30. О ком говорил Христос
Религии возникают в умах добрых людей, стремящихся сделать всех людей
хорошими; они стремятся искоренить зло и исправить плохих. Их много,
поскольку они должны соответствовать различным людям, их профессиям и
ролям, их характерам и особенностям. Человек должен начать соблюдать
установленные ограничения и законы, и черпать из этого радость и силу.
И тогда его очищенный ум поведет его за собой, все выше и выше. Он и
общество, членом которого он является, тем самым будут
облагодетельствованы.
Поэтому правильно, что празднуется день рождения Иисуса, ощущавшего
потребность спасти человечество, и стремившегося достичь этого; но
празднование должно принять форму верности поучениям, приверженности
принципам, практики дисциплин и восприятия Бога, которые он старался
пробудить.
В наши дни мир удовлетворяется лишь словами и искусным соблюдением
правил, предназначенных скрыть изъяны людей. Дни рождений великих
личностей отмечаются с таким лицемерием и внешней пышностью.
Отсутствуют поиск в свете вести, которую они принесли, и усилие практически
осуществить ее и получить обещанное ею блаженство.
Великие учителя принадлежат человечеству. Неправильно думать, что
Иисус принадлежит одним христианам, и Рождество--священный праздник
только для Запада. Принять одного из них как своего и отвергнуть
остальных как чужих--признак ограниченности. Христос, Рама,
Кришна--для всех людей, повсеместно. Различные члены и органы вместе
образуют тело; различные государства и общества вместе образуют мир.
Поддержка, оказываемая божественной милостью, циркулирует через каждую
часть тела, помогая им действовать согласованно. Питание любви,
посылаемое божественной милостью, должно циркулировать в каждом
государстве и обществе, позволяя миру жить в спокойствии и
радости. Если эта истина будет осознана, идея о различии не возникнет.
Если члены семьи ссорятся, земля и прочая собственность семьи будут
заброшены, и либо в упадке, либо потеряны. Отделение одного члена
тоже будет большой потерей, поскольку милость, поддерживающая семью,
уменьшится и утратится. Когда ампутирована кисть, орган теряет свою
функцию, и во время ампутации также теряется огромное количество крови.
Так и божественная милость любви теряется, когда страна отделяет себя
от мира: она тоже становится слабым и бездействующим членом мирового
сообщества.
Разногласия, разделения и различия отрезают человека от животворящей
милости, питающей каждую клетку тела и каждого человека в мире. Этой
же самой милостью поддерживается мир. Дереву, для его роста, требуется
почва, солнечный свет и воздух. Но, еще более чем это, ему необходимо
семя. Человеческая жизнь обусловлена чувствами и поступками, и
последствиями этих чувств и поступков. Но его существование, само его
бытие, зависит от воли Бога. Высота деревьев может различаться, в
зависимости от характера почвы, количества солнца и качества почвы.
Так и люди могут различаться в зависимости от последствий тех видов
чувств и поступков, что исходили от них. Но в точности как можно
сказать, что семена были одинаковы, так есть Единое, без какого-либо
различия. Разнообразие форм, разнообразие эмоций и отношений,
разнообразие обществ и государств есть результат неведения человека об
этом основополагающем единстве божественной воли, и его поступков
против этого единства.
В текущих водах реки видна луна; луна видна и в спокойной воде озера;
луна есть и наверху, в небесах. Луна в текущей реке расколота и
неполна, она, как кажется, быстро бежит по течению. Луна в озере
спокойна, неподвижна, невзволнована. Обе эти луны--только отражения
настоящей луны в небе. Луна, отраженная в потоке--это индивидуальная
душа, занятая деятельностью, запутанная в Майе, в причинах и следствиях.
Луна, отраженная в безмятежной поверхности озера, есть йог, святой,
достигший равновесия, спокойствия, мира, пребывающий в Едином. Настоящая
луна в небе--это Вечный Наблюдатель, Абсолют, Первопринцип. Христос
говорил об этом, когда Он произносил, одно за другим, три утверждения.
В отношении активной индивидуальной души, дрожащей луны, он сказал:
"Я--Посланец Бога"; в отношении Самого Себя, как йога, поднявшегося
выше двойственности и достигшего равновесия, Он сказал: "Я--Сын Бога".
Понимая, что это есть лишь отражения, и что настоящая луна есть
Наблюдатель в небе, и что Он также есть свободный от формы Безымянный
Абсолют, Он провозгласил, ближе к концу Своей жизни: "Я и Мой
Отец--Одно".
Все существа--образы Абсолютной Атмы, в именах и формах, по-видимости
принятых ими. Эта истина содержится, разрабатывается и показывается в
духовных текстах Индии, составляющих основу культуры Бхаратийи.
Сущность всех религий и вер--растворение в этом Единстве. Цель всех
духовных усилий--растворение в этом Единстве. Цель всех
поисков--постижение этого Единства. Но этим очевидным фактом
пренебрегают, люди творят раздоры, тревоги и беспокойства для себя,
совершают ужасные вещи, чтобы поддержать разобщенность,
столь дорогую их лишенным целостности умам. Течение времени затмило
величие вести, очарование материального и мирского совлекло их с пути,
а развитие науки и техники дало им сомнения и глупость. Люди теперь
наслаждаются самыми запретными вещами, поддерживают самые осуждаемые
религией вещи. Все религии учат, что следует с почтением относиться к
родителям и проявлять свою благодарность им; но теперь стало
модным смеяться над ними и пренебрежительно относиться к ним.
Все религии говорят, что следует уважать старых, за накопленный ими опыт и их
незаменимые советы; но теперь к старшим и старым относятся, как к
надоедливой помехе. Все религии настаивают на правдивости; но теперь
человек, верный истине, высмеивается словно глупец. Грубость и
насилие, осуждаемое всеми религиями, почитаются как орудия прогресса
и средства достижения желаемого. Однако, главные истины религии не
затронуты, не запятнаны творимым людьми злом, или пропагандой
конкуренции, которой они увлечены.
Только те, что не очень разумны в практическом осуществлении
того, чему учит религия, будут тратить свои силы, осуждая другие религии
и прославляя свою собственную. И если вы искренне занялись практикой,
побуждение искать недостатки в других или выставлять напоказ свои
преимущества будут исчезать. Такие люди будут праздновать дни рождений
основателей религий в духе самоотверженности, только углубляющем веру
в их сердцах, и почитая свои учения лучшим практическим следованием
им, а не более настойчивой аргументацией.
Если человек стремится достичь цели, он должен следовать
ведущим к ней путем. Когда вы ищете Бога, вы должны соблюдать
указанное Им направление. Вам незачем останавливаться на Его имени,
или Его чертах! Это не может увести вас далеко. Вместо этого идите по
Пути; с каждым шагом вы будете ближе. Когда вам нужно пойти в деревню,
вы должны встать и идти к ней; она не поднимется и не пойдет к вам!
Если вам нужно достичь Бога, поднимитесь и идите, как Он направил вас.
Единственно этим вы можете сделать свою жизнь достойной.
Иисус, для блага человечества, давал простые практические уроки
духовного развития; Он проявлял божественную энергию для укрепления
веры в справедливость Его поучений; Он указал путь, который может
дать людям сладкий нектар ананды. Наставлением и личным примером Он
убеждал людей развивать добродетели милосердия, сострадания,
терпимости, любви и веры. Это--не отдельные и различные качества,
это--только многочисленные грани Божественного в человеке, которое ему
следует познать и развивать.
Люди говорят о жертве Христа, как о заключающейся в Его распятии на
кресте. Но Он был окружен, связан, и коронован терновым венцом
схватившей Его толпой, и, позднее, распят на кресте теми, кто
схватил Его. Человек,
схваченный и избитый полицией, не может сказать, что он пожертвовал
чем-то, поскольку он--не свободен. Давайте посмотрим на жертву,
принесенную Иисусом, когда Он был свободен, по Его собственной воле.
Он пожертвовал Своим счастьем, благополучием, удобствами,
безопасностью и положением; Он храбро встретил враждебность власти. Он
отверг уступки или компромиссы. Он отказался от "эго"--вещи, от
которой труднее всего освободиться. Славьте Его за это. Он добровольно
пожертвовал желаниями, посредством которых тело мучает человека; это
более великая жертва, нежели жертва тела по принуждению. Празднование
Его дня рождения должно отмечаться принесением вами в жертву, по
крайней мере, желания или двух, и победой по меньшей мере над
самыми пагубными требованиями эго.
Последователи Иисуса по разным причинам разошлись друг с другом; но
жизнь Иисуса--урок единства. Когда Христос был на кресте, Его
обеспокоила враждебность к мучившим Его людям. Внезапно Он
услышал дававший Ему силы голос: "Вся жизнь едина, Мой дорогой Сын!
Будь подобен каждому!!"; за этим последовало другое указание: "Смерть
есть одежда жизни". Как человек сбрасывает изношенные одежды и одевает
новые, так душа одевает и сбрасывает тела. Поэтому Иисус
предостерегал против ненависти и враждебности, а также против скорби,
которым привержен человек.
Такие личности проживают свои жизни с тем, чтобы установить
благополучие человечества, процветание и мир на земле, освобождение
человека от уз материальных желаний и страстей. Это иллюстрируется
необычными явлениями, случавшимися во время их прихода. Считается,
что во время рождения Христа происходили такие явления. Правитель царства
приказал провести перепись, и каждый должен был пройти через эту перепись
в своей деревне. Поэтому Мария и ее муж отправились по дороге, которая
вела в его родную деревню. Мария была беременна; роды начались в пути;
они никого не знали в деревушке, через которую они проезжали; поэтому
они нашли приют в хлеву. Иосиф приготовил между коровами место, и в
полночь вышел на дорогу, найти какую-нибудь женщину, которая
могла бы помочь. Но вскоре он услышал крик ребенка.
И, как рассказывают, в небе была звезда, опускавшаяся с новым светом, и
так приведшая нескольких тибетцев и других к месту, где рождался
Спаситель. Эта история читается и принимается на веру многими, хотя
звезды не падают и даже не опускаются так внезапно. История эта означает
следующее. В небе над деревней, где рождался Христос, было огромное
сияние, озарявшее небо. Это означало, что родился Тот, кто должен
победить тьму зла и неведения, что Он распространит свет любви в
сердце человека и даст наставления человечеству. Наблюдаемые
свет и иные признаки, предвещающие наступающую эру, естественны, когда на
земле оказываются Воплощения. Иисус должен был рассеять
окутавшую мир тьму, и обстановка ночи была признаком, говорящим об этом.
Учителя приходят в ответ на молитву человека: "Тамсо маа джйотир
гамайа" (Веди нас от тьмы к свету!)
Если каждый исполняет свой долг, в духе самоотверженности, Свет может
озарить все, но если двери сердца закрыты для Света, как может тьма
исчезнуть? Вы не можете бездельничать, ожидая, пока Воплощение
принесет вам мир и радость. Воплощение приходит предостеречь,
направить, пробудить, установить путь и пролить на него свет любви. Но
человек должен выслушать, изучить и повиноваться с надеждой и верой.
Есть старая история, что однажды Мудрость и Богатство долго и громко
спорили о том, кто из них важнее. Богатство говорило, что без него
тело будет слабым, мозг вялым, и мудрость будет недостижима. Мудрость
возражала, что без него человек не может даже распознать богатство от
не-богатства, или не будет знать, как заработать или использовать
его. Душа вмешалась и сказала им, что они равно важны, но только когда
используются правильно. Богатство без мудрости становится орудием
эксплуатации и тирании; мудрость без богатства становится простой
фантазией и планами на бумаге. Правильное использование делает их полезными;
неправильное использование делает их гибельными. Это подобно ножу в
руках сумасшедшего--он становится орудием убийства; в руках хирурга он
становится инструментом, спасающим жизнь! Хорошо ли вы поступаете с
богатством? Приносите ли вы пользу другим, посредством мудрости--таков
критерий. Этот день, Рождество, когда празднуется рождение Христа,
побуждает вести жизнь в любовном служении--слабым, беспомощным,
нуждающимся, несчастным. Развивайте терпимость и стойкость, милосердие
и великодушие. Дорожите установленными Им идеалами, и осуществляйте их
в вашей повседневной жизни. Путь, которым сейчас празднуется
Рождество, показывает, как удалились люди от этих идеалов, сколько
бесчестья они навлекают на Его имя! Час полуночи почитается;
иллюминация устраивается; рождественская елка устанавливается; и ночь
затем проходит в пьянстве и танцах. Это--день священной ананды, но
ананда сведена на уровень отравляющего пьяного возбуждения!
Пьянство--столь пагубная, вредная привычка, что когда человек выпивает
бутылку, он сам попадает в бутылку и не может выбраться! Сначала
человек выпивает вино, затем вино выпивает еще вина; и, наконец, вино
пьет самого человека! Он погружается и тонет в спиртном. Вино
уничтожает человеческое в человеке! Как же тогда оно может развивать
в нем Божественное? Человек должен танцевать в божественном
блаженстве; вместо этого занимаются чувственными танцами, вредной
заменой! Сделайте ваши сердца чистыми, вашу деятельность--святой, ваши
чувства--благожелательными ко всем. Это--наилучший путь празднования
рождения Христа.
Есть один пункт, на который я сегодня не могу не обратить ваше
внимание. В момент, когда Иисус появился в высшем проявлении
божественности, Он сообщил Своим последователям несколько
известий, которые различно толковались комментаторами и теми, кто находил
удовольствие, громоздя писания на писания, значения на значения, пока
все это не переросло в огромную путаницу.
Само утверждение подтасовывали и превращали в головоломку. Утверждение
Христа было простым. "Тот, Кто послал Меня к вам, придет снова!", и Он
указал на ягненка. Ягненок--это просто символ, знак. Он указывает на
блеянье--ба-ба; тем было сказано о пришествии Бабы. "Его имя
будет--Истина",--сказал Христос. "Сатья" означает "истина". "Он будет
носить красную одежду, кроваво-красную одежду". (Здесь Баба показал
на одеяние, в которое он был одет!) Он будет низкорослым, с короной
(из волос). Ягненок--это знак и символ любви. Христос не объявлял, что
Он придет снова, Он сказал: "Тот, кто создал Меня, придет вновь". Тот
ба-ба есть этот Баба, и Саи, низкорослый, с шапкой курчавых волос,
в красной одежде Баба, пришел. Он--не только в этой форме, но он в
каждом из вас, находящийся в сердце. Он там, небольшого роста, в
одежде цвета крови, которая наполняет его.
Великие положения культуры Бхаратийа, обнаруживаемые в
Ведах--Ишварассарвабхутаанаам, Ишааваайамидам сарвам,
Вассудевассарвамидам--Бог есть внутренний побудитель всех существ, Все
это окружено Богом, Все это есть Васудева, Божество--должны быть в
каждом. Такова внутренняя тайна Воплощения. Бог воплощен во всем! Все
Едино; Единое есть все.
Есть только один Бог; Он вездесущ. Есть только одна религия, религия
любви; есть только одна каста, каста людей; есть только один язык,
язык сердца.
Бангалор
24. 12. 1972
31. Посвятившие себя защите
Индия--земля, посвятившая себя истине, праведности, миру и любви; вы
посвятили себя служению Отчизне, ее защите и сохранению ее
независимости. Это согласуется с древним предписанием--"матру дево
бхава--почитай мать, как ты бы почитал бы Бога. Вы готовы и готовитесь
пожертвовать даже жизнями в служении ей, и что бы ни делали или не
отказывались делать другие, я рад вашей преданности, столь
сильной и столь искренней. Истина, праведность, мир и любовь--это четыре
колонны, на которых возводится дворец счастья, и здесь и в будущем.
Индия также должна строить свое счастье только на этих колоннах.
Они--действительные опоры Индии, безопасности, процветания и славы
Индии. Мы забыли эту истину; мы пренебрег ли основанием; отсюда все
сегодняшние беды.
Бог всегда с вами в вашей борьбе за защиту этой земли. Он
будет изнутри направлять и воодушевлять вас на исполнение вашего долга. Истина
есть Бог, работа есть поклонение. Самоотверженным служением, строгой
верностью долгу и преданностью делу мира вы содействуете благополучию
Индии и всего человечества. Война Махабхараты--хороший пример того
руководства, которое дает Бог, когда праведность защищается от сил
зла. Кришна был самым сердцем Пандавов. Дхармаджа, старший из пяти
братьев, был головой; Бхима, второй брат, был животом; Арджуна,
третий, был руками. Накула и Сахадева, близнецы, были ногами, а Кришна
был сердцем. Бог будет не просто говорить и направлять из сердца; Он
Сам будет сердцем, если вы попросите Его благословить вас этим.
Мы достигаем мира и радости только через жертвоприношение. Отдавать
приносит больше радости, чем брать. Так как все вы подготовлены для
высочайшего жертвоприношения, вы--настоящие сыновья Бхараты. Многие не
знают той радости, которую можно получить от самоотверженности; они тратят
годы и целые жизни в погоне за эгоистическими целями. Они столь
самонадеянны, что не почитают родителей, старших, святых и мудрецов.
Они не призывают милость Бога посредством молитвы. В результате Индия
теряет свои вековые традиции и принимает новые моды и манеры
поведения, тем самым приводя людей к страданию.
В Гите о теле говорится как о Кшетрам, то есть как о святом месте, где
находится Бог. Каши-это Кшетрам, Бхадрачалам--это Кшетрам.
Тело-кшетрам есть Дхармакшетрам, так же как и Кукшетрам, обитель
праведности и деятельности. Бог в кшетрам есть Кшетраджна, Шивам, без
которого тело есть лишь шавам, труп. Поэтому всегда сознавайте Бога,
который есть действительный "вы", и ищите Его утешения, поддержки и
руководства, посредством молитвы.
Бангалор
5.1.1973
32. Притворщики
Когда Будда, после просветления, открывшего ему четыре благородные
истины, сидел под деревом бодхи в Бодхгайе, вокруг него собрались
шайки неверующих, осыпавших его насмешками и оскорблениями. Его
последователи были разгневаны; они обратились к Будде: "Господь,
позволь нам пойти и выбить праздность и невежество из
этих клеветников". Но Будда только улыбался в ответ на их гнев. Он
сказал: "Дорогие, разве вы не видите, сколько радости они получают от
этого занятия? Вы получаете радость, поклоняясь мне. Они получают
радость, осыпая меня оскорблениями. Вы выражаете почтение; они осыпают
насмешками и получают равное удовлетворение. Владейте собой;
не ненавидьте никого, таково учение. Это--древнее таинство".
Некоторые люди не могут терпеть славы других; некоторые наполнены ядом
зависти; некоторые демоничны по характеру и не могут вынести святости
и божественного; некоторые развращены разочарованием и осуждают Бога;
такие люди будут заниматься оскорблениями. Если вы общаетесь с
ними и с их последователями, вы будете лишь загрязнять свой ум. Даже
обычные люди стыдятся клеветать на великих, но эти своей тактикой
изобличили себя как стоящие ниже самых низких.
Вы можете сказать, что вы--обычные люди; когда клевещут на форму,
которую вы почитаете, как можете вы терпеть это молча? Допустим,
кто-то посылает вам заказное письмо. Когда вы подписываетесь и
принимаете его, вы узнаете его содержании, хотя вы можете не
принимать содержание. Если вы не подписываетесь, письмо идет
обратно, к отправителю, и его цель--дать вам узнать о его содержании--не
достигается. Так и вы, не слушайте обвинений; оставайтесь холодны и
незаинтересованы; тогда грязь пойдет обратно к тому, от кого она
исходила, и вы не будете затронуты ею вовсе. Она будет воздействовать
на него, подобно эху, реакции, отражению. Вместо того, чтобы вредить
вам, она пойдет обратно к нему.
Взгляните в Бхагаватам. Какова была судьба Джарасандхи, Камсы,
Шишупалы? Шишупала смеялся над Кришной, и его ненависть повредила
только ему одному. На Господа не воздействует ни прославление ни
порицание. Он вне и выше двойственности, волнующей человека. У Него
нет ни друзей, ни врагов. Ваша доброта приносит вам добро; плохое в вас
приносит вам несчастье. Ваша добродетель--ваш щит; ваш порок--оружие,
которое нанесет вам раны. Счастье и несчастье--только отражения хорошего
и плохого, наполняющего ваше сердце и определяющего вашу деятельность.
В Бхагаватам упоминается некий Поундрака, стремившийся подражать
Кришне; он прибавил к своему имени имя Кришны, т.е. "Васудева", он
говорил о себе как о Поундраке Васудеве. Он изготовил поддельную
раковину и поддельное колесо (из дерева) и носил их с собой, в двух
искусственных дополнительных руках. Он узнал, каким образом Кришна
носил Свое желтое шелковое одеяние, и тщательно перенял это. Он
искусно подражал походке и жестам Кришны. Некоторые глупцы собирались
вокруг него, принимая его за Господа, которого они искали. Его безумие
привело его в итоге к падению и унижению.
В эту Кали Югу встречаются такие подражатели, как Поундрака,
изображавший из себя Васудеву. У нас есть сегодня даже Сатья Саи Бабы:
они шьют такое же одеяние, стараются отрастить шапку волос, изучают
фотографии и вздымают руки очень похоже на меня, делая себя
смешными--безумными попытками подражать мне. Они забывают, что
"подражать--это человеческое; но творить Божественное". Те, кто
пытается стать Сатья Саи Бабами посредством такого нелепого
подражания, лишь
разрушают всякую веру в Божественное, посеянную некоторыми людьми.
Они--ядовитые паразиты, вредящие миру и гармонии общества. Они
собирают вокруг себя ничтожеств подобной природы. Ведь только птицы
одного полета могут летать вместе. Такие притворщики губят себя и
губят общество, в котором они действуют, как вошедшая в поговорку стая
обезьян, губящая себя и уничтожающая лес, в котором она обитает.
Позвольте мне сказать вам вот что: вам нет необходимости следовать за
тем или иным человеком в поисках гуру. Сердце, полное
сострадания--алтарь Бога. Природа--лучший проповедник. Жизнь--лучший
учитель. Наполняйте себя благоговением и почтением к творению Бога,
проявлению Его силы и славы, называемой миром. Это--достаточное
наставление и достаточное вдохновляющая идея для вас.
Вриндаван
14. 01. 1973
33. Плод и дерево.
Бхарата--самый древний из сохранившихся сегодня центров цивилизации, с
нетронутым наследием. Но, ложно понимая настоящие ценности,
лидеры и молодежь страны пренебрегают традициями этой драгоценной
культуры, перенимая идеи и идеалы Запада. Поэтому они полагают, что
они--это их тела, тратят свою энергию и умение, угождая их нуждам и
капризам и считают, что материальный мир--единственная область "для
изучения и покорения". Результатом этого, как здесь, так и повсюду,
даже в самых развитых странах Запада, стали страх, беспокойство,
насилие, моральное разложение и осквернение. Объект
стремлений--физические удобства, личные успехи, личный прогресс.
Однако, хотя любой человек и может заявить, что он заботится только
о себе, никто не может жить отдельно от других. Люди, спящие на одной
кровати, видят разные сны; у каждого--собственная внутренняя жизнь,
собственные путь и скорость. Но спросите человека, почему он занят
работой, что он несет из магазина, почему он выглядит встревоженным.
Ответом будет, что он занят постройкой дома для семьи, что он
покупал одежду для детей, что он беспокоится о жене. Поэтому он живет
не для себя, а для других, для тех, к кому он привязан, тех, кто ему
близок и дорог. Человеку неизбежно приходится приводить свою деятельность и
взгляды в соответствие с действиями и взглядами тех, среди
кого он живет. Ему даны родители--для почитания и повиновения; братья
и сестры--для любви и совместного обучения; друзья
детства--чтобы играть;
общество--подвергаться изменениям и изменять. Его любовь и
привязанность обращены к другим, его отношение ко всему
определяют другие люди.
Он может сидеть за столом, перед ним может стоять тарелка с обедом;
но если кто-нибудь вбежит и скажет ему, что его ребенок
пострадал в несчастном случае на дороге, он побежит из комнаты на
дорогу, позабыв о голоде и обеде. Призыв того, к кому он привязан,
громче и сильнее, нежели призыв чего-то внутреннего. Даже зная это,
человек все же верит в свое эго, в особенный тип своей
личности.Семья важна для развития человеческой личности; как может
беспомощный ребенок расти и учиться, говорить и развиваться без дома?
Дому необходимо общество вокруг него, для поддержания его безопасности
и счастья. Даже птица на кусте не может выжить отдельно от птиц того
же вида. Человеку следует расширить свои знания, свои чувства, свое
сострадание, свою любовь. Расширение--это жизнь,
расширение--это любовь. Когда сообщество, оберегающее, поддерживающее
общество ослабевает, семья также имеет склонность к распаду, и
человек страдает.
Индивидуальные достижения, состоящие в радости освобождения, есть, без
сомнения, плод с дерева человечества. Но если вы желаете плода, вы не
можете пренебрегать корнями, стволом, ветвями, листьями, почками и
цветами дерева; все они помогают плоду появиться и наполниться
сладостью. Когда Пакистан в прошлом году вторгся в Индию, его армии не
атаковали Мадрас; но разве не поспешили вы выступить, чтобы преподать
им хороший урок? Привязанность к нации, любовь к языку, почтение к
религии и верность обществу очень важны. Все это--грани того
переполняющего чувства благодарности, которое чувствует человек ко
всему, что его сформировало. Всякий, обладающий такой преданностью,
вместо того, чтобы противостоять другим, должен питать и поддерживать
всех остальных. Тогда они--самые желанные.
Патриотизм помогает человеку понять идеалы прошлого и наставления его
предков, опиравшихся на более глубокий опыт; он побуждает его жить
ради этих идеалов и достичь собственного опыта, путями, установленными
мудрецами его страны. Но в Индии есть люди, называющие себя
патриотами, хотя они пренебрегают и даже вредят ее идеалам, высмеивают
ее опыт и ее пути. Приверженность собственным мнениям о хорошем и
плохом, хотя бы и вредным для культуры страны, наносит существенный
ущерб и человеку и обществу. Когда ампутируют руку, то страдает не
только один орган, а из всего тела вытекает огромное количество
крови, ослабляя его и лишая сил. Так и когда человек отделяет себя от
нации и настаивает на пути, не являющемся частью культуры и традиций,
он не только сам теряет опору, но вредит также и нации.
Мир--одно огромное общество. Каждый человек в нем--часть этого общества,
привязанная к нему любовью, превращающей людей в друзей и родных. Эта
любовь находится глубоко в сердце человека. Но она непознана, ей
пренебрегают, в ней сомневаются, ее отвергают и оспаривают. Она--тайный
источник всякого сострадания и служения; она побуждает жить в обществе
и для общества. Это вишва-према, текущая от одной искры Божественного
ко всем искрам. Когда глаза сияют, озаренные высочайшей мудростью,
джнаной, они видят все как Единое. Человек осознает, что сарвам
(все) Брахмамайам (есть Брахма) Джагат (все, что по-видимости изменяется,
преобразуется и движется). Чтобы получить это Единое,
обнаруживаемое во всех, человек должен
развивать веру и дисциплинировать ум. Ум
должен сбросить свои прихоти и недостатки: истину следует узнать и
ощутить. Заучивание наизусть приведет только к головной боли.
Заучивание шлок, стихов, может лишь помочь вам не заниматься в это
время чем-то худшим. Они не могут ни на дюйм приблизить вас к цели.
Как может владение картой сравниться с радостью путешествия?
Вера индивидуальна; она приобретается и сохраняется собственными
усилиями человека. Маниккавасагар, тамильский мудрец, говорил: "Вы
свободны сказать 'Нет'; я имею право сказать 'Да' ". Он имел в виду, что
когда человек отрицает или утверждает что-либо, это--следствие его
опыта. Как может кто-либо оспорить опыт другого? Бога может не
быть в области вашего опыта, но он уже пробудился во мне--вот
что верующий говорит неверующему. Время, показываемое часами на его
запястье--правильное время для него, и он утверждает это, хотя другие
могут не соглашаться. И он свободен делать так же. Имейте веру; не
позволяйте ей колебаться оттого, что кто-то не имеет веры.
Пока вы не осознали, что вы божественны, что Бог--ваша суть и ваша
реальность, вы будете должны следовать этим входам и выходам; одна и
та же газета не должна изучаться снова и снова, день за днем; одной
жизни должно быть достаточно, чтобы постичь тайну. Поэтому
осознайте, по крайней мере, что есть тайна, исследуйте тайну и разгадайте
ее для себя.
Рамакришна плакал, мучаясь, каждый день, когда он не видел
Богиню-Мать. Имейте такое же стремление; ощущайте такую же
настоятельную необходимость. Стремитесь узнать сейчас, желайте такого
экстаза в данный момент. Не откладывайте, не проводите время,
обсуждая других. Попытки удовлетворить чувства--мрачный, пустынный
путь. Не подражайте другим народам, не состязайтесь с другими
культурами во внешней роскоши. Ваши--ум, разум, видение,
сформированные индийскими традициями и культурой, индийской историей
и Санатана Дхармой. Действуйте в согласии с ними и успех обеспечен.
Вы можете держать перед собой изображение Саи Бабы на бумаге, или
металлическую, или каменную статую. Но если у вас есть вера, что Он
жив и находится в них, и что Он в вашем сердце и в сердцах всех
существ, тогда вы можете получить экстаз от этого знания, знания, что
Он вездесущ, всеведущ и всемогущ. Медитируя, сначала вообразите, что
вы находитесь в свете, затем, постепенно, вы можете
почувствовать свет внутри, а не вне вас; и, наконец, вы
осознаете истину, что вы и свет
есть одно, и всегда будет одним.
Божественное--это вино, которое должно опьянить вас. Оно создается
нектаром, которым насыщено имя Господа. Испытайте это, и вы забудете
все остальное; вы преобразуетесь. Говорят, человек--это обезьяна,
потерявшая свой хвост; Он должен утратить намного больше качеств
обезьяны, прежде чем будет вправе называть себя человеком. Он должен
посвятить свои мысли, слова и дела Богу, и предаться Его воле.
Только тогда это животное вправе стать Человеком, в котором пребывает
Божественное.
Мадрас
4. 2. 1973
34. Учитель учителей
Шиваратри соблюдается каждый месяц, на четырнадцатую ночь темной
половины; ведь Луне, являющейся божеством, управляющим человеческим
умом, остается всего одна ночь до исчезновения, когда прекращается ее
влияние на волнения ума. В месяце Махга четырнадцатая ночь называется
Маха (Великая) Шиваратри, поскольку она священна также и по другой
причине. Это день, в который Шива, ради блага искателей, принимает
форму линги. ??? Шива почитается в качестве формы, которой следует
поклоняться для обретения джнаны, мудрости. Джнана махешвараад
иччхед, как советуют Веды. Молитесь Шиве о просветлении, через
мудрость. Поэтому не относитесь к этому дню легкомысленно и не
превращайте практики, предписанные мудрецами для его
празднования--такие как пост, бодрствование и декламацию
имени Бога--в пустой ритуал, или благоприятную возможность для
пикника, веселья, состязаний и забав. Созерцайте в этот день и эту
ночь Атма Лингу, исходящего из Шивы, Джийоти Лингу, символ высшего
света мудрости, и будьте убеждены, что Шива--в каждом из вас. Пусть
способность видеть это озарит ваше внутреннее сознание.
Ограда необходима для защиты растущего урожая; но если урожай не
растет, зачем тратить на нее время и деньги? Апельсин
покрыт не очень вкусной кожурой, с тем чтобы не дать съесть
его слишком легко. Внешний ритуал предписан с тем, чтобы прикрывать
внутреннюю весть от вмешательства. Шиваратри, подобно всем священным
дням индуистского и других календарей, также имеет множество
внешних церемоний и глубокое внутреннее значение. Но человеческая
природа предпочитает пути
внутренней дисциплины и непосредственного ощущения
более легкий путь внешних формальностей.
В этот день принято посещать места поклонения Шиве, устраивать, с
помощью жрецов, поклонение лингамам Шивы, выливать священную воду на
священные статуи, поститься, бодрствовать и совершать иные действия.
Но это не вполне соответствует действительной цели праздника. Для
совершения этих ритуалов и обетов незачем ждать целый год,
консультироваться с астрологом и сверяться со своим календарем
священных дат. Если человек принимает пищу четырежды в день, чтобы
поддержать хорошую жизнедеятельность своего тела, является ли
чрезмерным просить его питать ум добрыми мыслями и благочестивыми
делами по крайней мере раз в день? Ум также нуждается в чистой и
питательной пище.
Ишвара, имя Шивы, означает, что Он обладает всей славой, присущей
Божеству. Шанкара, другое имя Шивы, означает, что благодаря Его
милости приходит шам, то есть ананда высочайшего уровня. Шивам--воплощение
ананды: отсюда танец тандава, которым Он так много наслаждается,
используя космос в качестве сцены. Выделять только один день из 365
для поклонения этой вселенской вездесущности--оскорбление Его величия и
тайны.
Обдумайте значение той формы, которую Шива принял ради почитания
людьми: в Его шее--смерть, ядовитый халахала, способный мгновенно
уничтожить всякую жизнь. На Его голове--священная река Ганга, воды
которой могут вылечить все болезни, и здесь, и в будущем. На Его
лбу--огненный глаз. На Его голове--прохладный успокаивающий месяц. На
Своих запястьях, лодыжках, плечах и шее Он носит смертельных кобр.
Шива живет на кладбище и в месте кремации, в рудрабхуми--земле Шивы,
Рудры. Это место--не ужасное; оно благоприятное, поскольку все должны
заканчивать здесь свою жизнь, на закате жизни. Шива учит вас, что
смерти не нужно остерегаться или страшиться. Ее следует радостно и
отважно встречать.
Кроме того, говорится, что Шива странствует с чашей для подаяний. Он
учит этим отреченности, отрешенности, безразличию к удачам или
неудачам--путям Его достижения. Шива известен как
Мритьюнджайя--Победивший смерть. И Он, также, Каамаари, уничтоживший
желание. Эти два имени показывают, что уничтоживший желание,
может победить смерть, поскольку желание порождает деятельность,
деятельность порождает следствие, следствие порождает привязанность,
привязанность приводит к рождению, а рождение подразумевает смерть.
Ишвару символизирует также форма линги, "лингс" получено от
санскритского корня "ли", означающего "лиичйате", "растворяется"; это
форма, в которой растворяются все формы. Шива--бог, благословляющий
существ наилучшим даром во вселенной. Это конец, смерть, к которой
следует стремиться, конец, который может даровать Шива. Сначала
осознайте Бога в себе; тогда, если вы займетесь материальной
деятельностью, она не причинит вам вреда, поскольку вы будете
сознавать материальный мир как тело Бога. Но если вы пытаетесь
сначала заняться материальной деятельностью, вы затем откроете Бога,
являющегося только материальным. Кроме того. вы можете
направить свои духовные усилия по одному
из двух путей: старайтесь достичь себя.
Следуйте путем исследования и откройте, где он пребывает, и осознайте
Его там. Вы можете следовать любым из двух путей. Но достижение
Его--неизбежная задача человека.
"Шива" означает "милосердие", "благо", мангалам. Он--все милосердие,
все благо, сарва мангалам. В этом причина, почему эпитет "Шри",
указывающий на эти качества, не прибавляется к имени "Шива",
"Шанкара", "Ишвара" и т.д. Он присоединяется к имени множества
аватаров, поскольку они приняли материальные тела для особой цели. Их следует
отличать от других человеческих существ, посредством эпитета; Шива же
всегда милостив, благосклонен, мангала, и поэтому эпитет излишен. Шива
почитается как Учитель учителей, Дакшинамурти. Форма Шивы--сама по
себе великий урок терпимости и терпеливости.
Яд халахала Он скрывает в Своем горле; благосклонную Луну, приятную для
всех, Он носит на голове. В этом урок для человека--прятать от других
людей все вредные склонности и использовать для их блага все полезные
склонности, которыми человек может располагать. Если он использует
свои дарования для собственного возвышения, а свои злые
склонности--для вреда другим, он лишь идет к гибели.
Человеку присуща божественная природа; поэтому он обязан проявлять в
своих мыслях, словах и делах божественные качества любви, терпимости,
сострадания и гуманности. Бог есть истина; человек также должен жить в
истине. Бог есть любовь; человек также должен жить в любви,
воздерживаясь от гнева. Преодолевайте ненависть посредством любви;
преодолевайте гнев посредством сладкой терпимости. Многие торгуются с
Богом и предлагают Ему деньги или вещи, если Он дарует им милость.
Если человек считает, что Бога можно умилостивить, подарив кокосовый
орех или 116 рупий, я удивляюсь--каким он представляет себе Бога? Не
считает ли он, что Бог--такой низкий? Те, что намерены осуществить
свои желания посредством богатств, не имеют права называться
преданными. Тех, кто предлагает платить деньги за духовный рост, или за
обретение благосклонности Бога, также следует осудить. В
этом причина,
почему Гита говорит, что Бог будет обрадован предложению листа, цветка
или плода, или даже капли воды. Но даже они важны.
Гита не имеет в виду, что вы должны срывать лист, или цветок, или плод
с какого-то растения или дерева, и помещать его перед Богом. Также она
не просит вас приносить воды из колодца, или реки, или из крана у
дороги. Лист--ваше собственное тело, которое, подобно листу,
вырастает, увядает и, наконец, отпадает от ветви. Цветок--это сердце,
свободное от насекомых-вредителей--вожделения, гнева, алчности,
привязанности, гордости, ненависти и т.д. Плод--это ум, следствие
своих устремлений, которые должны быть посвящены Богу. Вода--это поток
слез, льющийся из глаз, когда человек находится в экстатическом
блаженстве, при созерцании славы Бога. Предложение этих четырех
вещей--действительный акт преданности, шаранагати. Предложение
листьев, или цветов, или плодов, или речной воды, в лучшем случае
поможет растению, или дереву, или реке обрести небольшую заслугу. Есть
люди, которые многословно утверждают: "О, я посвятил свое тело, ум,
разум, все, чем я обладаю--Богу". У этих людей нет власти над их умами,
и эмоциями, и страстями, которыми они наполнены. Они не овладели своим
рассудком. Они не способны даже управлять своими телами. Поэтому
поистине смешно им провозглашать, что они предложили их Богу. Как могут
они дать Богу то, что им не принадлежит? Какое у них право? Как может
кто-то принять в дар то, что не принадлежит дарящему?
В действительности, вам вообще незачем предлагать что-либо. Любите
всех существ--этого достаточно. Любите без ожидания возврата; любите
потому, что это--форма поклонения, которую вы знаете и любите. Когда
другие счастливы, будьте также счастливы. Когда другие страдают,
старайтесь облегчить их участь, насколько можете. Практикуйте любовь
через севу. Посредством этого вы осознаете Единство и освободитесь от
вредного эго.
Вриндаван
5. 3. 1973
35. Доблесть духа
Я весьма рад находиться в области Пенджаба, заслужившей уважение и
благодарность всего народа своим героизмом и самопожертвованием при
защите страны. Это священная земля и, хотя мой визит в сюда
планировался давно, время наконец пришло, и вот я здесь. Плоду требуется
долгое время, чтобы созреть и наполниться сладким соком.
Этот народ веками сажал семена терпимости и дружбы между всеми людьми
в мире. Он повел мир и к материальному и к духовному прогрессу. Он
особо указывал на главную потребность человека--понять себя, прежде
чем пытаться понять других. Если вы не знаете вашего места во
Вселенной, вашей судьбы и вашего будущего, что толку скитаться в
пространстве? Позвольте мне сказать вам, в чем состоит истинная
природа человека, чтобы вы могли из всех сил оберегать и развивать
ее. Истина--природа человека; изменять истине значит изменять своей
природе. Дхарма--это практическое приложение идеала истины к реальной
жизни. Шанти--это результат дхармы, а према--сияние шанти.
Преданность не должна быть ограничена четырьмя стенами комнаты для
поклонений, или несколькими минутами, когда вы совершаете дхьяну.
Это садхана, продолжающаяся всегда. Ваша преданность должна
выразиться как поклонение каждому, как живое воплощение
божественности. Наблюдайте Бога в каждом, даже в людях, к которым вы
относитесь как к врагам. Практикуйте этот широкий, обширный тип
любви. Как можете вы получить радость, демонстрируя любовь и почтение к
каменному изображению, которое не отвечает и не выражает чувств? Живые
существа ответят благодарностью и пониманием, и пожелают вам добра. Вы
можете видеть на их лицах возрастающую радость. Это даст вам
удовлетворение. Если вы не можете научить себя любить своего ближнего,
как можете вы следовать путем преданности Богу?
Узнавайте трудности и проблемы, угнетающие других, насколько
можете помогайте им преодолевать их и вести вою жизнь так, чтобы они не
могли возвратиться. Учитесь жить с другими людьми; делитесь с другими
радостями и печалями; будьте терпеливы, не подавляйте других. Когда вы
живете в дружбе, деревня будет счастлива; а когда деревни--сплоченные и
сильные, государство тоже будет сильным и неуязвимым. Зависть, гнев,
ненависть и алчность будут разрушать государство и творить в нем
беспорядок и страдания.
Отгоните разъединяющие силы, отвращающие людей друг от друга и
препятствующие сердечному сотрудничеству и взаимопомощи. Пенджаб
пользуется в нашей стране особой славой вследствие доблести его
населения. Я хочу, и благословляю, чтобы он стал равно знаменит
адхьятмической доблестью. Внедряйте дисциплину также и в области
садханы и настойчиво требуйте от людей исполнения их долга перед собой
и своим предназначением. Преданность подобна голове; долг--туловище;
дисциплина--ноги. Пусть преданность будет связана с долгом и
направляема дисциплиной; тогда успех обеспечен.
Жизнь человека не должна быть бесполезно повторяемыми едой, питьем и
сном; реальность человека--его Атма, и поэтому он должен научиться
сознавать этот неисчерпаемый источник блаженства. Правильно используя
свой разум, человек может черпать из этого источника и испытывать
высшие блаженство. Счастье можно завоевать только следуя к Богу, а не
следованием побуждениям чувств.
Сегодня счастье также пробудилось с рассветом и восходом в этом
городе. Глубину вашей преданности можно оценить по вашим
лицам. Вы много долгих часов ожидали радости этого момента; это само
по себе доказывает, что духовные вопросы более привлекают вас, чем
материальные вещи и удобства.
Позвольте мне посоветовать вам посвящать небольшую часть из имеющихся
у вас двадцати четырех часов медитации или молитвам, или чтению
священных писаний, или слушанию бесед о лилах Господа. Думайте о
Боге и о той благодарности, которой вы обязаны Ему за данную вам
человеческую жизнь и за разнообразные средства, нравственные и
интеллектуальные способности, которыми Он вас наделил; делайте это,
прежде чем вы возьметесь за любую задачу или работу. Вы несомненно
получите великую пользу, и будете иметь покой, радость и успех в ваших
усилиях, благодаря Божественной милости.
Не унывайте, если вы не прогрессируете в медитации. Произносите имя Бога,
сосредотачиваясь на славе и милости; это столь же действенно. Нет
необходимости ни в каком особенном имени; все имена указывают только
на Единое. Стойкость, вера и любовь, развиваемые в сердце и выражаемые
через ваши слова, поступки и мысли, наиболее необходимы для получения
милости Бога.
Могха (Пенджаб)
16. 3. 1973
36. Предписание
Есть лишь один путь к Богу, который удовлетворит устремлениям джива
татвы, отдельного существа. Это путь бхакти--посвящения всей
деятельности Богу и покорность Его воле. Он называется "бхакти марга".
Но бхакти должно опираться на убеждения, а не на слепую
нерассуждающую веру. Вот почему я особо подчеркиваю роль разума.
Разум--особый дар Бога человеку; он дает способность различать между
истинным и ложным. Покой, или счастье, зависят от выбора правильных
средств, а это--вопрос, который должен быть разрешен при помощи разума.
Благосостояние также зависит от разумного использования имеющихся
ресурсов, человеческих и иных. Колеблющийся "разум" человека,
потерявший свою сосредоточенность и чистоту, ответственен за все ссоры
и столкновения, широко распространившиеся сегодня.
Поэтому я хочу попросить вас молиться, чтобы Бог даровал вам способность
думать прямо и верно и сохранять верность однажды принятому
правильному решению, не испытывая эгоизма, жадности или ненависти.
Молитесь об уравновешенном уме, незатрагиваемом предрассудками и
страстями.
В своих поисках счастья человек должен уделять внимание трем основным
обязанностям. (1) Он должен забыть то, что он должен забыть, а
именно--мир вокруг себя и его дразнящие ложными надеждами удовольствия.
(2) Он должен достичь того, чего он должен достичь, а именно--
Божественной цели, присутствия Всемогущего, и (3) он должен оставить
то, что он должен оставить, а именно--материальные желания и занятия.
Ведическая молитва "Асато маа сад гамайа, Тамасо маа джйотир гамайа,
Мритйор маа амритам гамайа (Веди меня от неистинного к истине, веди
меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию) очень
хорошо объединяет эти устремления.
Стремитесь уйти от неистинного к истине; пытайтесь обрести знание о
вашем "я" и об источнике всех "Я", и так отбросить присущее вам
неведение. Уйдите от мыслей и тревог об этом теле, подверженном
старению и смерти и осознайте бессмертную душу, которой вы в
действительности являетесь.
Эта гирлянда может преподать вам великий духовный урок. Одна эта нить
связывает вместе, в прекрасной гармонии, все эти различные цветы. На
санскрите она называется "сутра". И также имеется Брахма Сутра,
всеобщий принцип Брахмы, пронизывающий и проходящий через каждую
дживу, отдельное существо, и связывающий их всех узами Атмы. Все дети
этой родины, все сыновья и дочери этой страны связаны в одну
взаимозависимую группу божественной нитью, проходящей через них.
Воплощениям божественной Атмы, которыми вы являетесь, не следует
бояться тех печалей и потерь, что могут встретиться на вашем пути.
Апельсин облачен в горькую кожуру. Вы должны снять кожуру и есть
сладкий плод, защищавшийся ею так долго. Сладкий плод, то есть ваша
жизнь, окружена горькой кожурой вожделения, гнева, жадности,
высокомерия, привязанности и зависти. Снимите и отбросьте кожуру,
чтобы можно было попробовать сладость.
Будьте всегда преданны доброй и самоотверженной деятельности. Следите,
чтобы своим словом, действием или мыслью не повредить другим,
физически или умственно. Когда вы видите несправедливость или злобу в
других, исследуйте сперва собственные поведение и характер; ведь то, что
вы видите в других, может быть результатом присутствующего в
вашей собственной личности. Носите очки премы; весь мир будет наполнен
премой. Бог присутствует там, где преобладает только добро. Если вы
изучите современное поведение человека, вы обнаружите, что его
способность видеть--слаба, слышать--плоха, мысли--нечисты, и поэтому
даже человеческая природа в вас запятнана и превращена в
животную, если не хуже. Когда Бог войдет в наблюдаемое,
в слышимое и в предметы
размышлений, ваша жизнь станет счастливой и полезной.
Управляйте умом, и посредством очищенного разума регулируйте исходящие
от него импульсы. Это--главное, что требуется для счастливой жизни.
Сохраняйте имя Бога всегда на языке, а славу Бога--в памяти, ищите
общества добрых и благочестивых. Эти предписания, если вы следуете им,
могут освободить вас от беспокойств, страха и лжи.
Могха
17. 3. 1973
37. Вернитесь в равновесие
Человек--паломник, отправившийся в долгое путешествие; он начал с
камня, перешел к уровню растений и животных, а теперь пришел на
человеческий уровень. Для достижения Божественности ему
предстоит еще долгий путь,
и поэтому он не должен мешкать. Каждое мгновение
драгоценно; каждый шаг должен вести его дальше и ближе. Те, кто
родились в Бхарате, воистину удачливы, поскольку здесь этим путем
прошли миллионы, и есть множество проводников, способных повести вас
легчайшими и кратчайшими путями. Они назовут вам адрес места, откуда
вы пришли; ведь вы забыли его и поэтому беспомощны, когда вас
спрашивают о нем. Они назовут вам также цель, которую вы должны
достичь, когда трудности пути будут позади, и о соблазнах на пути,
которых вам следует избегнуть.
Человек--совокупность всех ощущений, эмоций и реакций, возникающих в
его уме. Ум--местонахождение всех побуждений, желаний и мыслей. Когда
ум чист, сознаваемый им мир будет тоже чистым. Когда ум замутнен и
опутан страхом, мир будет казаться печальным и плохим. Многие люди
порицают мир, не зная, что изъян находится в них самих. Их мышление
извращено; их мысли--не благотворны; их умы беспокойны, поскольку они
также полны неудовлетворенных желаний. Богатые или бедные,
образованные или необразованные, высшие или низшие, они видят мир
через очки своих предрассудков и пристрастий, и проклинают или
превозносят мир ради собственного удовлетворения!
Надлежащий предмет для изучения людей--человек. Ведь
человек--центр вещей, и в человеке должен быть изучен, и должен
контролироваться и управляться ум. Его мысли возникают в уме, выражают
себя через слова и материализуются через поступки. Мысли, слова и поступки
должны верно соразмеряться разумом; иначе жизнь становится трагедией.
Ум необходимо обучать развивать вкус к добру и благочестию, а не к
деньгам и не к материальным выгодам. Деньги приходят и уходят; но
нравственность приходит...и возрастает.
Человек в своем неведении утверждает, что он живет лишь для себя, ест
и пьет для удовлетворения своих голода и жажды, заботиться только о
своих здоровье и удобствах. Два человека могут спать на одной кровати,
но сны каждого протекают в своих собственных странных областях.
Но истина--совершенно иная! Такое эгоистическое отношение,
ограничивающее и привязывающее интересы человека к самому себе
и к собственному возвеличению, в действительности является "смертью".
Сужение--это угасание. Расширение--жизнь. Человек должен чувствовать
себя членом общества, в котором он был рожден и которое воспитало его
и напитало его идеями и идеалами. Духовная жизнь--не изолированное
существование. Человек должен посеять в своем сердце семена любви и
собрать урожай покоя. Он должен делиться этим покоем со всеми. Бхуумаа
ева сукхам,--говорят Веды. Счастье--только в безбрежном, безграничном,
огромном а не в небольшом, малом, ограниченном. Любовь ведет к
расширению; ненависть ведет к сужению и смерти. Это--главное поучение
в писаниях Санатана Дхармы.
Но видя успехи, достигнутые наукой и техникой, вы утратили равновесие.
Человек научился ходить по Луне, жить в глубинах океана, проникать в
толщу земной коры, но увы, как ни жаль, он не научился жить на земле
и позволять другим людям также жить на земной поверхности. Как может
человек достичь счастья и спокойствия ума, летая высоко или плавая
глубоко? Ему приходится брать с собой свои тревоги и беспокойства,
страхи и изъяны также и в эти места. Если он не избавится от них, он
не сможет чувствовать себя легко и приятно. Покой должен возникнуть
внутри; его нельзя получить снаружи.
У науки свое видение, направленное вовне, к приспособлениям и
механизмам, дающим внешний комфорт и удобства. Ученый
исследует внешний мир материи; он старается преуспеть в видении
внешнего. Тот, кто исследует душу и развивает внутреннее видение
--святой; ученый проектирует машины, святой полагается на мантру.
Равновесие можно вернуть, только развивая внутреннее видение. Это
должно делаться даже в школах и колледжах. Они пренебрегали этим
слишком долго.
Если вы исследуете природу ума, вы обнаружите, что она весьма
схожа с линзой фотокамеры. Тело--фотокамера, ум--линза,
сердце--фотографическая пластинка, мысль--вспышка, а разум--затвор.
Поверните линзу к источнику счастья, а не к местонахождению тревоги и
страха; тогда вы будете награждены прекрасной картиной,
запечатленной на вашем сердце. Трудно, более того, почти невозможно,
обратить линзу в направлении, указываемом нам святыми и провидцами;
ведь ум весьма верно сравнивают с обезьяной! Он даже более
своенравен, чем обезьяна, поскольку он
прыгает с одной жерди на другую, отдаленную
милями пространства и столетиями времени, быстрее чем за
мгновение! Ум прыгает от одного желания к другому и запутывает
нас в их кольцах. Уменьшите желание, изгоните эго, отгоните
гнев, и ум
будет вашим слугой, вместо того, чтобы быть вашим господином.
Према--отмычка, которой можно добиться всего этого. Вот почему я
говорю:"начните день с любви; проводите день с любовью; заканчивайте
день с любовью; это--путь к Богу". На этом пути вас не будут
подстерегать гнев, вожделение или жадность. Вы будете окружены
только добрыми и хорошими качествами ,для быстрого прогресса.
Исполняйте вашу обязанность с любовью, как если бы вы тем самым
почитали Бога. Многие лидеры сегодня требуют свободы следовать
свеччха, то есть сва-иччха, своим собственным склонностям. Но в
действительности свобода приобретается тогда, когда вы свободны
от пагубных влияний страстей, таких как вожделение, зависть, гордость,
жадность и ненависть. "Сва-иччха" не означает любого желания,
возникающего в вашем уме; это слово означает стремление вашего
истинного "я" к Богу. Если у вас есть склонность к Богу, страсти,
порабощающие вас, будут лишены силы. Тогда вы будете исполнять вашу
"обязанность" как свеччху, поскольку вы будете любить ее всем вашим
сердцем. Обязанность без любви тяжела; любимая обязанность приятна;
любовь без обязанности Божественна.
"Свеччха" означает наилучшие интересы человека, чистейшие мысли,
возникающие в нем, для его собственного блага. Это означает, что
всякое притворство запрещается. Следуйте велениям своего собственного
чистого сознания. Не копируйте чьих-то желаний и решений; это то,
что делает слепой человек; но весьма часто он следует за равно слепым
человеком. Бог находится в вашем сердце; Он всегда готов направлять
вас. Он не любит внешней помпы и поведения напоказ. Он не
подсчитывает, сколько часов вы совершали бхаджан или джапам, или число миль,
пройденных вами во время нагарасанкиртана. Он исследует чистоту вашего
сердца, свидетельствуемую вашими словами и действиями.
Не проповедуйте; практикуйте. В политике, в административной
деятельности, в школах и колледжах, в духовных движениях, повсюду, у
нас избыток в проповедующих, но недостаток в практикующих. Герои на
трибуне оказываются ничтожествами, когда они сходят на землю. Поэтому
демонстрируйте в ваших собственных жизнях, как любовь может дать покой
и радость, как все религии ведут к одной цели, как все люди бывают
братьями друг другу. Единственная весть, единственный урок, который я
могу сообщить вам сегодня--это напомнить вам о великих традициях
Бхараты и попросить вас распространять любовь от края до края этой
великой земли. Тогда Индия сможет снова стать духовным лидером
человечества и наполнить весь мир Божественной любовью.
Симла
17. 3. 1973
38. Сторонитесь окольных дорог
Я часто говорю молодым учащимся колледжей, что они могут поклоняться
изображению, как Богу, но не должны поклоняться Богу, как изображению.
Они могут иметь мысль, что камень, которому придали определенную
форму--Бог, или что кусок дерева--Бог. Ведь при этом они поднимают
данное вещество на столь высокий уровень. Но я также предостерегаю их,
что они не должны снижать Бога до уровня бумаги, дерева или камня.
Конечно, Бог существует в каждом атоме и клетке вселенной, и если вы
способны осознать Его и почитать Его там, вы воистину благословенны.
Не идите к Богу через мир вокруг вас. Твердо верьте, что вы--Атма,
Божественная искра в вас, и действуйте в мире как герои, которых успех
не может испортить, а поражение не может сломить. Моей целью не
является обращение людей к Богу; ведь Бог уже пребывает в них. Незачем
идти к Нему, или призывать Его прийти откуда-то извне. Осознайте Его
как побуждающую вас изнутри силу, антарйами--этого достаточно.
Действуйте во внешнем мире с убеждением, что вы--Атма; тогда вы будете
почитать мир, а не эксплуатировать его.
Посредством постоянного созерцания вы должны осознать, что мир
--тело Бога. И вы--клетка в этом теле. Процветание мира--ваше процветание;
чувствуйте это, действуйте в этом духе; думайте так. Это--настоящая
духовность. Садхак не может отрезать себя от мира и удалиться в
уединение, поскольку мир последует за ним в глубочайшую
пещеру или в самый глухой лес. Садхак может говорить о прогрессе,
только когда он установил в себе веру в единство человечества.
"Ишварассарвабхуутаанаам хриддеше Арджуна тиштхати",--говорит
Гита.--"О Арджуна, Господь находится в сердцах всех существ."
Ишавасйамидамсарвам. Все это окружено Богом. Все и всё--только волны на
поверхности безбрежного, безграничного, находящегося вне времени
океана, который есть Бог. Волны принадлежат океану и зависят от
него в своем отдельном
существовании; но у океана нет необходимости в волнах. Поэтому вы
нерушимо связаны со всем и со всеми. Мир неизбежно будет
взаимодействовать с вами; он будет отражать ваши мысли и планы: он
отзовется эхом на ваши крики и убеждения. Ваши мысли, слова и
поступки будут влиять на других, а их--влиять на вас. Ваш
долг--быть хорошим, поступать хорошо и видеть хорошее. Это--способ
сделать хорошим мир и быть хорошими самим.
Эти идеи и указания--главные составляющие индийской культуры; но
они почитаются сегодня лишь формально. Недостойные действия
осуществляются, а ущерб славному имени индийской культуры
наносится, с гордостью, самими сыновьями и дочерьми Бхараты. Храмами
пренебрегают; места паломничеств пусты; сама идея святости
высмеивается. Основные правила социального поведения и личного
подъема, такие как почтение к родителям и старшим, почитание учителей
и гостей, правдивая речь и приверженность праведному пути
игнорируются, как ненужные ограничения личной свободы.
Неконтролируемые жизненные привычки, невоздержанное социальное
поведение превозносятся как признаки свободы. Это--только свобода
соскользнуть на животный уровень, с которого поднялся человек.
Система образования не заботится о воспитании возвышающих идей и
идеалов, веками питавших индийскую культуру, и поэтому молодежь
направляется по окольным дорогам распущенности. Люди повинуются
капризам и причудам момента; они не пытаются различать. Когда на
идеалы отреченности и простоты смотрели как на нужные и полезные,
Индия была действительно сильна и счастлива; но теперь характер
потерял первостепенное значение для системы образования. Поведение
животных подчинено своему порядку, но человек не уделяет этому
внимания. Что стало со знанием, накопленным нашими мудрецами и
святыми? Что стало с мудростью, хранимой в наших писаниях? Что стало
с прекрасными примерами, показанными великими мужчинами и женщинами
эпоса и пуран? Поскольку ими пренебрегают, жизнь стала сухой,
скучной и жалкой. Верните им уважение людей и следуйте их поучениям;
жизнь снова станет полезной и имеющей смысл.
Сегодня у нас повсюду раздоры--дома, между мужем и женой, в школе,
между учителем и учеником, в обществе, между различными группами.
Воистину, это испорченность! Мир и согласие между членами одной
семьи--основа для мира в стране. Человек должен быть в ладу с самим
собой. Так согласованная работа всех органов тела важна для здоровой
жизни. Согласие между деревнями отсутствует; также--и между штатами,
и между нациями. Но истина, если только вы открыли ваши внутренние
глаза и видите, такова--есть лишь одна нация, нация, называемая
"человечество"; есть только одна религия, религия любви.
Чувствуйте счастье, что это--ваша родина; любовь к стране--основа, на
которой вы можете строить любовь ко всем людям в мире. Любовь
расширяет; она не ограничивает себя пределами государств. Любите ваш
родной язык; тогда вы откроете, что все языки так же сладки, как ваш,
поскольку язык столь же приятен, как речь говорящего.
Я хочу вашего осознания, что человеческое тело было даровано вам с
тем, чтобы вы могли использовать его для блага страны, в которой вы
впервые увидели свет и ощутили любовь; и для блага культуры, веками
сохранявшейся в вашей стране, для вашего роста под ее сенью. Если вы
пренебрегаете корнями, как можете вы получить плоды? Оцените, что
дает нам сохранность и безопасность в этом огромном устройстве, в
этом вигьяна бхаван? Сейчас мы обращаем внимание только на внешнее--на
сиденья, подушки, балкон, звуковые системы и т.д. Но мы проходим мимо,
не замечая скрытого в земле фундамента. Также и культура
Бхараты--основа нашего процветания, мира и прогресса.
Весь мир--одно единое дерево; различные страны--его ветви; его
корень--Бог, человеческие существа--цветы. Счастье--плод, а
блаженство самоосознания--сладкий сок в нем.
Как же может тогда один человек оправдать свой гнев на другого, или
свою зависть к другому? Всех питает один сок; все делят одно Солнце;
все божественны. Божественность не есть что-то отдельное и
изолированное, что нужно заслужить тяжелым трудом. Она присуща
каждому мужчине, женщине и ребенку. Посредством некоторых простых
практик и с помощью небольшого усилия вы можете черпать из
источников Божественного в ваших сердцах.
Некоторые люди спрашивали меня, должна ли садхана, духовная практика,
дополнять учебу и изучение. Читайте необходимые тексты, совершайте
предписанные упражнения в логике--разве этого не достаточно,
спрашивают они! Это подобно тому, чтобы спросить--мы проложили
кабель, желая провести электричество в каждую часть Вигьяна Бхаваны;
разве этого недостаточно? Зачем электролампы, выключатели, вентиляторы?
Садхана--это электролампа, выключатель, вентилятор! Инъекции инсулина
для больного диабетом--это "изучение"; ограничения в еде--это
"садхана". И изучение и садхана необходимы для открытия и проявления
скрытой в вас Божественности.
Это означает, что каждый день вы должны посвящать какое-то время,
регулярно, изучению и садхане. Сейчас вы до поздней ночи проводите
время в клубах и легкомысленных компаниях. Часть этого времени,
если проводить его с Богом, может дать ценные результаты. Эта родина
дала вам культуру, которая привлекает потерявших себя людей со всех
концов мира. Будьте благодарны; изучайте культуру; практикуйте
установленные ей дисциплины. Служите бедным и беспомощным, и тем,
кто добывает себе средства к существованию тяжелой работой.
Нью-Дели
22. 3. 1973
39. Год, называемый "Ананда"
|