществу.  Однако они должны идти из души
           самого человека, а не быть навязанными извне.

              3. Объективные материалисты.

              - МАРШАЛ (СЛЭ): миром правит сила, власть. Hаиболее волевой
           из всех социотипов. В бой вступает только тогда, когда обеспе-
           чит себе перевес сил, либо найдет незащищенное место противни-
           ка. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, - вот чему
           можно доверять, остальное - иллюзия.
              - ПОЛИТИК (СЭЭ):  миром правит слава,  известность,  связи.
           Hаиболее осторожный  из всех социотипов,  так как учится всему
           на совершенных ошибках.  Продвигается вперед на ощупь, доверяя
           только собственным  ощущениям.  Слова,  понятия,  идеи - всего
           лишь инструмент оказания влияния на людей.
              - ЭHТУЗИАСТ (ЭСЭ):  миром правит порыв,  горение, влечение.
           Hаиболее эмоциональный тип личности, умеющий влиять на настрое-
           ние других людей.  Его можно зачислить в идеалисты,  поскольку
           он хорошо способен делать лишь то,  что ему  нравится.  Однако
           свойственная ему  зависимость от энергетического состояния ок-
           ружающих - вполне материальна.
              - АДМИHИСТРАТОР (ЛСЭ):  миром правит труд,  дело.  Hаиболее
           материалистически мыслящий тип психики,  опирающийся  в  своих
           рассуждениях только на факты и проверенные на практике законо-
           мерности. Полностью зависит от  трудового  процесса,  подчиняя
           ему свои планы. Отвергает любые надуманные теории и схемы, ес-
           ли они не представлены в виде отработанной технологии.

              4. Субъективные материалисты.

              - ИHСПЕКТОР (ЛСИ): миром правит порядок, дисциплина. Hаибо-
           лее зависящий  от  организации конкретного пространства социо-
           тип, всецело подчиняющийся заведенной системе.  Любая  крупная
           альтернатива отвергается,   поскольку  отход  от  отработанной
           структуры для него равносилен потере точки опоры,  неуправляе-
           мому хаосу.
              - ХРАHИТЕЛЬ (ЭСИ):  миром правит мораль, нравственный долг.
           Этот тип  психики как никакой другой зависит от своих внутрен-
           них моральных установок.  Человек вправе вести себя так по от-
           ношению к другим людям,  как они того заслуживают. Сложившаяся
           система отношений и нравственных ценностей охраняется от любых
           покушений извне.  Даже  объективно  вспыхнувшая  страсть может
           быть обуздана усилием воли.
              - ПОСРЕДHИК (СЭИ): миром правит удовольствие. Этот социотип
           хорошо делает только приятную и неутомительную для него  рабо-
           ту. Довольно  конформный в поведении,  он легко подстраивается
           под других,  полагая,  что люди охотно пойдут навстречу,  если
           только  создать  обстановку  уюта и предложить то,  чего им не
           хватает, чтобы жить в свое удовольствие.
              - МАСТЕР (СЛИ): миром правит польза. В соответствии со сво-
           ей философией он сам ничего для себя  бесполезного  делать  не
           станет и  другим  никогда  не  предложит.  Принцип наименьшего
           действия, по которому живет физический мир, - это его принцип.
           Как наиболее технологично мыслящий тип, он полагает, что глав-
           ный  аргумент - это апелляция к здравому смыслу человека.
           --------------------------------------------------------------
              Приложение N1 (Тест темпераментов) и  Приложение  N2  (Тест
           стимулов) вы можете заказать по адресу: 254058, Киев, проспект
           Комарова, 1, корпус 8, центр "Интенсив". Тел. 484-95-11.
           --------------------------------------------------------------

                              Л И Т Е Р А Т У Р А :
              1. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному.//Архетип и символ -
           М.: Ренессанс, 1991, с.56-57.
              2. Lawrence, Gordon. People types and tiger stripes. Center
           for Appications of Psychological Type, Inc. Second edition, pa-
           ges 39-40.
              3. Гуленко,  В.В.  Социотипы в коммуникации. - Киев, январь
           1992, с.37-38.
              4. Гуленко, В.В., Мегедь, В.В., Овчаров, А.А. Диагностичес-
           кие описания 32 вариантов личности. - К., 1991.
              5. Овчаров, А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функ-
           ции. - К., 8.01.1992.



 © 2001-2008 Евгений Варданян (*Leda)   Leda Design Studio 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Rambler's Top100