Менли Холл
ОККУЛЬТНОЕ МАСОНСТВО
Перед изучающим мистическое Масонство всегда встаёт одна проб-
лема. Он знает её под многими именами. Она показывается ему во мно-
гих символах, но кратко она может быть выражена как очищение и ос-
вобождение духа и тела от ига кристаллизации и материальности. Дру-
гими словами, он стремится высвободить свою жизнь, которая погребе-
на под развалинами его павшего храма и восстановить её вновь на
месте, которое принадлежит ей по праву, как камню его духовной арки.
Когда мы изучаем древнее Масонство, мы имеем дело с одним из
первых откровений того, что мы знаем, как учение Мудрости. Как и
другие великие тайны, оно состоит из разрешения проблем существова-
ния каждого дня. Нам может показаться, что мы имеем теперь мало
пользы от изучения этих отвлечённых символов, но со временем каждый
изучающий поймёт, что вещи, которые он сейчас отодвинул в сторону,
как не имеющие цены - это драгоценности, которые ему потребуются,
когда на то придёт время. Как кентавр в зодиаке - стрелец, человек
вечно стремится поднять своё человеческое сознание над животным те-
лом; и в масонской лестнице с тремя ступенями мы находим три вели-
ких шага, которые необходимы для освобождения. Эти три шага - три
больших подразделения человеческого сознания. Мы можем кратко опре-
делить их как материальность, интеллект и духовность... Они также
представляют собой действие на низшей ступени, чувства на централь-
ной и ум на высшей. Все человеческие существа поднимаются к Богу,
взбираясь по этим трём ступеням, ведущим к освобождению.
Когда мы объединим эти три проявления в гармоническое равнове-
сие, то мы получим Пламенный Треугольник. Древние говорили, что
Бог, как центральная точка в круге - непостижим, но что он проявля-
ет себя через своих трёх свидетелей: Отца, Сына и Святого Духа. То
же самое истинно и относительно человека. Бог в каждом из нас может
проявиться только через своих трёх свидетелей. Отец проявляется че-
рез наши мысли, Сын через наши эмоции, и Святой Дух через наши пос-
тупки. Когда мы уравновешиваем свои мысли, свои желания и свои пос-
тупки, мы получаем равносторонний треугольник. Когда очищенные
чувства человека излучаются через этих трёх свидетелей, тогда к
треугольнику добавляется сияние пламени, в середине которого нахо-
дится Бог - Непознаваемое и Немыслимое Оно, Iод или пламенная буква
еврейского алфавита; бездна, которую никто не может понять, но от
которой всё происходит. Жизнь этого Неизвестного излучается через
треугольник, который в высшей степени окружён сиянием пламени. Сия-
ние есть душа, построенная из преображённой мысли, действия и жела-
ния - вечного треугольника Бога.
Между масонскими символами находится улей - называемый симво-
лом промышленности, потому что он ясно показывает, как человек дол-
жен был бы сотрудничать со своими ближними ради взаимного развития
всех. Он тем не менее содержит и более глубокую весть; потому что
всякая живая душа является пчелой, которая путешествует по жизни и
собирает мёд мудрости из жизни окружающего и из своего опыта. Как
пчела собирает мёд из сердца цветка, также точно должен бы каждый
из нас извлекать духовный нектар из каждого события, каждой радос-
ти, каждого огорчения, и вносить это в большие ульи опыта - в ду-
ховное тело человека. Говорится также, что духовные энергии челове-
ка вечно берут жизненные силы, которые они трансмутируют и направ-
ляют к ульям в мозгу, где хранится мёд или масло, необходимое для
поддержания жизни.
Говорят, что древние боги жили нектаром и что они не ели и не
пили как другие люди. Совершенно верно, что мёд, извлечённый или
добытый путём борьбы с ежедневными проблемами, является пищей выс-
шего человека. Мы едим с хорошо накрытого стола, и было бы полезно
для нас рассмотреть, также ли точно питается духовный человек и
развивается благодаря тому, что мы претворили себя в наших соб-
ственных жизнях.
Один древний философ однажды сказал, что пчёлы извлекают мёд
из тысячи цветов, тогда как паук из того же самого источника берёт
яд. Перед нами теперь стоит проблема: что мы - пчёлы или пауки?
Претворяем ли мы опыты жизни в мёд или превращаем их в яд? Поднима-
ют ли они нас (они должны были это делать) или же мы вечно натыка-
емся на шипы?
Опыт ожесточает многих людей, но мудрец собирает мёд и напол-
няет им ульи своей собственной духовной природы.
Для нас также хорошо рассмотреть пожатие львиной лапы, являю-
щееся одним из наиболее древних в мире знаков Посвящения... В древ-
ности неофита при прохождении его через мистерии египетских храмов,
в конце их, хоронили в большом саркофаге для мёртвых, чтобы позже
Учитель - Посвящённый в голубой с золотом одежде воздвиг бы его к
жизни. Когда кандидата таким образом поднимали, то великий Учитель
имел на руке своей похожую на перчатку львиную лапу и тогда говори-
лось о вновь понятном ученике, что он воздвигнут к жизни "пожатием
львиной лапы". Еврейская буква Iод (которая находится в центре тре-
угольника и иногда служит символом духа вследствие своего облика,
напоминающего пламя) означает - согласно Каббале - протянутую руку.
Мы считаем, что это символизирует Солнечный дух в человеке, о кото-
ром говорится, что он восседает на престоле в знаке Льва, Льва Iу-
деи. И подобно тому, как плоды полей и семена растут и развиваются
благодаря солнечным лучам, также точно говорят, что кристаллизация
человека разрушается при помощи света духовного солнца, которое
воскрешает мёртвых своею силой и освобождает возможности жизни. Дух
в человеке с его глазами, которые видят в темноте, всегда стремится
поднять низшую сторону своей собственной природы, чтобы соединиться
с самим собой. Когда таким образом низший человек поднялся от мате-
риальности при помощи высших идеалов, которые развёртываются внутри
его собственного существа, тогда говорится, что дух света и правды
поднял кандидата для посвящения его при помощи "пожатия львиной ла-
пы".
Хорошо отметить символизм двух Iоаннов, которых мы находим в
масонских ритуалах. Iоанн значит "овен", а овен является символом
животных страстей и склонностей в человеке. В Iоанне Крестителе,
облачённом в шкуры животных, эти страсти не преображены, тогда как
в Iоанне Евангелисте они подвергались трансмутации до тех пор, пока
проводники и силы, которые они представляли, не сделались любимыми
учениками жизни Христа в человеке.
Мы часто слышим выражение: "ехать верхом на козле" или "взби-
раться на жирный шест". Это имеет символическое значение для тех, у
кого есть глаза, чтобы видеть, потому что когда человек овладевает
своей низшей животной природой, то он честно может сказать, что он
"едет верхом на козле", а если он этого сделать не может, то не мо-
жет войти в храм посвящения. Шест, намазанный салом, на который он
должен влезть, несомненно относится к спинному мозгу; и только тог-
да, когда сознательность человека поднимется вверх по этому столбу
в мозг, может он принимать степени масонства.
Вопрос об "Утерянном Слове" должен был бы рассматриваться, как
самостоятельная проблема. Сам человек, т. е. чистый принцип может
быть назван Утерянным Словом; но лучше сказать, что это нечто осо-
бенное, нечто излучающееся из человека, что является паролём, кото-
рый признаётся всеми членами ремесла. Когда человек как архитектор
своего храма злоупотребляет жизненными силами, находящимися в нём и
разрушает их, тогда строитель, после того как его убьют три низших
тела, несёт с собой в могилу, куда его кладут - Слово, которое яв-
ляется доказательством его положения.
Злоупотребление ментальной, физической или духовной силами
имеет следствием убийство энергии; и если эта энергия потеряна, то
человек вместе с нею теряет Священное Слово. Наши жизни, наши мыс-
ли, желания и действия, являются живым тройным паролём, при помощи
которого Мастер Строитель узнаёт себе подобного и когда ученик ищет
быть допущенным во внутреннюю комнату, он должен представить во
вратах Храма доказательства очищенного тела и уравновешенного ума.
Это священное слово не может быть куплено никакой ценой, ни одна
степень не может дать его. Но когда внутри нас мёртвый строитель
вновь воскреснет к жизни, он сам произнесёт Слово, и на философском
камне, построенном в нём, выгравировано имя Божества.
Только когда строитель воскреснет, символ смертности может ус-
тупить место символам бессмертия. Наши тела - урны, содержащие пе-
пел Хирама, наши жизни - сломанные колонны, кристаллизация есть
гроб и разложение - открытая могила. Но надо всем этим находится
вечнозелёная ветка, обещающая жизнь тем, которые поднимают змеиную
силу и показывают, что под развалинами храма лежит тело строителя,
которое воскресает в с е г д а, когда мы живём так, что даём вы-
ражение божественной жизни внутри нас.
Существует много чудесных масонских символов, которые дошли до
нас из забытого прошлого, символов, чьё давно утерянное значение
было погребено под покровом материализма. Истинный масон - дитя
света - всё ещё тоскует вырваться на свободу и пустой трон Египта
всё ещё ждёт Царя Солнца, который был убит. Весь мир всё ещё ждёт
Бальдера Прекрасного, чтобы он опять вернулся к жизни; ждёт распя-
того Христа, который отвалит камень и воскреснет из могилы материи,
неся своё собственную могилу с собой.
Когда человек так жил, что он может понять эту удивительную
проблему, тогда великое Око или центр сознания становится способным
смотреть через вычищенное стекло очищенного тела. Мистерии истинно-
го Масонства, долгое время закрытые от профана, тогда могут быть
поняты; и новый Мастер, надевая свои голубые с золотом одежды, сле-
дует по стопам тех бессмертных, которые ступень за ступенью подни-
маются по лестнице, которая ведёт вверх к семи Звёздам. Далеко в
выси радуга - источник жизни - парит над водами забвения; и высыла-
ет своё провозвестие вниз низшему человеку при помощи "каната".
Когда эта точка достигнута, то двери в "G" навеки закрываются, по-
тому что точка возвратилась к окружности: тройной Дух и тройное те-
ло соединены вместе в вечной печати Соломона. Тогда краеугольный
камень, отброшенный строителем, вновь станет главою угла, а человек
- давно недостающий краеугольный камень Всемирного Храма - станет
вновь на своё место. Ежедневные события обостряют наши чувства и
развивают наши способности. Это и есть инструменты Ремесла - моло-
ток, долото и линейка, и с этими нами самими развитыми инструмента-
ми мы медленно превращаем неотёсанный камень в законченный Куб для
Всемирного Храма. Только тогда становимся мы посвящёнными Огня, по-
тому что только тогда свет заменяет тьму. Когда мы путешествуем че-
рез сводчатые камеры нашего собственного существа, мы тогда пости-
гаем значение сводчатых камер Храма; и по мере того, как посвяти-
тельный ритуал развёртывается перед нашими глазами, мы должны при-
знать в нём повторение нашего собственного существования, развёрты-
ванте нашего собственного сознания и историю нашей собственной жиз-
ни. С этой мыслью в уме мы способны понять не только то, почему
древние атланты поклонялись восходящему Солнцу, но также и то, по-
чему современный Масон символизирует солнце как Хирама, высокорож-
дённого, который, поднявшись на верхушку храма, ставит на него зо-
лотой камень и всё в человеке воздвигает к жизни.
Перевод с английского Л. Брезинской.
|