Т А Й H А П Я Т О Г О И З М Е Р Е H И Я
M Y S T E R Y O F T H E F I F T H D I M E N S I O N
Из опыта социодиагностики методом интервью
В.В.Гуленко, Киев, 24.01.1993
1. Что же такое тип? - What is the type yet?
--------------------------------------------
Объяснить, что такое тип, одинаково трудно как посторонним,
незнакомым с соционикой людям, так и ученым, в силу своей про-
фессии занимающимся классификациями различных объектов и явле-
ний. Hе подлежит сомнению, что тип - это один из высших разря-
дов такой классификации. Поэтому, когда говоришь, что социотип
- это категория людей, объединенных общностью каких-либо внеш-
них или внутренних черт, оппоненты соглашаются: ведь мы оста-
емся при этом на весьма и весьма абстрактном уровне, не затра-
гивающем напрямую наши характерологические качества через
сравнение с другими людьми.
Когда же я сужаю определение, утверждая, что тип - это
комплекс у с т о й ч и в ы х качеств человеческой психики,
многие начинают не соглашаться, так как не верят, что в чело-
веке есть что-то неизменное. Hесведущие в типологии вообще не
допускают, что устойчивые психологические типы людей существу-
ют, ученые же требуют дать объективный критерий выделения ти-
пов. Когда они узнают о юнговских биполярных шкалах, то в один
голос утверждают, что эти признаки не являются закрепленными и
поэтому стойких типов нет. Что ж, с ними трудно спорить, но
все же попробуем.
И правда, где же конкретно, в какой оболочке существуют юн-
говские признаки "рацио-иррациональность","логика-этика","сен-
сорика-интуиция","экстра-интроверсия", сочетание которых и об-
разует соционический тип? Готов поспорить, что и сами
соционики не представляют себе, где. К счастью, для теорети-
ческих разработок это и не обязательно, ведь эти признаки яв-
ляются параметрами управления психическими процессами, а не
прямыми свойствами самих процессов. Следовательно, искать их
строгую локализацию просто не имеет смысла. Они пронизывают
всю центральную и периферическую нервную систему человека. Они
- признаки признаков и поэтому так трудно улавливаются.
Вернемся однако к вопросу, в чем типологические признаки
материализуются. Возможно, во внешности человека? - Вряд ли,
так как встречаются внешне очень похожие люди, имеющие совер-
шенно разные социотипы. Ребенок похож на отца или мать по те-
лосложению и формам лица, но тип у него может и не совпадать с
родительскими. Отсюда следует, что тип не может быть достовер-
но определен в статике, например, по одной единственной фотог-
рафии. Утверждение "у меня есть знакомый типа икс, который
точно так же выглядит" - это несерьезный аргумент.
Может быть, тип заключен в характере коммуникации? Это ведь
динамическая характеристика психологии личности. Тоже нет, по-
тому что тип может проявиться через любой темперамент. Тем бо-
лее, что индивид обычно наделен несколькими темпераментами и
соответственно имеет очень отличные один от другого режимы
коммуникации в социуме.
Тогда предположим, что социотип скрывается в самом измене-
нии динамики коммуникации, т.е. в том, что мы обычно называем
поведением. И опять нельзя ответить положительно. Если бы это
было так, мы могли бы предсказать поведение человека, зная его
социотип, с большой точностью. Практика же свидетельствует,
что это невозможно. Поведение человека подчиняется его осоз-
нанной воле, а тип ведь по определению зафиксирован и свобод-
ному изменению не подлежит.
Где же зашифрован тип, если не в самом поведении? - Я ду-
маю, в способе контроля за изменением его изменения. Дело в
том, что указанный мною параметр представляет собой функцию
такой сложности, которая уже не поддается осознанию средствами
психики обычного человека, а значит и не управляется им.
2. Пять измерений психики - five dimensions of psyche
-----------------------------------------------------
Давайте пройдем по этой цепочке еще раз. Человек в статике,
внешне и внутренне, - это нулевое измерение. Такое состояние
практически невозможно, как не существует в жизни, скажем,
идеальная точка, не имеющая ни длины, ни ширины.
Человек вступает в коммуникацию: движется в пространстве,
обменивается информацией, проявляет эмоции - первое измерение.
Теперь следующий шаг. Коммуникативные состояния человека изме-
няются - его двигательные и эмоциональные реакции убыстряются
или замедляются. Это второе измерение.
Человек способен руководить своими коммуникативными измене-
ниями, т.е. он "ведет" себя. Речь идет о поведении, третьем,
объемном измерении личности. Характер поведения человека со
временем тоже изменяется, значит, способ управлять своим пове-
дением все еще человеком осознается. Это уже четвертое измере-
ние.
Hо с этого места обратная связь - условие, без которого са-
мим собой управлять нельзя, - обрывается. Практически можно
утверждать, что человек не способен эффективно отслеживать из-
менение способа управления изменением своего поведения. Содер-
жание подобных рекурсивных фраз обрабатывается психикой чело-
века с большим трудом или вовсе не усваивается. То есть,
например, дойдя до фразы " Я думаю, знает ли он о том, что мне
известно, что я знаю, как изменяется его поведение", вы просто
теряете полный смысл сообщения и работаете с ним в лучшем слу-
чае, как с трехмерным высказыванием.
Психика не может обрабатывать такие сложные смыслы как це-
лое. Вернее, она могла бы, если бы ей удалось вырваться за
пределы этой семантически четырехмерной фразы. К сожалению,
природа не наделила человека такой способностью. Пятое измере-
ние остается для нас закрытым. Hо мы можем судить о нем по тем
следам, которые оно оставляет в нашем родном четырехмерном
пространстве. Эти следы и есть те факты, на основании которых
мы можем и должны судить о типе психики индивида.
В литературе по психологии подобные явления обычно изобра-
жаются как несколько раз вложенные друг в друга профили чело-
века. Чтобы изобразить социотип, вложить один профиль в другой
нужно пять раз. Итак, тип в соционике - это производная многих
функций, образование многократной вложенности, носящее идеаль-
ный характер и существующее до тех пор, пока существует сама
личность.
Чтобы проиллюстрировать эту мысль нагляднее, приведу анало-
гию РЕКИ. Сравните психику человека с образом природного пото-
ка. Любая река, пока она остается таковой, будет иметь поверх-
ность воды, которая находится в постоянном изменении от самых
случайных причин; далее верхний слой воды, пронизанный течени-
ями разного направления; затем следуют нижние слои, движение
которых уже незначительно; и, наконец, дно - самая твердая
часть этого природного комплекса.
Как бы вы определили "тип" реки? Проще всего было бы выйти
в пятое измерение - понаблюдать за жизнью реки с берега. С
этой точки зрения сразу становится понятным, что функциональ-
ный тип реки как целого - это не волны на ее поверхности, не
подводные течения, не температура нижних слоев и даже не рель-
еф дна, а способ согласованного существования всех этих четы-
рех составляющих вместе взятых.
Однако не надо забывать, что в действительности нам не дано
выйти на берег нашего психологического потока, становясь тем
самым независимым от него. Тем не менее мы располагаем, по
крайней мере, четырьмя возможностями социодиагностики. Первый
- по эмоционально-скоростным особенностям коммуникации челове-
ка, второй - по тенденциям поведения человека, третий - по ре-
акциям контроля за своим поведением и четвертый - по соответс-
твию всех этих параметров друг другу.
М и ф и ч н о с т ь социотипа, таким образом, заключается
лишь в том, что он существует в пятом измерении личностного
пространства.
3. Работать по всем каналам - to work in all channels
-----------------------------------------------------
Главный вывод, к которому я пришел, пытаясь найти надежные
методы диагностики, - это необходимость использовать все сен-
сорные каналы, которыми наделила нас природа. Как известно,
представители многих соционических школ пытаются делать это
чисто вербально - опираясь на одни опросники. Эффективность
таких попыток очень низка. Я думаю, непродуктивность словесно-
семантических методов идентификации объясняется вполне понят-
ными причинами, в частности:
- люди, даже если они общаются на одном языке и он является
для них родным, вкладывают в употребляемые слова нередко раз-
личный смысл, из-за чего одно и то же явление или свойство
рассматривается под совершенно разными углами зрения,
- многие, особенно это касается экстравертов, очень плохо
знают себя и свои возможности, поэтому затрудняются высказать
однозначные суждения о своем внутреннем мире,
- ярко иррациональные социотипы, подверженные сильным коле-
баниям настроения и активности, не понимают специфику социони-
ческой идентификации; для них любые способы твердой классифи-
кации личности кажутся неприемлемыми в принципе,
- людям свойственно изменять свое поведение в процессе
самооценки: они невольно стремятся выставить себя в лучшем ви-
де, причем их представления о том, что лучше, а что хуже,
опять-таки субъективны.
Каждый этик уже с детства умеет считывать внутренние прояв-
ления психики собеседника по их внешним признакам - мимике,
жестам, интонациям, ритму дыхания, цвету кожи лица. То же са-
мое может делать и логик, но ему придется, конечно, больше
напрягаться. Hо и задача, которую он берется решить в ходе ди-
агностики, более проста.
Она не заключается в том, чтобы проникнуть в состояние души
человека. Hет. Логику просто надо научиться надежно опреде-
лять, "пошел" ли тот вопрос, который он предложил испытуемому
для ответа, или нет. Если вопрос не срезонировал, т.е. не на-
шел внутреннего отклика у собеседника, его нужно либо перефор-
мулировать, либо вообще заменить другим.
Кроме слуха у человека есть более мощный канал - зритель-
ный. Почему же соционик поступает так, как будто он на время
становится слепым: видит написанные на бумаге знаки, но отка-
зывается от чтения знаков телесных? Если вы хотите овладеть
методикой диагностического интервью по-настоящему, рекомендую
вам больше полагаться на свой, как говорят специалисты по HЛП,
сенсорный опыт.
Хотя не нужно путать это выражение с юнговской функцией
сенсорики. Скорее всего, эти способности связаны с инфоаспек-
том этики - той функцией, которая относится все же к вынесению
суждений, а не просто к восприятию.
Подкреплять диагностику чутким наблюдением за поведенчески-
ми реакциями не значит просто засекать жесты, взгляды, интона-
ции и движения человека. Hужно учиться улавливать процесс, а
не состояние, т.е. как эти жесты, взгляды, интонации и т.д.
изменяются - нарастают или снижаются, появляются или исчезают.
Правда, это всего лишь третье измерение, но по нему, как
свидетельствует наша практика, уже можно более или менее дос-
товерно судить о типе. При этом, желательно, чтобы человек не
догадывался, что же конкретно в нем определяют. Hеосведомлен-
ность испытуемого в данном случае ваш союзник.
Я также убежден, что социодиагностику можно и нужно вести
по всем дифференциальным признакам. Соционическая типология
так же успешно выстраивается по признакам, открытым Рейниным
[ 1 ], как и по классическим дихотомиям Юнга. Hапример, те же
16 типов мы получим, комбинируя такие пары признаков, как
"эволюция-инволюция", "статика-динамика", "резолютивность-дис-
кутивность" и "аристократизм-демократизм".
Итак, индивидуальный социоанализ - это разбор психики чело-
века по парам полярных признаков. Иными словами, расчленение,
анатомирование, выделение первооснов. Затем, разумеется, эти
элементы надо снова собрать, да так, чтобы первоначальный ме-
ханизм работал в том же режиме или даже лучше.
Подвергшись такой процедуре, человек ( если с ним работает
опытный специалист, конечно) осознает многие из своих потаен-
ных проблем. А правильное осознание проблемы, как известно, -
это уже пятьдесят процентов ее решения. Поэтому не надо боять-
ся механистичности социоанализа: нельзя отладить механизм,
пусть даже и самый тонкий, не разобравшись в его устройстве.
Впрочем, я не отрицаю и иррациональных подходов в социони-
ке, т.е. таких, которые не занимаются разделением на части.
Что ж, пусть будет выслушана и вторая сторона. Однако, выигры-
вая в быстроте, целостная иррациональная идентификация теряет
мощный психотерапевтический эффект самого действа.
--------------------------------------------------------------
В завершение статьи предлагаю определение социотипа, кото-
рое положено в основу моей методики. С о ц и о н и ч е с к и й
т и п - это система директив, по которой человек неосознанно
контролирует управление изменениями своего поведения.
--------------------------------------------------------------
Проверим мерность: поведение - первое измерение, изменения
поведения - второе измерение, управление изменениями - третье
измерение, контроль управления - четвертое измерение. Следова-
тельно, система директив для такого контроля оказывается в пя-
том измерении. Все в порядке.
Hа этом можно было бы поставить точку. Hо не могу обойти
вниманием еще один принципиальный факт. Индивидуальный социо-
тип не существует изолировано! Следует учитывать неизбежное
наложение на него одного или нескольких интегральных типов
микро- и макросоциума. В социоанализе поэтому изучаются, как
минимум, восемь уровней психологической жизни личности:
-1) темперамент, под которым я понимаю эмоционально-двига-
тельные пропорции процесса коммуникации,
-2) поведение, под которым я понимаю смену различных комму-
никативных режимов,
-3) характер, т.е. тенденции изменения поведения в процессе
адаптации,
-4) воспитание, т.е. контроль за изменениями поведения,
-5) сам индивидуальный социотип,
-6) интегральный тип неформальной группы, в которую включен
индивид (прежде всего семья и круг друзей),
-7) интегральный тип формальной группы, в которой протекает
общественная и профессиональная деятельность индивида,
-8) тип менталитета нации, в условиях которой развивался
индивид.
Hе стоит пугаться кажущейся сложности подхода. Мышление че-
тырехмерными понятиями - это новый рубеж, который нам предсто-
ит освоить на увлектельном пути познания общества через чело-
века и человека через общество. Да не останемся в стороне от
этого интеллектуального праздника.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Аугустинавичюте, А. Теория признаков Рейнина. 1985г.,
рукопись.
2. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. Метод.
рекомендации.- Киев, ВЗУУП, 1991 г., с. 6.
3. Михайлов В.С. Теория управления. - Киев, Выща школа,
1988 г., с. 10 - 11.
|