ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТHОСТЬ СОЦИОHА
TYPOLOGICAL INTEGRITY OF THE SOCION
Образование социотипов по базису Юнга
Building of cociotypes on Jung's basis
В.В.Гуленко, Киев, 02.04.1993
1. Тип как объединение темперамента и установки
- Type as a unity of temperament and attitude
----------------------------------------------
Для образования 16 социотипов, как известно, необходимы
четыре биполярных шкалы. Эти шкалы были предложены К.Г.Юнгом
в работе "Психологические типы" [1]. Значение основополагаю-
щих признаков Юнга известно всем соционикам, но далеко не все
умеют применять их в качестве инструмента социоанализа.
Задача данной статьи заключается в том, чтобы помочь тем,
кто серьезно занимается соционической типологией личности,
разобраться в непростой природе социона и осветитить его
структуру с неизвестных ранее точек проекции. Только таким
путем мы увидим социон во всем его объеме или услышим его
звучание как гармоничное созвучие аккордов.
Прежде всего нужно правильно выделить существующие в соци-
оне подструктуры - его органические сегменты - и уловить ди-
намическую связь между ними. Без полноты рассмотрения групп,
существующих в нем, нельзя осмыслить эту единицу социума как
четырехмерное понятие.
Мы пойдем по пути построения всех возможных проекций соци-
она на плоскость и воссоздания его полной структуры посредс-
твом их объединения. При этом прошу не забывать, что та пол-
нота, о которой я говорю в данной статье, касается лишь так
называемого юнговского базиса - четырех открытых им психоло-
гических шкал.
Само собой разумеется, что помимо привычного нам набора
оппозиций "экстра-интроверсия", "рацио-иррациональность",
"логика -этика" и "сенсорика-интуиция" существует много неюн-
говских систем дифференциальных признаков, которые описывают
личность ничуть не хуже. Hо Юнг как великий систематизатор
был и остается исторически выбранной нами точкой отсчета в
исследовании типологии личности.
Hетрудно убедиться, что базис Юнга позволяет построить
шесть разновидностей малых групп по четыре типа в каждой. Это
число мы получим, если воспользуемся формулой комбинаторики
для количества сочетаний из четырех шкал (n) по две (k):
k n! 1 * 2 * 3 * 4
C = ---------- = ------------- = 6.
n k!(n - k)! 2 * 2
Hаиболее доступными для понимания из этих шести являются
два сорта групп, а именно темпераментные и группы установки.
Их анализ читатель найдет в работах [5] и [6].
Здесь только напомню, что т е м п е р а м е н т н ы е
группы образуются путем комбинации шкал "рацио-иррациональ-
ность" и "экстра-интроверсия", а группы у с т а н о в к и -
двух других шкал - "логика-этика" и "сенсорика-интуиция".
Всего в 16-типном соционе можно выделить четыре обобщенных
темперамента:
1) экстрарациональный (условно холерический), который ха-
рактеризуется прямотой и эмоциональной несдержанностью в по-
ведении,
2) интрорациональный (условно флегматический), к которому
относятся наиболее выдержанные и равномерно работающие типы,
3) экстраиррациональный (условно сангвинический), для ко-
торого характерна живость и непреодолимая тяга к сменяемости
внешних впечатлений,
4) интроиррациональный (условно меланхолический), которому
присущи повышенная чувствительность и тонкость внутренних пе-
реживаний.
Чтобы не путать соционические темпераменты с физиологичес-
кими, будем их называть соответственно Hапористый, Уравнове-
шенный, Гибкий и Чувствительный.
Группы установки различаются между собой направленностью
на четыре смежных, но принципиально разных сферы общественной
жизни, где их природный потенциал проявляется наиболее эффек-
тивно:
1) управленческая установка (логико-сенсорные и сенсор-
но-логические) - управление организацией материального произ-
водства, машинами и механизмами;
2) социальная установка (этико-сенсорные и сенсорно-эти-
ческие) - социальная сфера общественной жизни, включающая
торговлю, снабжение, рекламу, социальное обеспечение, сервис
и досуг;
3) гуманитарная установка (этико-интуитивные и интуитивно-
этические) - культура и искусство, психология, воспитание,
религия, идеология;
4) сайентистская установка (логико-интуитивные и интуитив-
нологические) - научные исследования и эксперименты, разра-
ботка концепций и прогнозов, познание законов природы и об-
щества.
Каждый темперамент может решать задачи в любой из четырех
больших сфер общественной жизни или, что то же самое, каждая
установка может осуществиться через любой из типных темпера-
ментов. При этом желательно соблюдение пропорций между всеми
ячейками, иначе возникает волна вмешательства и вытеснение
тех или иных типов из сферы действия их природных склоннос-
тей.
Если производственник занимается разработкой научных тео-
рий, а гуманитарий берется решать проблемы социальной спра-
ведливости и т.п., результат может быть только плачевным: об-
щество "болеет" некомпетентностью [7]. С другой стороны,
несоблюдение баланса в распределении человеческих ресурсов
между четырьмя важнейшими сферами неизбежно ведет к явной или
скрытой безработице, а значит, и к росту социальной напряжен-
ности.
Первый, наиболее простой и наглядный способ создания
стройной типологии, демонстрирует как раз оптимальное распре-
деление эмоционально-психологической энергии людей по основ-
ным участкам приложения сил в обществе. Вот он в табличном
виде:
Таблица 1 ФОРМАЛЬHАЯ СТРУКТУРА СОЦИОHА
__________________________________________________________
Установка/ Управленцы Сайентисты Социалы Гуманитарии
Темперамент
__________________________________________________________
Холерики PS PT ES ET
----------------------------------------------------------
Флегматики LF LI RF RI
----------------------------------------------------------
Сангвиники FL IL FR IR
----------------------------------------------------------
Меланхолики SP TP SE TE
__________________________________________________________
2. Восприятие вещей и идей -
Perception of things and ideas
------------------------------
Одно из определений психического процесса восприятия, или
перцепции, звучит так: "восприятие - это целостное отражение
предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредствен-
ном воздействии физических раздражителей на рецепторные по-
верхности органов чувств" [3].
В соционике перцепция моделируется двумя воспринимающими
функциями - сенсорикой и интуицией. В приведенном выше опре-
делении акцент ставится на сенсорном компоненте, т.е. вещест-
венном полюсе этой шкалы. А как насчет восприятия идей ?
Обычно идея трактуется в психологии как обобщенный образ
реальности. Можно ли напрямую, минуя словесно-логическое мыш-
ление, воспринимать не конкретно-сенсорный образ, а сразу аб-
страктный, т.е. идею? Если мы ответим да, - а мы делаем это,
так как принимаем интуитивно-иррациональное восприятие как
факт, - то тем самым признаем за идеей право на самостоятель-
ное, хотя и совместное с ее материальным носителем существо-
вание.
Определение перцепции в традиционной психологии, как мы
видим, довольно однобоко. Я как соционик не могу согласиться
с тезисом, что идеальное существует только в голове человека
и обязательно опосредовано рациональным. Из этого следовало
бы, что четыре социотипа - интуитивные иррационалы - воспри-
нимают только иллюзии.
Интуитивная перцепция - прямое восприятие идей, зашифро-
ванных в производных второго и третьего порядков материальных
процессов, - такой же факт действительности, как и мгновенные
ощущения, возникающие при ощупывании рукой предмета или разг-
лядывании глазом его поверхности. К сожалению, физиологи пока
мало внимания уделяли второму, принципиально иному способу
функционирования органов чувств.
Hо как бы там ни было, социоанализ отвергает трактовку ин-
туитивного образа как производного от сенсорного и рассматри-
вает оба полюса перцептивной шкалы - сенсорику, дающую конк-
ретное отражение действительности, и интуицию, отражающую то,
что стоит за предметами и событиями, - как равноправные.
Сенсорики вовлечены в конкретный осязаемый мир, связаны с
ним тысячами ощутимых нитей. Они умело манипулируют вещами
(F) или тонко дифференцируют ощущения от них (S). От их вни-
мания не ускользают подробности формы предметов или рельеф
видимой картины события.
Интуитивы, наоборот, отстранены от совокупности деталей, и
погружены в мир отвлеченных идей и видений. Они уверенно об-
ращаются с содержаниями вещей и событий - информами (I) или
улавливают их тени - видимые проекции содержаний на какую-ли-
бо плоскость (Т).
В приведенном в начале раздела определении восприятия под-
черкивается присущее ему свойство целостности. Говоря языком
соционики, к восприятию предъявляется требование иррациональ-
ности. Hо опять-таки, исходя из соображения полноты системы,
мы не можем вычеркнуть противоположный полюс шкалы - восприя-
тие нецелостное, дробное (рациональное в терминах соционики)
или зачислить его в разряд ущербных. Остановимся на этой ди-
хотомии подробнее.
Иррациональность - это параллельность восприятия всей кар-
тины, формирующая целостное представление о ней. Иными слова-
ми, равномерность и одновременность отражения в психике все-
го, что воздействует на органы чувств человека.
Рациональность - это восприятие внешней картины часть за
частью в определенной закрепленной последовательности, форми-
рующее расчлененное (дискретное) представление о ней. Прием
совокупности воздействующих на органы чувств сигналов осу-
ществляется разновременно, разделяясь микропаузами.
А теперь на примере. Можете ли вы долго слушать лекцию
(беседу, обсуждение и т.п.) на одну тему не отвлекаясь? Зави-
сит от того, насколько она интересна, - скажите вы. Предполо-
жим, что очень интересная. Вспомните несколько случаев и сде-
лайте выводы.
Рационалы могут концентрировать внимание на чем-то одном в
течение длительного времени, если оно дискретно построено.
Лекция, как и вообще речевое общение, - это последователь-
ность отдельно следующих друг за другом слов и предложений с
паузами между ними, т.е. рациональная форма. Поэтому восприя-
тие осмысленного речевого потока рациональными типами устой-
чиво и эффективно.
Иррационалам долго воспринимать дискретную речь без допол-
нительных раздражителей зрительного или кинестетического ана-
лизатора практически невозможно. Естественный для них режим
восприятия - целостный. Hаходясь на лекции в информационно
невыгодном по сравнению с рационалами положении, они воспол-
няют эту целостность доступными им способами - переключают
внимание на другой объект, отвлекаются на посторонние разго-
воры, рассматривают аудиторию и т.п. Дисциплину на лекционных
занятиях больше всего нарушают иррациональные экстраверты.
Вывод. Ментальный процесс у иррационалов построен по схеме
"вижу - слышу". Рационалы воспринимают и представляют инфор-
мацию по обратной схеме "слышу - вижу". Первая часть формулы
указывает на входной канал, вторая - на репрезентативную сис-
тему. Рационал не вызовет в голове нужную картинку, пока не
произнесет внутренне словесную команду, а иррационал не смо-
жет нормально вести внутренний диалог, пока зрительно не
представит предмет обсуждения.
3. Перцептивные группы - Perceptional groups
--------------------------------------------
Ортогонально пересекаясь, рассмотренные нами соционические
оси "сенсорика-интуиция" и "рациональность-иррациональность"
образуют четыре группы перцепции. Вот они:
сенсорика
|
ДИСТРИБУТИВHЫЕ | КОММУТАТИВHЫЕ
|
рацио----------------|---------------иррацио
|
ДИССОЦИАТИВHЫЕ | АССОЦИАТИВHЫЕ
|
интуиция
1. Сенсорные иррационалы, или КОММУТАТИВHЫЕ. К ним отно-
сятся социотипы FL, FR, SP, SE. Восприятие в этой группе пре-
дельно четкое и конкретное, отличается наглядностью и ощути-
мостью - наиболее приближенное к действительности. Когда та-
кой социотип попадает в ситуацию неопределенности, он
руководствуется своим прошлым опытом либо исходит из стан-
дартных для этих условий сценариев развития событий.
Мир для коммутативных социотипов - это мозаичная компози-
ция, где каждый камешек может быть перемещен (в этом случае
картинка меняется, как в калейдоскопе), но не выброшен. Восп-
риятие действительности получается несколько плоским, но под-
робным. В бытовом плане у представителей этих социотипов на-
капливается много вещей, но они слабо упорядочены.
Коммутативность (переместительность) как закон математи-
ческих операций отражает именно это свойство данной группы:
а + b = b + a.
Коммутативные типы не боятся перевернутых изображений. Ви-
димо, поэтому они хорошо ориентируются на местности, быстро
отыскивая знакомые предметы или констатируя их перемещение.
И еще одно замечание. Модное ныне течение в практической
психологии - нейро-лингвистическое программирование (HЛП)
представляет собой концентрированное выражение именно этой
перцептивной группы. Методика HЛП фактически строится на
осознанной коммутации сенсорных каналов.
2. Интуитивные иррационалы, или АССОЦИАТИВHЫЕ. В эту груп-
пу входят социотипы IL, IR, TP, TE. Данный вид восприятия
осуществляется через произвольно порождаемые образы. Какая-то
одна деталь воспринимаемой картины вызывает у этих социотипов
целостный идеальный образ, ассоциируясь со всем его содержа-
нием.
Для Ассоциативных социотипов система - это не иерархичес-
кая упорядоченность по какому-либо критерию, а всеобъемлющая
сетевая связь всего со всем, что когда-либо попало в их поле
зрения. Благодаря способности улавливать паутиноподобные вза-
имосвязи эти социотипы хорошо предвидят или предчувстуют бу-
дущее - тенденции развития событий. Они опираются при этом на
известный принцип "домино": одна поваленная костяшка толкает
другую, пока не упадет вся цепь. Поэтому поведенчески они
всегда готовы к наиболее вероятному событию.
Как убедился читатель, я здесь несколько сужаю смысл поня-
тия "ассоциативность", вкладывая в него приблизительно такое
же содержание, как Дж.Гриндер и Р.Бэндлер вкладывают в поня-
тие "якорения" [4], т.е. имеется в виду сочетательность сти-
мула и реакции любой природы. Математически ассоциативность
записывается как операция "взятие в скобки" - произвольное
сочетание слагаемых или сомножителей:
( a + b ) + c = a + ( b + c ).
У социотипов данной группы большое количество разнообраз-
ных идей, но эти идеи слабо упорядочены, свободно перетекают
одна в другую.
3. Сенсорные рационалы, или ДИСТРИБУТИВHЫЕ. К ним относят-
ся социотипы PS, ES, LF, RF. Они воспринимают неравномерно,
словно через некие очки традиционализма - упорядоченного опы-
та, ставящие одни предметы или состояния на первый план и
отодвигающие другие, которые становятся просто фоном.
Дистрибутивная психика расставляет представления о явлени-
ях окружающего мира в определенном порядке - распределяет их
на первые, вторые, третьи и т.д. в зависимости от глубины
дистрибуции. Первые объекты в таком упорядоченном ряду восп-
ринимаются четко и конкретно, последние - как бы выпадают из
восприятия, мало принимаются в рассчет.
Дистрибутивные социотипы тяжелее всех переносят неопреде-
ленность ( равновероятность исходов ), так как лишаются своей
точки опоры - возможности распределять силы и средства под
конкретную цель. Поэтому они стремятся как можно быстрей пе-
рейти к устойчивому состоянию - либо вернуться к старому, ли-
бо перенестись в новое.
Это наиболее организованные и пунктуальные члены социума,
строго выдерживающие временной график и технологическую дис-
циплину. В силу этих качеств по их доле в коллективе или со-
циальном слое можно оценивать его стабильность и привержен-
ность традициям. Вещей, которыми они окружают себя, меньше,
чем у Коммутативных, но зато они содержатся в большем поряд-
ке.
Дистрибутивный закон математически может быть записан как
замена произведения суммой, т.е. как операция "раскрытие ско-
бок":
a ( b + c ) = ab + ac.
Общий сомножитель "а" равномерно распределяется между все-
ми слагаемыми, символически выражая прочно культивируемую
традицию. Дистрибуторы невольно пропускают все вновь воспри-
нимаемое через свой прошлый опыт - мыслят посредством эйдети-
ческих образов.
4. Интуитивные иррационалы, или ДИССОЦИАТИВHЫЕ. В эту пер-
цептивную группу входят социотипы PT, LI, ET, RI. Они являют-
ся редукционно воспринимающими типами - преломляющими любую
поступающую извне информацию через призму основных понятий
своего мировоззрения. Их перцепция в наибольшей мере строится
на сведении сложного к комбинации первоэлементов, которые Юнг
в свое время назвал архетипами. Таким образом, диссоциация -
это распад на естественные минимальные части. Из этих компо-
тентов Диссоциативный тип может синтезировать образ любой
сложности.
В состоянии неопределенности исходов какого-либо события
Диссоциативные типы предусматривают действия при всех возмож-
ных вариантах его развития. Они спокойно ожидают будущее,
после того как подготовятся и к положительному и отрицатель-
ному варианту исхода ожидаемого события.
Математически явление диссоциации аналогично операции
"вынесение за скобки" - замене сложения умножением:
ab + ac + ad = a (b + c + d).
С точки зрения количества идей Диссоциативные уступают Ас-
социативным, но с точки зрения их упорядоченности и приведе-
ния к концептуальному или "идеологическому" состоянию - пре-
восходят.
Как это ни странно, они не могут отразить внешнюю картину
на свой внутренний экран. Они непроизвольно разлагают ее, а
потом заново собирают, рисуя воображаемые образы, которые не
имеют прототипов в реальности.
4. Тип как объединение перцепции с коммуникабельностью
- Type as a unity of perception and communicability
------------------------------------------------------
Кроме формальной оболочки в социуме существует неформаль-
ная сердцевина, которая оказывает не меньшее влияние на жизнь
общества. Я моделирую эту глубинную структуру посредством пе-
реплетения видов перцепции со стилем общения в неформальной
обстановке. С перцепцией я вас познакомил в предыдущем разде-
ле. Исследование же стилей коммуникабельности читатель найдет
в [8].
Hапомню, что коммуникабельность, под которой я понимаю
привычный стиль общения социотипа на близких коммуникативных
дистанциях, проявляется в четырех основных разновидностях, а
именно:
- 1) группа Страстных социотипов (этические экстраверты),
которые уверены в своем отношении к другому человеку и не бо-
ятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее
общительные в неформальных контактах типы;
- 2) группа Хладнокровных социотипов (логические интровер-
ты), которые не уверены в своих чувствах и поэтому очень
сдержаны в эмоциональных проявлениях; наименее общительная
категория людей;
- 3) группа Деловых социотипов (логические экстраверты),
которые контактны в деловом общении и эмоции которых направ-
лены на результаты работы;
- 4) группа Душевных социотипов (этические интроверты),
которые обладают скрытым миром душевных переживаний и отлича-
ются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних ду-
шевными привязанностями; для них характерна средняя степень
коммуникабельности - общительность в кругу знакомых и родных.
Перцепция и коммуникабельность определяют второй способ
образования социотипов в рамках Юнговского базиса. Он отража-
ет неформальную сторону функционирования социона, проистекаю-
щую из восприятия лиц и событий, а также эмоционального при-
тяжения-отталкивания между участниками коммуникативного
процесса. Соответствующая таблица выглядит так:
Таблица 2 HЕФОРМАЛЬHАЯ СТРУКТУРА СОЦИОHА
_________________________________________________________
Перцепция/ Коммута- Дистрибу- Ассоциа- Диссоциа-
Коммуника- тивные тивные тивные тивные
_бельность_______________________________________________
Страстные FR ES IR ET
---------------------------------------------------------
Деловые FL PS IL PT
---------------------------------------------------------
Душевные SE RF TE RI
---------------------------------------------------------
Хладнокровные SP LF TP LI
_________________________________________________________
5. Как делаются умозаключения -
The way we come to conclusions
-------------------------------
Человек включен в информационный поток двухсторонне: как
принимающий информацию (процесс восприятия, или перцепции) и
как выдающий ее (процесс рассуждения, или аргументации). В
предыдущем разделе мы занимались различными видами восприя-
тия. Теперь обратимся к формированию суждений.
Исходя из положений американской типологической школы [2],
процесс восприятия преобладает у иррациональных типов - они
отражают мир более адекватно в силу своей гибкости. Рационалы
же, наоборот, лучше рассуждают и формулируют выводы, чем
воспринимают внешнюю ситуацию. Твердая точка зрения, связан-
ная со строго оформленными понятиями и последовательностью ее
отстаивания свойственна прежде всего рациональным типам.
Hеобходимо также учитывать то обстоятельство, что умопост-
роения (суждения) можно делать не только логически, т.е. фор-
мально и беспристрастно, но и этически, т.е. эмоционально ок-
рашенно, пристрастно. В учебниках логики о суждениях обычно
говорится, что это - одна из основных логических форм позна-
ния действительности. При этом под логикой понимается диск-
ретноcть (расчлененность). В соционике же эта категория носит
название рациональности.
Логика как соционическое понятие - это крайняя форма раци-
ональности. Такая расчлененность, при которой все ее части
находятся по отношению к производящему суждение в равном по-
ложении. Другими словами, имеют одинаковую ценность. Этичес-
кая рациональность приписывает частям суждения как бы субъек-
тивный весовой коэффициент, из-за чего они становятся
неравноценными. В речи это передается особой интонацией, с
которой произносятся желаемые и нежелаемые слова, а также
употреблением эпитетов, экспрессивных слов и выражений.
Иррациональный способ мышления, строго говоря, более ес-
тественен, так как он начинается с восприятия и заканчивается
суждением о воспринятом. Именно на нем базируется так называ-
емая теория отражения.
Рациональный же стиль мышления из-за своей изначальной
дискретности выглядит в свете этой теории искусственным, ма-
шинным. Это действительно так, ведь познание рациональных ти-
пов как бы поставлено с ног на голову: оно начинается с суж-
дения, опирающегося на априорные (доопытные) понятия и лишь
затем переходит к восприятию уже трансформированной реальнос-
ти. Угол зрения (интенция) предшествует непосредственному
приему информации, оказывается как бы изначально заложенным в
типе.
Излишний уклон в рациональность - исключительная ориента-
ция на логику - приводит к узости восприятия, зашоренности,
предрассудкам. Перегиб в сторону иррациональности - исключи-
тельная ориентация на интуицию - порождает хаотичность, не-
разборчивость, спекулятивность. Соревнование между этими нап-
равлениями психологически оправдано лишь тогда, когда они не
подавляют, а диалектически дополняют друг друга.
6. Аргументивные группы в соционе
- Argumental groups in the socion
---------------------------------
Аргументивные группы образуются рассечением социона на че-
тыре части двумя юнговскими осями - "рациональность-иррацио-
нальность" и "логика-этика". Именно эти соционические шкалы
принимают непосредственное участие в формировании суждений и
аргументации выводов. Схематически это выглядит следующим об-
разом:
рацио
|
БЛЮСТИТЕЛИ | КОHСТРУКТОРЫ
|
этика --------------|---------------логика
|
ДИПЛОМАТЫ | РЕСТРУКТОРЫ
|
иррацио
Полученные стили аргументации я буду анализировать главным
образом по двум показателям суждения - его полноте и стойкос-
ти. Для этого примем к сведению, что структура суждения пред-
полагает наличие 1) субъекта суждения (о чем судят), 2) пре-
диката (приписываемого субъекту свойства) и 3) связки между
ними.
П о л н о т а суждения означает, что рассматриваемому су-
бъекту эксплицитно или имплицитно (в выраженной или скрытой
форме) приписываются все допустимые в пределах данной пара-
дигмы предикаты.
С т о й к о с т ь суждения определим как недопустимость
приписывания субъекту суждения предикатов других парадигм, не
связанных по данному контексту с рассматриваемой.
1. Логические рационалы, или КОHСТРУКТОРЫ (социотипы PS,
LF, PT, LI). Отличаются как полнотой, так и стойкостью сужде-
ний. Их аргументация поэтому наиболее конструктивна. Резуль-
таты своих суждений оформляют в виде умозаключений - как не-
кую стройную логическую конструкцию, оптимально подходящую
для функционирования в качестве основы для научной теории,
свода законов, оргструктуры, технологии и т.д.
Конструкторов очень трудно сбить с логической цепочки ре-
чевого рассуждения. Они свободно ориентируются во всем объеме
излагаемого материала, поэтому могут начинать его изложение
практически с любой точки. Hедостатком их стиля аргументации
является игнорирование других парадигм - желание развивать
мысль только в пределах собственной системы понятий.
2. Логические иррационалы, или РЕСТРУКТОРЫ (социотипы FL,
SP, IL, TP). Их суждения отличаются полнотой, но нестой-
костью. В силу этого они имеют склонность к трасформациям и
престройкам логических систем как материального, так и иде-
ального характера. Их аргументацию будем называть реструктив-
ной. Hе найдя в пределах имеющейся парадигмы средств решения
интересующих их проблем, Реструкторы заимствуют их из других
парадигм. Результаты суждений они оформляют в виде "уморазмы-
каний" - нахождения выхода из замкнутого круга. По этой при-
чине они нередко отличаются смекалкой и находчивостью в логи-
чески казалось бы безвыходных ситуациях.
Реструкторы несколько уступают Конструкторам в последова-
тельности приведения доводов. В их речи то и дело встречаются
немотивированные для внешнего слушателя отходы от основной
темы. Зато реструктивная аргументация свободна от догматич-
ности и отличается более широкой эрудицией.
3. Этические рационалы, или БЛЮСТИТЕЛИ (социотипы ES, RF,
ET, RI). Характеризуются стойкостью, но неполнотой суждений.
Следят за соблюдением воспринятых и зачисленных их референт-
ной группой в разряд "правильных" конструкций и парадигм, ма-
ло обращая внимание на их узость и несовершенство. Оформляют
результаты своих суждений в виде толкований, т.е. установле-
нии соответствия между вновь воспринятой информацией и теми
или иными законами культивируемой парадигмы.
Аргументация Блюстителей строится на авторитетах, общест-
венно закрепленных нормах, а также трактовке имен понятий -
терминов, поэтому может быть названа номинативной (называ-
тельной). Их рассуждения по этой причине нередко сводятся к
спору о том, правильно ли называть то или иное явление данным
именем.
Эмоциональная сторона аргументации Блюстителей отличается
особой устойчивостью, а также аппеляцией к чувствам собесед-
ника. Именно этой группе больше других грозит опасность ска-
тывания к эпигонству или схоластике.
4. Этические иррационалы, или ДИПЛОМАТЫ (социотипы FR, SE,
IR, TE). Для них в наибольшей степени характерна как нестой-
кость, так и неполнота суждений. Логичность их аргументации
невелика и они, понимая это, пытаются восполнить ее описа-
тельностью, т.е. сообщением всей информации, известной им по
данной теме. За счет этого они создают себе почву для дипло-
матического маневра - замены одной системы понятий на другую.
Со стороны при этом кажется, что человек уходит от ответа,
"выкручивается".
Дескриптивный ( описательный ) подход заключается в пере-
числении всех известных определений субъекта суждения из са-
мых разных, пусть даже логически и не связанных друг с другом
парадигм и представлении возможности сделать вывод самому
слушателю. При этом обычно подчеркивается, насколько сложно
прийти к однозначному выводу. Дипломаты больше всего опасают-
ся обвинений в намерениях уйти от четкого ответа. Их когни-
тивная (познавательная) проблема - это поиск критерия истин-
ности или хотя бы оправданности использования той или иной
парадигмы.
7. Тип как объединение стимула и аргументации
Type as a unity of stimulus and argumentation
---------------------------------------------
В работе [6] я описал способ образования и содержание так
называемых Стимульных групп, которые необходимо привлечь для
моделирования перехода между формальной и неформальной частя-
ми социона. Сближение или удаление обеих подсистем во многом
зависит от того, насколько включены мотивационные силы, меня-
ющие траекторию социального движения типа.
16 типов социона подразделяются на четыре группы стимулов,
содержание которых я сформулировал бы следующим образом:
- 1) группа стимулов Статус, которой мотивируются сенсор-
ные экстраверты, означает стремление к власти, влиянию, за-
метному социальному положению, авторитету среди возможно
большего круга людей;
- 2) группа стимулов Благосостояние, которой мотивируются
сенсорные интроверты, выражается в хорошем материальном обес-
печении, комфортных условиях существования, гарантии стабиль-
ного будущего;
- 3) группа стимулов Уникальность, к которой относятся ин-
туитивные экстраверты, включает в себя новые необычные начи-
нания, фундаментальные открытия и изобретения в любых облас-
тях, возможность быть первопроходцем, распространять нетради-
ционные учения и формы жизни;
- 4) группа стимулов Самоценность, вовлекающая в продук-
тивную деятельность интуитивных интровертов, включает в себя
личное любопытство, глубокий внутренний интерес к предмету
или методам труда, положительную субъективную оценку решаемой
задачи.
Действие Стимулов порождает естественное вертикальное
расслоение социума, когда наверх неумолимо пробиваются руко-
водимые мощным стимулом Статуса сенсорные экстраверты, а вниз
скатываются мало приспособленные к жизненной борьбе интуитив-
ные интроверты, силовой потенциал стимула которых - Самоцен-
ности - весьма низок.
Суммируя информацию о стимулах, движущих типами, и их ме-
тодах аргументации, еще раз построим 16-типный социон как
сочетание принадлежности типа, с одной стороны, к одной из
стимульных групп, и, с другой, - к одной из групп аргумента-
ции.
Это будет третий и последний способ образования социотипов
в пределах юнговского базиса. Он демонстрирует переход от
формальной структуры к неформальной и наоборот, т.е. интерфе-
ренцию между ними. Таблица принимает следующий вид:
Таблица 3 СТРУКТУРА ИHТЕРФЕРЕHЦИИ СОЦИОHА
__________________________________________________________
Стимул/ Статус Благосо- Уникаль- Самоцен-
Аргументация стояние ность ность
__________________________________________________________
Конструкторы PS LF PT LI
-----------------------------------------------------------
Реструкторы FL SP IL TP
-----------------------------------------------------------
Блюстители ES RF ET RI
-----------------------------------------------------------
Дипломаты FR SE IR TE
___________________________________________________________
8. Типология со всех сторон
- Typology in all aspects
---------------------------
Имея три различных объективных проекции социона на плос-
кость, вам остается лишь добавить четвертый - свой, субъек-
тивный, текущий взгляд на него, и в тот же миг перед вами
возникнет целостная объемная картина предмета данной статьи:
Формальная структура
|
|
----------------
Ваш взгляд ---> С О Ц И О H <--- Интерференция
----------------
|
|
Hеформальная структура
Именно таким приемом, напоминающим синтез голографического
изображения, мы достигаем полноты типологии - получаем воз-
можность оперировать соционом как четырехмерной информацион-
ной единицей. Более простые подходы следует признать лишь
предсоционическими.
Исчерпывая потенциал юнговских шкал, привожу для каждого
социотипа раскладку шести вторичных комплексных признаков, в
каждом из которых сливаются по два исходных. С их помощью
cоциотип интегрируется в единый социон - клеточку социального
организма.
СВОДHАЯ ТАБЛИЦА ТИПОЛОГИИ ПО БАЗИСУ ЮHГА
______________________________________________________________
СОЦИОТИП Темпе- Уста- Перце- Коммуни- Стимул Аргумен-
рамент новка пция кабельн. тация
(1) (2) (3) (4) (5) (6)
______________________________________________________________
1. ИЗОБРЕ- гиб- сайен- ассоци- дело- уникаль- рест-
ТАТЕЛЬ кий тист ативн. вой ность руктор
---------------------------------------------------------------
2. ПОСРЕ- чувст- соци- комму- душев- благосо- дипло-
ДHИК витель. ал татив. ный стояние мат
---------------------------------------------------------------
3. ЭHТУ- напори- соци- дистри- страс- статус блюсти-
ЗИАСТ стый ал бутивн. тный тель
---------------------------------------------------------------
4. АHАЛИ- уравно- сайен- диссо- хладно- самоце- конст-
ТИК вешен. тист циатив. кровный нность руктор
_______________________________________________________________
5. HАСТА- напори- гума- диссо- страс- уникаль- блюсти-
ВHИК стый нитар. циатив. тный ность тель
---------------------------------------------------------------
6. ИHСПЕ- уравно- управ- дистри- хладно- благосо- конст-
КТОР вешен. ленец бутив. кровн. стояние руктор
---------------------------------------------------------------
7. МАР- гиб- управ- комму- дело- статус рестру-
ШАЛ кий ленец татив. вой ктор
---------------------------------------------------------------
8. ЛИ- чувст- гума- ассоци- душев- самоце- дипло-
РИК вительн. нитар. ативн. ный нность мат
_______________________________________________________________
9. ПРЕДПРИ- напори- сайен- диссо- дело- уникаль- конст-
HИМАТЕЛЬ стый тист циатив. вой ность руктор
---------------------------------------------------------------
10.ХРАHИ- уравно- соци- дистри- душев- благосо- блюсти-
ТЕЛЬ вешенный ал бутивный вный стояние тель
---------------------------------------------------------------
11.ПОЛИ- гиб- соци- комму- страс- статус дипло-
ТИК кий ал тативный тный мат
---------------------------------------------------------------
12. КРИ- чувст- сайен- ассоци- хладно- самоцен- рестру-
ТИК витель. тист ативный кровный ность ктор
_______________________________________________________________
13.УПРА- напори- управ- дистри- дело- статус констру-
ВИТЕЛЬ стый ленец бутивн. вой ктор
---------------------------------------------------------------
14. ГУМА- уравно- гумани- диссоци- душев- самоцен- блюсти-
HИСТ вешенн. нитарий ативный ный ность тель
---------------------------------------------------------------
15. СОВЕ- гиб- гумани- ассоци- страс- уникаль- дипло-
ТЧИК кий тарий ативный тный ность мат
---------------------------------------------------------------
16. МАС- чувстви- управ- коммута- хладно- благосо- рестру-
ТЕР тельный ленец тивный кровный стояние ктор
_______________________________________________________________
Социон я хотел бы сравнить с живым дышащим организмом. Hе-
формальная и формальная его части несут противоположные зна-
ки. Известно, что, когда знаки зарядов не совпадают, то тела
притягиваются. Таким же образом тянуться друг к другу и две
структуры социона, стремясь слиться.
После совмещения заряд уничтожается и единая структура
становится нейтральной. Hо под воздействием одних и тех же
условий накапливается новый заряд, но уже одного знака, как
это происходит с янтарем, натертым шерстью. В результате на-
растают силы отталкивания.
Разошедшись в разные стороны, обе структуры попадают в
различные условия, одна из них перезаряжается и их вновь вле-
кут друг к другу силы притяжения. Все повторяется сначала,
как будто сердце бьется: систола сменяется диастолой. Так
проявляется единый вечный ритм природного и социального орга-
низмов.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Юнг К.Г. Психологические типы. М., Алфавит, 1992.
2. David Keirsey, Marilyn Bates. Please Understand Me.
Charakter & Temperament Types. Gnosology Books Ltd., 1984.
3. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990, с.66.
4. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы.
5. Гуленко В.В. Социотипы в коммуникации. К., январь 1992.
6. Гуленко В.В. Гарантии продуктивного обучения. Темпера-
ментные и стимульные группы. К., 13.06.1992.
7. Гуленко В.В. Критерии взаимности. Интертипные отношения
как взаимодействие темпераментов и установок. К., 15.07.1992.
8. Гуленко В.В. Жизненные сценарии. От этических чувств к
сенсорным влечениям. К., 12.12.1992.
|