НЕКРОНОМИКОН
Зи Дингир Ана Канпа, Зи Дингир Киа Канпа
Духи земли, помните, духи неба, помните...
Вопрос: Что такое "Некрономикон"?
"Некрономикон" Альхазреда (букв.: "Книга Мертвых Имен") - это,
вопреки популярному мнению, вовсе не сборник колдовских заклинаний.
Она была задумана как историческое повествование, "книга о том, что
умерло и ушло", однако автора его объединяет с мадам Блаватской склон-
ность смешивать воедино факты, домыслы, слухи и полную бессмыслицу. В
результате образовался весьма объемный и неудобочитаемый компендиум,
подозрительно напоминающий "Тайную доктрину" Блаватской. В прошлом на
этот текст осторожно ссылались как на "Аль Азиф" или "Книгу Араба". Он
содержался в семи томах и в латинском издании насчитывал более 900
страниц.
Вопрос: Где и когда был написан "Некрономикон"?
"Некрономикон" был написан в Дамаске в 730 г. Абдулом Альхазре-
дом.
Вопрос: Кто такой Абдул Альхазред?
О его жизни известно немного. Все известные биографические сведе-
ния в основном почерпнуты из самого "Некрономикона". Он много путе-
шествовал, обойдя земли от Александрии до Пенджаба, и был хорошо обра-
зован. Он легко усваивал иностранные языки и использовал любой удобный
случай, чтобы похвалиться своим умением читать и переводить манускрип-
ты, которые были не по силам менее ученым людям. Впрочем, его исследо-
вательские методы более напоминают Нострадамуса, нежели Геродота. Как
пишет сам Нострадамус в 1-м и 2-м катренах:
Я сижу ночью один в потайном кабинете
Верхом на медном треножнике:
Тонкое пламя возникает из одиночества, даруя успех
тому, во что не следовало бы верить всуе.
Магический жезл в руке помещен в центр между
медными ножками треножника
Водой он умастил край своей одежды и ступни:
О ужас! Слышен голос. Он дрожит в своем одеянии:
Божественное великолепие. Бог сидит рядом с ним.
Подобно тому, как Нострадамус пользовался ритуальной магией, что-
бы заглянуть в будущее, так Альхазред использовал аналогичные приемы,
чтобы узнать прошлое. По этой причине, а также из-за недостатка ссы-
лок, историки отвергли "Некрономикон", сочтя его лишенным научной цен-
ности.
Альхазреда часто называют "безумным арабом", но при том, что по
современным стандартам он действительно вел себя несколько эксцентрич-
но, доказательствами, подтверждающими его настоящее умопомешательство,
мы не располагаем (за исключением его хронической неспособности выдер-
живать нить повествования на протяжении нескольких абзацев, не сбива-
ясь на другие темы). Его можно сравнить с такой исторической фигурой,
как греческий неоплатоник Прокл (410-485), который прекрасно ориенти-
ровался в астрономии, математике, философии и метафизике, но был при
этом также достаточно искушен в магических техниках теургии, чтобы
вызвать зримое явление богини Гекаты; кроме того, он был посвящен в
египетские и халдейские мистерии. Неудивительно, что Альхазред был хо-
рошо знаком с трудами Прокла.
Вопрос: Какова история публикаций "Некрономикона"?
Насколько нам известно, арабской рукописи этого текста не сохра-
нилось. Исследователь Идрис Шах безуспешно пытался разыскать ее в биб-
лиотеках Деобунда в Индии, Аль-Азхара в Египте, и в библиотеке священ-
ного города Мекки. Латинский перевод был сделан в 1487 году (а вовсе
не в XVII веке, как утверждает Лавкрафт) доминиканским монахом Олаусом
Вормиусом. Вормиус, немец по происхождению, был секретарем первого Ве-
ликого Инквизитора Испании, Томаса де Торквемады, и вполне вероятно,
что рукопись "Некрономикона" была обнаружена во время преследований
мавров, вынужденных под давлением властей перейти в католичество; од-
нако вера этих новообращенных, естественно, оказалась некрепка.
Со стороны Вормиуса было весьма неразумно перевести и опублико-
вать "Некрономикон" в то время и в тех краях. Эта книга наверняка ока-
зала на переводчика сильное впечатление, поскольку в конце концов он
был сожжен по обвинению в ереси после того, как послал экземпляр "Нек-
рономикона" Иоганну Тритейму, аббату Спангейма (более известным под
именем "Тритемий"); в сопроводительном письме содержалась подробная и
весьма богохульная интерпретация нескольких фрагментов Книги Бытия.
Практически все экземпляры перевода Вормиуса были сожжены вместе с
ним, хотя мы не можем избавиться от подозрения, что по меньшей мере
одна копия должна была сохраниться в библиотеке Ватикана.
Почти сто лет спустя, в 1586 году, экземпляр латинского перевода
Вормиуса внезапно обнаружился в Праге. Доктор Джон Ди, знаменитый анг-
лийский алхимик, находился в то время со своим помощником Эдвардом
Келли при дворе императора Рудольфа II, обсуждая с ним планы по добыче
алхимического золота. Келли купил этот экземпляр у так называемого
"Черного Рабби" - каббалиста Якоба Елиезера, который бежал в Прагу из
Италии после того, как его обвинили в занятиях некромантией. В те вре-
мена в Прагу стекалось множество магов, алхимиков и шарлатанов всякого
рода, поскольку Рудольф покровительствовал адептам тайных наук. Едва
ли можно представить себе другое место в Европе, более подходящее для
очередного появления на свет текста "Некрономикона".
"Некрономикон" произвел на Келли заметное влияние: характер его
видений в магическом кристалле изменился и привел к необычным явлени-
ям, из-за которых в доме Ди воцарился ужас; Кроули интерпретирует это
как первую неудачную попытку избранного сообщества людей установить
контакт с сущностями "Книги Закона". Вскоре после этого Келли
расстался с Ди. Ди перевел "Некрономикон" на английский язык, но воп-
реки утверждениям Лавкрафта, этот перевод так и не был опубликован:
рукопись попала в коллекцию Элиаса Ашмола, а затем - в библиотеку Бод-
лея в Оксфорде.
Существует множество современных подделок, выдаваемых за подлин-
ный текст "Некрономикона". Но их легко распознать по совершенному
отсутствию в них интеллекта и воображения - качеств, которыми в избыт-
ке обладал Альхазред.
Вопрос: Каково содержание "Некрономикона"?
В первую очередь, эта книга известна своими рассуждениями об "из-
начальных временах". Альхазред имел доступ ко множеству ныне утрачен-
ных источников и смог детально изучить события, на которые лишь наме-
кают Книга Бытия, апокрифическая Книга Еноха и прочие традиции. Можно
сказать, что для прояснения подробностей доисторических событий Аль-
хазред пользовался сомнительными магическими методами, однако крити-
ческий ум и стремление исследовать скрытый смысл мифологических и свя-
щенных историй роднят его с греческими писателями V в. до н.э. (таки-
ми, как Фукидид). Рассуждения его выглядят на удивление современно, и
этим, в частности, может объясняться его нынешняя популярность. Он
считал, что до того, как появился род человеческий, Землю населяли
другие виды живых существ, и что человечество приобрело множество зна-
ний благодаря встречам с существами иных "сфер". Он разделял с некото-
рыми неоплатонику веру в то, что звезды подобны нашему Солнцу и вокруг
них обращаются невидимые с Земли планеты, на которых существуют особые
формы жизни. Но эти верования Альхазред значительно усложнил и расши-
рил метафизическими спекуляциями, представляющими эти формы жизни
частями космической иерархии духовной эволюции. Он был убежден в том,
что общался с этими существами - "Древними" - при помощи магических
заклинаний, и предупреждает о том, что эти чудовищные силы ожидают
часа, чтобы вернуться и вновь заявить свои права на Землю. Альхазред
интепретирует это убеждение в свете Апокалипсиса Иоанна, но с другим
исходом: победителем в великой войне, которая принесет на Землю
опустошение, станет Зверь.
Вопрос: Почему писатель Г.Ф.Лавкрафт утверждал, что ему принадле-
жит авторство "Некрономикона"?
Для ответа на этот интересный вопрос следует обратиться к истории
двух личностей: поэта и мага Алистера Кроули и бруклинской миллионерши
Сони Грини. Не вызывает сомнений, что Кроули читал в Оксфорде перевод
"Некрономикона", сделанный Джоном Ди: слишком много фрагментов "Книги
Закона" Кроули напоминают пересказ отдельных частей этого перевода.
Либо эта гипотеза верна, либо же Кроули, утверждавший, что в предыду-
щем воплощении он был Эдвардом Келли, читал "Некрономикон" в своей
прошлой жизни! Почему он не упоминает о "Некрономиконе" в своих тру-
дах? Дело в том, что Кроули был на удивление скрытен в том, что
касается источников его информации; весьма вероятно, что сочинение под
названием "777", на авторство которого он претендовал, в действитель-
ности является, по большей части, плагиатом из записок Аллана Беннета.
Кроули всячески старается утаить влияние, которое оказал на него Ниц-
ше, хотя однажды, проговорившись, ссылается на него как на "аватару
Тота, бога мудрости"; аналогично обстоят дела с влиянием Ричарда Бер-
тона на учение Кроули об Истинной Воле. Подозреваю, что "Некрономикон"
должен был весьма смутить Кроули, когда тот обнаружил, до какой степе-
ни он (возможно, сам того не осознавая), использовал материал этого
старинного текста в своей "Книге Закона".
В 1918 году Кроули находился в Нью-Йорке. Как обычно, он пытался
завоевать себе литературную репутацию и сотрудничал с "Интернэйшнл" и
"Вэнити Фэйр". Соня Грини была энергичной и тщеславной еврейкой-эмиг-
ранткой. Она посещала званые обеды и лекции в клубе под названием
"Клуб Восхода Солнца Путешественника" (?!); именно здесь она впервые
встретилась с Кроули, который пригласил ее побеседовать о современной
поэзии.
Это была хорошая пара; в письме к Норману Мадду Кроули описывает
свой идеал женщины: "достаточно высокая, пухленькая, но не рыхлая,
подвижная, тщеславная, энергичная, в возрасте от тридцати до тридцати
пяти лет; возможно, еврейка; не исключено - певица или актриса, при-
выкшая к развлечениям подобного рода. Она должна быть "модной", воз-
можно, слегка громогласной или вульгарной. И, конечно, очень богатой".
Соня не была ни актрисой, ни певицей, но по всем остальным критериям
вполне подходила. Она зарабатывала огромные деньги на моделировании и
продаже женских шляпок. Разные люди описывали ее как "женщину с боль-
шим обаянием и личным магнетизмом", "совершенно очаровательную и
женственную", "одну из самых красивых женщин, с которыми мне доводи-
лось встречаться" и "образованный, но эксцентричный живой фонограф". В
1918 году ей было тридцать пять лет. Она была в разводе и воспитывала
дочь-подростка. В том, что касалось женщин, Кроули обычно не терял
времени даром; несколько месяцев у них продолжались нерегулярные сви-
дания. В 1921 году Соня встретилась с Г.Ф.Лавкрафтом, и в этом же году
Лавкрафт опубликовал свой первый роман с упоминанием Абдула Альхазреда
("Безымянный город"). В 1922 году он впервые упоминает "Некрономикон"
("Гончая"). 3 марта 1924 года Лавкрафт женится на Соне Грини. Нам не-
известно, что именно Кроули рассказал Соне Грини и что она рассказала
Лавкрафту. Однако стоит обратить внимание на следующую цитату из
рассказа "Зов Ктулху" (1926):
"Культ этот не умрет до тех пор, пока звезды вновь не придут в
правильное положение [прецессия равноденствий?] и тайные жрецы не при-
зовут Ктулху из Его могилы, дабы Он вдохнул жизнь в Своих подданных и
снова воцарился на земле. Время это будет легко распознать, ибо тогда
человечество уподобится Великим Древним: вольным и диким, не ведающим
различия между добром и злом, не признающим законов и морали; и все
люди станут кричать, убивать и веселиться. Освобожденные Древние нау-
чат их новым способам кричать, убивать и веселиться, и вся земля запы-
лает в огне экстаза и свободы".
Сколь бы кратким и искаженным ни был этот отрывок, на нем все же
лежит неоспоримая печать "Книги Закона" Кроули. Легко вообразить себе,
как Соня и Лавкрафт, сидя в освещенной камином комнате, со смехом об-
суждали содержание нового рассказа и Соня предложили своему мужу
кое-какие идеи, которые ей когда-то поведал Кроули; ей даже не надо
было упоминать имя Кроули, достаточно было одной лишь идеи, чтобы раз-
жечь воображение романиста. Мы не располагаем свидетельствами о том,
что Лавкрафт когда-либо видел подлинный текст "Некрономикона" и вообще
знал о реальном существовании этой книги. Его "Некрономикон" примеча-
тельно близок по духу к оригиналу, но детали представляют собой чис-
тейший вымысел, как, впрочем, и следовало ожидать. В оригинале нет ни
Йог-Сотхотха, ни Азатота, ни Ньярлатхотепа, однако там есть Айуаз...
Вопрос: Где можно найти "Некрономикон"?
Самым быстрым и легким ответом будет: "Наверняка - нигде". И нам
приходится снова заподозрить Кроули в том, что он приложил к этому ру-
ку. В 1912 году Кроули встретился с Теодором Ройссом, главой немецкого
"Ордена Восточного Храма", и в течение нескольких лет работал в рядах
этого ордена. В 1922 году Ройсс сложил с себя полномочия главы общест-
ва в пользу Кроули. Таким образом, Кроули на протяжении десяти лет ра-
ботал в тесном контакте с ведущим представителем немецкой масонской
организации. В 1933-1938 гг. немногочисленные известные экземпляры
"Некрономикона" бесследно исчезли: кое-кто из гитлеровского правитель-
ства заинтересовался редкой оккультной литературой и принялся всеми
честными и нечестными путями добывать эти книги. Перевод Ди пропал из
Оксфорда во время вторжения весной 1934 года. В Британском Музее было
совершено несколько неудачных попыток ограбления, и в результате изда-
ние Вормиуса было извлечено из каталога и перемещено в подземное хра-
нилище в закрытом сланцевом руднике в Уэльсе (где во время войны, в
1939-1945 гг. хранились королевские драгоценности). Экземпляры из дру-
гих библиотек просто исчезли, и в настоящее время "Некрономикон" не
упоминается ни в одном библиотечном каталоге. Нынешнее местонахождение
копий "Некрономикона" неизвестно; существует легенда о том, что в во-
енное время неподалеку от Зальцбурга находилось большое хранилище ок-
культных и магических документов. Также постоянно возникают слухи о
том, что копия "Некрономикона" была сделана на коже узников концентра-
ционных лагерей.
Предлагаемая компиляция создана на основании следующего источни-
ка: Джастин Джеффри, "Книга Араба". Старри Уиздом Пресс, 1979.
|