15. Давайте и получайте
Для мира, занятого погоней за вечно ускользающим счастьем и
покоем, и, как следствие, ослепленного туманом разочарования
и болезней, Божественное--это Столп Света, указующий путь
развития. Человек унаследовал это царство Труда, этот мир,
который есть только огромная фабрика, на которой сам он
переделывается от человеческого к Божественному, если только
прилежно использует свои энергию и талант для
преобразования. Человек должен работать каждый момент своей
жизни; он не может избежать этой ноши. Самое его
существование зависит от действия, усилия, работы. И
результаты работы--хорошие или плохие, большие или малые,
значительные или ничтожные. поэтому человек должен
действовать в правильном направлении, с тем, чтобы избежать
зла и страдания. Это его обязанность перед собой.
Люди могут отличаться физической силой, финансовым
положением, сообразительностью--но все они равны в глазах
Бога; у всех есть право и возможность достичь
цели--погружения в Него. Заметьте, что каждый--от нищего до
миллиардера, имеет желание достичь Ананды, высшего
блаженства, основанного на внутреннем покое, неподверженного
подъемам и спадам. Всякая деятельность, и самая простая, и
грандиозная, подчинена этому.
Это Божественное Блаженство не производится никакой
компанией, не продается ни в каком магазине. Оно не есть
что-то, что можно заработать извне, и добавить к своему
имуществу. Оно должно прорасти и вырасти изнутри,
поддерживаться и храниться внутри.
Возьмите удовлетворение и удовольствие, даваемое пищей.
голодный человек может держать пачку банкнот в руке, или
даже иметь много пищи, но если он не ест ее или не превратит
деньги в пищу и не съест ее, и пища не станет его частью,
чувство удовлетворения не появится. Подобным же образом и
блаженство--внутреннее ощущение, возвышающий, оживотворяющий
внутренний покой. Его нельзя достичь накоплением
имущества--машин и домов, земли и золота, товаров или акций.
Как может кассовый ящик утолить голод, или расчетная книжка
дать покой? Ананда--это цель, к которой вы стремитесь,
индивидуально или через общественную деятельность.
Человек--социальное существо, поскольку общество может быть
полезно ему в достижении цели: общество передает ему умение,
оно тренирует его. Это не случайная группа, дающая ему
способности для удовлетворения чувств; не следует понимать
его таким образом. Его цель--намного благороднее. Оно--не
орудие, помогающее в стремлениях человека к силе, власти,
личному успеху. Удовольствия, гордость, власть, пища--все
эти идеалы человек делит с птицами и животными. Но он
наделен разумом, способностью распознавать, чувством
справедливости, искусством при помощи языка сохранять знание
и передавать его последующим поколениям. Он знает, что
безопасность и стабильность в обществе--это безопасность и
сохранение занимаемого положения для него. Человек не может
преуспевать, находясь в изоляции. Таково основание
ведической молитвы локаасамастаассукхинобхаванту--"пусть
будут счастливы все миры". Человек должен вносить посильный
вклад для счастья других, с тем, чтобы быть счастливым.
И что же он может сделать? У каждого есть свои обязанности,
своя задача, своя роль, как личности и как члена того
общества, к которому он принадлежит. Исполняйте эти
обязанности, выполняйте эту задачу, играйте эту роль,
хорошо, насколько можете; именно так можно реализовать себя.
Тело здорово, только когда каждый орган, каждая мышца,
каждый нерв, артерия и клетка хорошо исполняют свою
обязанность. Также и завод, или общество, или мастерская,
могут быть удачливы, нормальны, только когда каждый
работник, каждый отдельный человек исполняет свою
обязанность, действует хорошо.
Но сегодня стало трудно найти кого-нибудь, знающего о своем
долге--как части той организации или того общества, к
которому он принадлежит, или о долге по отношению к стране,
к народу или к миру. Если человек не развивает добродетель,
не использует способности, разум и дар распознания наиболее
полезным образом, не обуздывает свою физическую энергию, его
жизнь расточается в огорчения и страдания для других.
Веды провозглашают: На карманаа, на праджайаа дханена,
тйагенаике амритатва маснут; "Ни действиями, ни богатствами,
ни потомством, но единственно отречением может быть
достигнуто бессмертие".
Отречение, отрешенность, жертвование,
воздержание--единственно это может дать высочайшее
Осознание, Вечное Блаженство. Отречение--это закон жизни.
Именно поэтому жизнь имеет смысл и является источником
счастья.
Вы должны выдохнуть то, что вы вдохнули, удалить из
организма то, что вы съели, кровь, поступающая в одно место,
должна быть немедленно передана в соседнее; она не может
удерживаться при ее поступлении, поскольку это привело бы к
свертыванию ее, образованию тромба или другой серьезной
болезни. то же самое и в общественной, экономической,
политической и духовной областях. Этот урок--что все будет
дано человеку, оставившему все--излагается в Индии с
древности. Поэтому Индия стала как Тйага бхуми, Йога бхуми и
Карма бхуми, Земля Отреченности, владения собой, и земля
возвышающей деятельности. Когда тйага (отреченным) образом
жизни пренебрегают, она соскальзывает в рога (болезненный)
образ жизни, жизнь, полную плача и стонов, полную требований
пищи у дверей других людей.
Как может тйага развиваться без йоги, власти над волнующим
действием желаний, в уме? У вас может быть воздушное
кондиционирование, но без "кондиционирования" (улучшения
состояния) ума, как можно обрести покой? Вы можете
контролировать цены, производство стали или тканей,
распределение зерна и множество других вещей и процессов; но
если у вас нет контроля ума, все прочее--пустая трата сил.
Контроль ума--более героичен и более благотворен, нежели
любая иная система контроля. Идущий поезд не может быть
остановлен, даже если на нем повиснут тысячи и потянут его
назад, но крошечная кнопка в локомотиве, когда ее нажимает
машинист, может вызывать остановку. Так же и ум, если он
контролируется, может вызывать остановку всевозможной
деятельности, которую стремятся контролировать. Теперь
тратят огромные деньги и время на достижение несущественных
целей, но самой важной целью--а именно, контролем
ума--пренебрегают. Йога--название этой системы контроля.
Теперь йогой пренебрегают; стремятся к уд-йоге (красоте).
Удйога без йоги будет помехой, препятствием.
Вот причина, почему теперь быстро распространяется коварная
болезнь--забастовки! Забастовки повсюду, из-за всего,
всех--от поваров на кухне до блюстителей закона и порядка!
Интересы хозяина и рабочих, нанимателя и нанимаемых
переплетены; одни не могут существовать без других; они
должны взаимодействовать. Проблемы и трудности должны
возрастать; и те, и другие имеют право и обязанность решать
их взаимными консультациями и уступками. владелец--сердце
организации; те, кто трудятся в ней, в различных областях
деятельности, необходимых для исполнения ее целей, есть
органы тела. Сердце должно поддерживать деятельность
органов; органы должны поддерживать сердце. Только они
родственны друг другу; только они вовлечены в действие;
согласование происходит между ними обоими, никто третий не
может верно разрешить проблему. Лучше всего решать проблемы
вместе, в любви и с пониманием. Благополучию тех и других не
должны препятствовать невежество или эмоции.
Секреты личного и общественного покоя были открыты на земле
бхараты давным-давно. Веками они использовались практически.
Как жаль, что на этой же самой земле у нас происходят ссоры,
войны, интриги между людьми, деревнями, городами, общинами и
штатами. Это принимает размеры землетрясения, поскольку
теперь это носит общий характер, затрагивая даже основы
человеческого общества.
следует развивать веру, прежде всего. Ее следует воспитывать
в любви, любовь поддерживается шанти (спокойствием). Шанти
можно обрести только при полной надежде на Бога, полной
преданности Божественной воле.
Покой в мире зависит от мира и дружбы между народами; мир
народов зависит от мира между их частями--деревнями, семьями
и, наконец, людьми каждой семьи. Поэтому на каждой личности
лежит ответственность любить других, верить в них, и уважать
их как искры Божественного. Каждый человек должен развивать
добродетели терпимости, воздержанности, братского отношения
к людям.
Если человек теряет богатство, он может вернуть его,
изловчившись так или иначе. Если он теряет здоровье, доктор
может предписать средство для его возвращения. Если человек
теряет положение и власть, он может вернуть их отвагой. Если
потеряна добродетель, она потеряна навсегда; ничто не может
вернуть первоначальную чистоту. Поэтому следует быть всегда
бдительным и никогда не распускаться.
Величайшей из добродетелей является Любовь. Любовь--основа
характера. У вас могут быть все прочие желанные вещи во
множестве, но если у вас нет характера, то есть добродетели,
которая вся основывается на Любви, вы не можете иметь
настоящего покоя. Деньги приходят и... уходят! А
нравственность? Она приходит и... возрастает! Нравственность
должна выращиваться в сердце, питаемом ее Любовью, лишь в
этом случае у нас могут быть справедливость, безопасность,
закон и порядок. Если любовь среди людей будет приходить в
упадок, народы ослабнут, и человечество погибнет.
Любовь--приводной механизм фабрики; человеку приходится
работать рядом с сотнями других, иных по характеру, поэтому
ему следует научиться терпимости и спокойствию. Нужно
создавать вокруг себя атмосферу спокойствия. Ни на кого не
следует смотреть с завистью, злобой или ненавистью.
Спокойствию будет способствовать исполнение каждым его
обязанностей, добросовестное и действенное; это, также,
высочайшая садхана.
Долг--это Бог; работа есть поклонение. Если вы исполняете
свою обязанность в полной мере ваших способностей и умения,
и к наибольшей выгоде организации, частью которой вы
являетесь, вы почитаете Бога, и Он, безусловно, будет
образован. Ваша жизнь--в окружении янтр (машин); когда вы
преобразите вашу работу в поклонение, атмосфера станет
атмосферой Мантр (изречений, прославляющих Бога), а не янтр!
Воистину, удивительно, что Камани решились основать такое
предприятие, в то время, как сложные проблемы охватили и
промышленный мир, и прочие области жизни. Это смелый шаг.
Камани полагаются,Ю более чем на что-либо, на Божественную
Милость. В этом причина, почему я здесь, торжественно
открываю эту фабрику, и говорю вас это. Это настоящее
поклонение--обеспечение средствами для жизни тысяч людей,
благодаря данному предприятию. Они готовы открыть даже
больше фабрик, поскольку они обладают твердой верой в
Божественную Милость, которая, несомненно, благословит все
подобные попытки. Когда человек не трудится с выгодой на
подходящей работе, его ум блуждает окольными путями, занят
антиобщественной деятельностью. Когда уму и телу дается
достаточно работы, здоровье и счастье, и мир в обществе,
конечно, будут достигнуты. Человек чувствует, что его жизнь
не напрасна.
Камани--очень хорошие предприниматели. Все братья Камани
живут вместе одной семьей, во взаимной любви и сердечной
взаимопомощи. Это очень счастливый дом. Я могу заверить, что
это идеальный дом, поскольку я наблюдал их длительное время.
Семья состоит из довольно большого числа членов; каждый
интересуется духовной практикой и занят той или иной
садханой, поисками Ананды. Эта фабрика, управляемая ими,
отразит те же любовь и взаимопомощь рабочих и Камани,
поскольку это--расширение того же устройства. Поддерживая
эту атмосферу, они могут дать радость вам, а вы можете дать
радость им.
Я желаю, чтобы у вас, на этой фабрике, каждую неделю был
какой-нибудь Сатсанг, при котором вы можете сосредотачивать
мысли на славе Бога. Вы можете встречаться каждое
воскресенье, примерно в 4+30+вечера, и устраивать бхаджан,
или слушать лекции о духовных вопросах, или святых людей.
Это также убережет вас от пошлых фильмов, карточных игр или
иных способствующих деградации занятий. Следует избегать
видов отдыха, ослабляющих физические или умственные силы.
Восстанавливайте их, останавливая ум на Божественном.
Покой и процветание не могут упасть с неба, следует
стремиться к ним, и добыть их искренним усилием,
преданностью Богу, интенсивной и чистой; следует добыть их,
развивая любовь, смирение и уважение. Пусть идеал братства в
Боге и отцовства Бога руководит вами и ведет вас от успеха к
успеху.
Бангалар
2.1.1972
16. Ты и То
Каждый, занятый обучением, или изучением, или управлением
этой организацией, в которой проводятся три этих процесса,
должен стараться узнать, ради какой цели они должны быть
осуществлены, и как их лучше всего осуществить. После лет,
проведенных в постоянных и бесчисленных исследованиях,
мудрецы Индии сказали, что образование имеет своей целью
осознание Атмы и проявление присущих ей
свойств--Саи-Чит-Ананды. Помимо инстинктов, слепых
импульсов, эмоций и страстей, общих для человека и животных,
человек имеет уникальные качества--также, как стремление к
отреченности и служению, утверждению в Истине и развитию
качеств терпимости и прощения. Колледжи Сатья Саи стремятся
поощрять проявления этих и иных черт высшего характера, и
тем самым восстановить духовную славу Индии.
Даже одни лишь усилия дают этим молодым людям чувство
радости и энтузиазма. Вы слышали, что искренне говорил один
из учеников о спокойствии, мире и тишине, которые дали ему
практика садханы постоянного присутствия Бога. Ананда,
которую будут иметь дети, несомненно, воодушевит их
родителей, родственников и прочих. Молодежь Индии обратится
к пути, ведущему к Ананде, с тем же (или даже с б'ольшим)
стремлением, какое она теперь проявляет в отношении пути,
ведущего к беспокойствам, страху и гибели. Поэтому не
следует отчаиваться. Когда эти ученики станут учителями,
число счастливо и безопасно пересекающих бурное море жизни
возрастет. Несправедливость, неправда, неправедность будут
считаться всеми позорным, постыдным злом, и не будут
терпеться как неизбежное зло. Истина, справедливость, любовь
и мир должны скоро вернуться на Землю.
Реорганизация образования--одно из множества средств,
ведущих к этой цели. Камень в основание зданий колледжа,
положенный ныне губернатором штата Майсур, есть начало
процесса, с продолжением которого колледжи, занятые
подготовкой правильным образом нового поколения, возникнут в
каждом штате Индии. Сегодняшний день празднуется как Юугади,
начало Новой Эпохи. Каждая эпоха, временной отрезок,
называется "Юга". Согласно Пуранам, первой из юг была Крита,
когда царствовала Истина. Следом шла Трета юга--когда
поддерживались идеалы праведной жизни. В следующей потом
Двапара юге средством спасения человечества объявлялось
очищение и утончение разума (Джнаанадева ту Каивалйам), с
тем, чтобы постичь Реальность. В эту, Кали югу, равно
эффективным средством провозглашаются пути преданности,
праведных дел и обретения мудрости, так что у людей
различных наклонностей и характеров есть шанс проявления в
них Истины.
Образование может открыть эти пути перед детьми. Когда
ребенка впервые знакомят в алфавитом, эта церемония
именуется Акшара-абхйаса, практика неразрушимого!
"Кшара"--это материальное, объективное, сотворенное,
видимое, ощущаемое. А-кшара--нематериальное, субъективное,
творец, наблюдатель, воспринимающий. Буква "А"--первый шаг в
этом пожизненном паломничестве к источнику жизни, Света и
Любви, к Божественному, к Истине. Это паломничество, которое
завершится, когда возникшее погрузится в то, из чего оно
возникло, когда "Ты" осознает, что оно есть "То", когда
"Твам" узнает, что он есть "Тат". История биллионов рождений
и смертей суммируется в трех словах--Тат Твам Аси.
Истинный гуру есть Тат и он открывает для Твам факт "Аси".
Истинный ученик есть Твам, жаждущий Тат и стремящийся
обрести мудрость "Аси".
Вриндаван
16.3.1972
17. Крепчайшие доспехи
На Индии лежит сейчас великая ответственность. Ей надлежит
сохранить, в ее первозданной чистоте, культуру,
унаследованную ею от седой старины. Это--ее долг перед
миром. Эта культура заключает в себе высочайшие человеческие
ценности, самые действенные из ключей к пониманию
человеческого предназначения. Она должна также
распространять эти учения среди всего человечества, с тем,
чтобы содействовать делу Истины, всеобщей гармонии и мира. И
учения должны быть пробуждены к жизни, и практиковаться
каждым индийцем, так, чтобы их могли бы с верой выслушивать
те, для кого они предназначаются. Простые призывы, без
свидетельств практического применения, видимых в
призывающем, не принесут плода.
Поэтому каждый должен изучать элементы этой культуры и
осуществлять идеалы, установленные в ней; это--наилучшее
средство ее распространения. В других странах существует
многообразная культура и определенное единообразие веры, и
только несколько религий сходной природы вызывают уважение
людей. Но в Индии мы видим сосуществование и даже
сотрудничество многих вер, многих традиций и многих
культурных особенностей. Индия--прекрасный сад, где
разнообразные клумбы цветов отдают жизни свои красоту и
аромат. Каждый гражданин Индии имеет право и радость беречь
этот прекрасный сад Истины, Праведности, Покоя и Любви.
Каким же образом эта страна стала источником такой великой
вести Истины. Долгая череда героев и мучеников боролась,
стремясь показать пример и достичь идеала; они испытывали
несказуемые страдания, и часто жертвовали всем, в том числе
и своей жизнью, в этой борьбе. Но в итоге они победили и эта
победа--те наследие и память, которые вы должны хранить и
поддерживать. Царь Харишчандра с готовностью встретил
множество беспокойств и страданий в своем нераздельном
стремлении к Истине. Пандавы ушли в ссылку в лес и выдержали
чрезвычайные бедность и бесчестие, в своей решимости
поддержать Истину. Шри Рама был воплощением Истины и
нравственности. С незапамятных времен эта страна положила
истину и праведное поведение в основание своей культуры.
Всякий поступок и любое движение, материальные,
нравственные, административные и адхйатмические,
испытывались и оценивались на этом пробном камне истины и
нравственности. Здесь человек не может славиться как всякий,
если он, помимо прочего, не добр.
Истина и дхарма (праведное поведение)--самые лучшие доспехи
для нас. Другие страны полагаются на атомные и водородные
бомбы, для нас же достаточно этих двух защит. Некоторые из
вас знают, я думаю, историю Пандавов. Дхармаджа (рожденный
Дхармой) был старшим братом. С каждой стороны от него стояли
братья Бхима и Арджуна. С обеих сторон от Бхимы и Арджуны
стояли два других брата, Накула и Сахадева. Арджуна был
воплощением ясного, острого разума, а Бхима--олицетворением
физической силы и героизма. Урок, который дает это
изображение братьев, таков: когда Дхарма, праведность
поддерживаются с одной стороны--силой разума и с
другой--физической доблестью, успех обеспечен. Только оба
они, то есть разум и отвага, должны повиноваться велениям
Дхармы, не отвергая и уважая ее указания.
Индия стоит впереди всех стран мира, как Дхармаджа, с ее
преданностью и стойкой верой в мир и взаимопомощь ради
благородных целей. Америка--это Арджуна; она стоит готовой
со своим оружием неисчислимой разрушительной силы. Россия, с
ее ограниченной мощью,--это Бхима. Сила Индии--в ее
приверженности Дхарме. Все прочие страны, сила которых
состоит лишь в огневой мощи, могут достичь победы, только
совершенно предавшись силе праведности. Если мы охраняем
Дхарму, Дхарма, в свою очередь, охраняет нас.Дхарма--образ
жизни Премы. Где существует Любовь, там будет покой. Где
существует покой, там будет Божественное. И там, где есть
Божественное, там будет и Блаженство.
Таковы вечные истины; но сами индийцы теряют веру в них, они
стали смеяться над ними и отказываться следовать им. Такие
люди оскорбляют свою собственную мать; мать и родина должны
равно уважаться, согласно писаниям. Вы почитаете мать,
повинуясь ей и исполняя ее желания, вы почитаете родину, с
уважением относясь к ее вековым традициям, идеалам седой
старины, выдержавшим испытание временем. Никто не уважает
отступников. Он сам осуждает себя, порицая свою страну.
Поэтому не увлекайтесь заимствованными учениями,
иностранными модами, взглядами или одеждой, броскими
манерами поведения. Молодежь сегодня испорчена этими
соблазнами. Заимствованные идеи не могут служить образцом
нашей культуре. Санатана Дхарма--культура, выросшая на этой
почве и наилучшим образом приспособленная для поддержания
мира и радости в человеческом обществе. Вы не сможете долго
блистать заимствованными свойствами. Они могут доставить
только временную радость. Поэтому не искажайте и не
извращайте собственную культуру подражаниями или
пренебрежением.
Решитесь, пока не поздно, выполоть неверные и чужие взгляды
и манеры. Питайте веру, что Бог находится в каждом
человеческом существе. Все люди--ваши люди, и все люди--люди
Бога. Когда кто-нибудь причиняет вам вред или оскорбляет
вас, облегчайте гнев знанием, что "вы и он", оба, едины, в
Боге. Когда ваши зубы прикусывают ваш язык, вы не
наказываете зубы; и язык, и зубы--ваши и равно любимы вами.
В окружении Премы всегда будут мир и гармония. Почитайте
Бога как Любовь, живую Любовь. Во многих случаях эта Любовь
скрыта туманом гнева , жадности или вожделения. Отбросьте
временные дела и связи и остерегайтесь вредного влияния этих
страстей. Лишь тогда вы сможете почувствовать и выразить
настоящую Любовь. Любовь должна упорядочиваться и
направляться разумом и способностью распознания. Иначе, она
может даже явиться причиной вреда и поражения.
Когда один человек увидел рыбу, бившуюся на берегу реки,
поскольку вода отступила, оставив ее далеко на суше, он
посочувствовал ее положению и принес ее домой, завернув в
носовой платок. Он видел, что она бьется, даже когда он
положил ее в кровать; поэтому он дал ей несколько чайных
ложек горячего кофе. Бедная рыба не смогла пережить такой
невежественной доброты! Она умерла. Если бы он только бросил
ее обратно в реку, она бы счастливо жила; даже если бы вы
положили ее в чашку с драгоценностями, она бы страдала.
также и с врожденным свойством человека наслаждаться
Божественным; поэтому, если вы держите человека в мире и
осыпаете его материальными выгодами и удобствами, он будет
все-таки томиться по Богу, известному ему источнику счастья.
Предположим, все вы, находящиеся в этом зале, не знаете или
забыли, откуда вы пришли и куда должны пойти по окончании
собрания.Тогда бы возникли крайнее замешательство и паника;
если вы не знаете, кто вы, откуда вы пришли и каково ваше
назначение, то у вы будете испытывать страх, беспокойство,
гнев и алчность.
Кто в действительности пребывает в этом теле? Вы--позитивный
аспект, оживляющий негативный аспект, тело. Дыхание
повторяет--"Сохам", каждый раз, когда вы вдыхаете и
выдыхаете. Это означает--"Я есть Он", "Я есть Бог". Какое
глубокое, истинное заявление делает дыхание во всякий момент
вашей жизни, бодрствуете ли вы или же глубоко спите, слышите
вы или нет! Если этот простой урок, эта истина о нашей
истине, повторяемая все 24+часа в сутки, не подействует на
вас, или не покажет вам вашу действительную задачу, как
можете вы понять свою действительную суть простым изучением
книг?
Осознайте нить, проходящую через каждый цветок, чтобы
образовать единую гирлянду. Когда вы видите цветы, нить не
видна; однако именно она удерживает их вместе. Вы можете
сделать из имеющейся у вас серебряной чаши блюдо или
шкатулку, или статуэтку. Имена и формы изменяются, но
серебро, которым все они являются и будут являться,
продолжает существовать. Призывайте Раму или Кришну; Они оба
появятся перед вами, и объявят: "Я--Рама, Я--Кришна". Но кто
есть этот "Я", общее для Рамы и для Кришны? Это общее есть
Атма, как провозгласили мудрецы Индии. Существуют три
аспекта понятия "Атма". То, чем вы думаете, что являетесь,
есть Деха атма, физическая личность; то, чем вы являетесь с
точки зрения других--есть индивидуальное "я", Дживатма; и
то, чем вы в действительности являетесь, есть Всеобщая Душа,
без ограничений имени и формы, Парам-атма.
Привязанности заставляют вас терять вашу свободу. Вы можете
перемещаться свободно, когда вы не обременены ношей. Меньший
багаж--больше удобства, таков девиз для путешествия по
жизни. Сократите желания, ослабьте привязанности; вы
обретете свободу. Цель мудрости--свобода; цель
воспитания--характер; цель культуры--совершенство; цель
познания--Любовь. Уверенность в себе есть основа, также и
для веры в Бога. Люди, не знающие, кем они являются, и не
имеющие уверенности в собственных силах, утверждают, что
Бога нет. Но как могут они заявлять, что Бог, в которого вы
верите, и существующий для вас, не существует? Они свободны
заявить, что Бога не существует для них; но это утверждение
не может сделать Самого Бога несуществующим! Есть история о
пандите--индусе из Бенареса. Он обычно молился пять минут
каждое утро и пять минут каждый вечер, проводя, таким
образом, в медитации на Бога ежедневно десять минут. Его
товарищи смеялись над ним из-за потери десяти драгоценных
минут на этот глупый, бесполезный обычай. Он отвечал:
"Господа! Если Бога действительно нет, я признаю, что теряю
десять минут времени каждый день; но если Бог существует,
представьте, вы теряете 24+часа ежедневно, не сознавая Его и
не молясь Ему! Я чувствую, что я использую десять минут на
что-то, во что я полностью верю. Оттуда я черпаю великую
радость".
Не пытайтесь найти изъяны в других; ищите, скорее, своих
собственных. Я указываю вам поместить в ваши сердца три
идеала: (1)+Не забывать Бога; (2)+Не доверять миру, видимому
вокруг; он изменяется каждую секунду, не сохраняя
постоянства; (3)+Не бойтесь. Вы--непреходящий Атман, не
знающий страха. Я желаю также, чтобы вы изгнали из сердца
две вещи: (1)+Забывали вред, причиненный вам кем-либо и
(2)+Забывали добро, сделанное вами другим.
Прежде всего, развивайте Прему. Любите все религии и все
народы. Постигните и примите все религии, как пути, ведущие
людей к одному предназначению. Все они учат любви и
состраданию, смирению и воздержанности. Я благословляю всех
вас и прошу вас поддерживать любовь, сочувствие и
сострадание ко всем существам; Бог присутствует в каждом из
них; ваш долг--почитать Бога в каждом из них.
Аудитория Камани, Нью-Дели
29.3.1972
18. "Мои люди"
Бхакти, преданность, была определена как "Саа Параа
Анурактих Ешваре", "Высшая нераздельная привязанность к
Господу". Такая привязанность может быть даже у животных,
как описывают предания о Шиве в Калахасти и о слоне,
почитавшем Его там. Маленькие дети способны на это, как
показывает история о Друхве. Женщины доказали, что они
способны развивать такую привязанность, как делала Драупади.
Луна не имеет собственного света; звезды--источники огромных
количеств света. Но звездный свет так тускл и слаб, что его
все равно что нет, в то время как Луна, заимствованным
светом, способна помочь человеку намного больше, и озарить
его почти восхитительным количеством света. Секрет--в
близости Луны к источнику света, Солнцу, и к тем, кто
нуждается в нем, то есть к людям на земле. Звезды слишком
удалены от обоих, чтобы как-то помочь. И что толку от всего
этого свечения, если все, что оно способно дать--только
слабое мерцание? Небо усеяно биллионом звезд, но проливаемый
ими свет ничтожен!
Бог--больше биллиона солнц, но если вы слишком далеко от
Него, вы не можете получить ни тепла, ни света. Конечно, в
случае Бога нет определенного, измеряемого расстояния;
следует полюбить Бога. Это--процесс бхакти.
Но, вследствие мирских потребностей и алчности чувств,
человек пытается заискивать у всевозможных людей, унижая
себя низкими уловками и пошлой лестью! Локаваанца (мирские
желания) уводят вас прочь от Локеши (Господина миров).
Возьмите урок у водного потока. Он бежит в низины, не на
вершину. Склонитесь перед скромным, смиренным,
благочестивым, добрым; не кланяйтесь перед гордыми,
приверженцами ненависти и алчности. Имеющие Бога в своих
сердцах всегда будут самоумаляться, а не возвеличивать себя.
Если голова человека тяжела от эго, он будет страдать; он не
может питать себя Анандой. Никогда не стремитесь к власти
над другими; постигните власть Бога над всем. Погрузитесь в
Ананду, в Любовь.
Человек ослабляет себя, веря в три обмана: наму, рупу и
гуну. Когда он говорит, что его имя--такое-то и такое, и
когда он отвечает "это я", при назывании этого имени, он
обманывает во-первых. Когда он описывает себя как больного
или здорового, слабого или сильного, бедного или богатого,
он обманывает во-вторых! Когда он угнетен, поскольку
страдает от убытков или от боли, и возбужден, поскольку
получил прибыль, он обманывает в-третьих! У него нет имени;
он имеет все имена, которыми обладает Бог! Он не меняется;
его тело меняется; но он--не тело. Его машина может быть
неисправна; его дом может разрушаться; но он не
затрагивается. Потери и приобретения, страдание и
удовольствие, все двойное--иллюзия, вызванная игрой фантазии
о действительно происходящем. Эти заблуждения должны быть
рассеяны приобретением трех видов знаний, и соответствующих
отношений: Абхибхутам, касающихся всех происходящих вещей,
включая тело и его принадлежности, то есть--Дживы;
Адхидайва, касающихся Божественных сил, побуждающих
действовать (Стороны света, управляющие слухом; Воздух,
управляющий осязанием; Солнце, управляющее зрением; божество
вод Варуна, управляющее языком; близнецы Ашвины, управляющие
обонянием; Огонь, управляющий речью, Индра--руками;
Упендра--ногами, Митра--пищеварительной системой;
Праджапати--рождением потомства; Чандра, Луна, правящая
умом), в общем, Ишвара или Сгуна--аспект Бога с разумными
сопутствующими качествами, содействующими прогрессу
человека--здесь и в будущем; и, наконец, Адхи-атма,
касающихся Атмы, самой вечной, Всеобщей Атмы.
Адхи-бхутам, или сознание Дживы, сковывает кандалами чувства
"я" и "мое". Сознание Ишвары, или сознавание качеств Бога,
оживляющее человека, превращает Всевышнего в ограниченное
существо. Когда достигается Адхи-атма, то иллюзия, Моха,
исчезает, и вы достигаете освобождения, "Моха-кшайа"
("кшайа" означает "исчезновение", "гибель", "упадок").
Арджуна с благодарностью говорит в конце беседы, описанной в
Гите, "Нашто мохах" (мое заблуждение ушло), "Смритир
лабдхах" (Я вновь обрел память). Он забыл, что он--Атма; он
вспомнил это и был освобожден из темницы, воздвигнутой им
вокруг себя.
Был богатый человек, закоренелый скупец, стремящийся
спрятать свои накопления в месте, откуда никто бы не мог их
взять. Он решил хранить их в змеиной норе. Бедняга, он не
понимал, что если его золото будет сохранено от других, то
оно будет недоступно и для него самого! Человек теряет
радость, свой покой, свою свободу из-за собственных
хитростей и алчности. Он придумывает уловки, чтобы не
попасть в ловушки других, но запутывается, тем не менее, в
собственных попытках поймать, с завязанными глазами, в
темной комнате черную кошку, которой там нет! Такова жизнь
для большинства людей. Они не верят мудрым людям, когда те
предостерегают их или сообщают им верные сведения.
Не смотрите на мир, как на что-то, что надлежит
эксплуатировать; он--нечто, что следует принять и понять.
Тогда вы сможете извлечь из контакта с ним максимум Ананды!
В Дели сотни тысяч людей валили во всякое время дня и ночи и
требовали даршан. Если одной группе, получившей даршан, не
предлагали пройти дальше, то не было места для следующей,
нажимавшей сзади, чтобы пройти вперед. Поэтому я вышел на
веранду и дал им Ананду. Грузовики с людьми из Джуллиндера,
Мерута, Патиапы, и даже еще более далеких мест, приезжали
все дни моего пребывания. Всех их привлекала Ананда,
даруемая даршаном.
В то время, как каждый момент пребывания в Дели был так
сильно занят раздачей Ананды, Гулзарилал Нанда, президент
Всеиндийского Садху-Самадж, захотел доставить меня на
Курукшетру. Я сказал ему: "Как могу я оставить такой плотный
поток людей, в муках просящих: "Саи Баба! Даршан Дев!" (Саи
Баба! Дай нам даршан!), и отправиться с тобой на Курукшетру?
Они подумают, что я бросил их". Но он настаивал так искренне
и спорил так самоотверженно, что я согласился уехать, в
жаркие часы дня, во время некоторой передышки от напора
множества богомольцев.
Там я обнаружил большое скопление более чем трехсот тысяч
людей. Среди них было много саньясинов; их бледно-оранжевые
одеяния преобладали вокруг. Я почувствовал большую волну
Ананды, стоя перед этим счастливым собранием, на земле,
известной мне как поле для наставлений! Я сказал им, что
саньясины (люди, отрекшиеся от мирских желаний), имеют
особою роль в обществе. Цвет их одежд должен указывать на
бесцветность, внутри. Я предостерег их от разлагающего
влияния политиков и институцианолизма. Они не должны
жертвовать свободой, простым образом жизни и своей ролью
бдительных свидетелей ради порочных пышности и помпы. Я
описал политическое давление, разрушающее духовную культуру
Индии во имя секуляризма. Я заверил их, что Ганга
духовности, текущая с Гималайских гор Сатьи, Дхармы, Шанти и
Премы, никогда не осквернится политическими трюками.
Тысячелетия жизнь поколений индийцев насыщалась Богом; они
трудились для Бога; они поддерживались Богом; Бог--это
корень, опора, само дыхание миллионов людей Индии. Никто не
может иссушить Его, или повредить Ему, или отрицать Его.
Истину о человеке, Вселенной и Боге, открытую благодаря
самоотверженным поискам и объявленную вследствие сострадания
ко всем, никто не сможет лишить блеска или опровергнуть.
Американский посол Китинг говорил мне: "Я не мог постичь
полного значения индийской культуры через изучение книг, и я
не мог прознать достоверность писаний этой земли. Но когда я
увидел в столице Индии в семидесятые годы двадцатого
столетия такое явление--пятьсот тысяч пылких мужчин и женщин
движутся круг'ом, чтобы увидеть мельком эту личность пяти
футов, я почувствовал, что слышу биение сердца этого
древнего народа".
Когда человек спит ночью в комнате на кровати, и кругом
густая тьма, а вы пытаетесь разбудить его, чтобы поговорить
с ним, вы ищете ощупью вокруг, и, прикасаясь к стулу, или
полке, или книге, говорите себе: "Не это! Не это!" Наконец,
когда вы прикоснулись к ноге, вы радуетесь, вы знаете:
"Это--он". Если вы однажды соприкоснулись с Богом,
утвердитесь в вере и, придерживаясь Его указаний,
приближайтесь к Нему ближе и ближе",--сказал я собравшимся
на Курукшетре.
Я посоветовал саньясинам оставить гнев, алчность и зависть;
избегать раздоров и помпы; во всякое время сознавать Бога
внутри и Бога снаружи, и вести себя так, чтобы все
воодушевились встать на духовный путь. Я объяснил им, что
без чистоты сознания мудрость не может пробудиться в сердце.
В один вечер мы приехали в Мерут, место исторических событий
в период британского правления, где расположено много войск.
Здесь англичане потерпели свою первую неудачу в дни
восстания сипаев. И теперь там хотят создания колледжа Сатья
Саи!Скопление людей там было столь огромным, и столь плотно
заполнившим место собраний, что автомобили не могли
проехать, и мы, пешком, тоже не могли. Когда мы подумывали о
возвращении, стоял такой плач и стон, что я появился между
ними, в то время как они спрашивали, где я был, и не уехал
ли я; я доставил им радость, спев несколько Намавали.
Я рассказываю вам это, потому что это--предвестие того, что
вы должны ожидать в скором будущем. Я провозгласил шесть или
семь лет тому назад, что день, когда миллионы соберутся ради
общения с Аватаром, скоро наступит; я советую хранить и
сберегать всю Милость и Блаженство, какие можете, пока у вас
есть возможность, так, чтобы вы могли размышлять о сладости
воспоминаний и ощущений.
Если вы живете на уровне тела и личности, вы запутаетесь в
пище, забавах и веселье, в праздности, зависти и гордости.
Забудьте это, пренебрегите этим, преодолейте это--вы
получите покой, радость и мир. На Божественном Пути нет
возможности падения; это--Путь Любви.
В В мае во Вриндаване мы устраиваем для учащихся колледжа
летний лагерь--на целый месяц. Председатель университетской
стипендиальной комиссии, написавший обширный доклад об
образовании в колледже, говорил в Дели, что долго лелеимая
им мечта становится теперь реальностью, что то, что не
смогло сделать государство, претворил в жизнь Бхагаван. У
нас есть много ученых и пандитов, приходящих и учащихся
говорить о различных предметах. Конечно, все предметы
духовны, нет ничего вне царства духа. Даже материя духовна,
в своей основе.
Я хочу, чтобы вы делились вашей Анандой с другими, и чтобы
вы демонстрировали в вашей повседневной жизни, беседах и
деятельности идеалы, к которым они могут стремиться. Не
будет недостатка или перерыва в Ананде, даваемой мною вам;
недостаток или перерыв может быть только в вашем принятии
предлагаемого. Будьте бдительны, чтобы не упустить ни
малейшей части Блаженства.
Прасантхи Нилайам
8.4.1972
19. Лекарство для молодых
Проявления Божественной Атмы. Вы здесь, предо Мной,
блистающие воодушевлением, почерпнутым вами из этой
атмосферы покоя и самообладания, видения собственной сути,
обретенного вами, воспитываемого вами чувства работы,
которую следует исполнить, решимости, пробужденной вами в
себе, и вдохновляющего общения с учителями--искренними
наставниками молодых, бывшего у вас в продолжение этих
тридцати дней. Вас учили элементам йоги и дхйаны,
сущностному единству всех путей самоосознания, изменениям,
необходимым для жизни в покое и радости в этом, наполненном
техникой, мире.
Завтра, когда вы разъедетесь по своим домам, я уверен, ваши
сердца будут томиться по Богу, хотя ваши тела и едут в
родные деревни. Я рад этому; ведь сокровище преданности
более драгоценно, чем золото, серебро и иная собственность.
Они не могут дать покой или постоянную радость.
Добродетель--настоящая сокровищница; надежный
характер--повсеместно принимаемая денежная единица.
Сознавание, что вы--волна Океана Блаженства--самое дорогое
имущество. Вы видите состояние правителей Индии; оно
показывает, что сила, власть, положение, независимость--все
это пустяки. Дожди наполняют водоем до краев, и, через
короткое время, стаи лягушек квакают по его берегам,
прославляя его славу и богатство. Пусть водоем однажды
высохнет, как это бывает; ни одной лягушки не останется
квакать о преданности ему и о его величии. Слава и влияние
столь же непостоянны, как уважение лягушки. Слава
завоевывается, когда вы открываете собственное _Я_ и
обнаруживаете в нем Божественное.
Подумайте, как образованы, как могущественны, как физически
сильны, как доблестны были персонажи эпоса--Равана,
Хираньякашипу, Хираньякша, Дурьодхана. Каждый из них имел
все это в полной мере; но отсутствие добродетели, стремление
к праведности, верности Дхарме--этот порок привел их к
неизбежной гибели.
Прежде чем встретиться на поле битвы, Дурьодхана, так же,
как и его соперник царевич Арджуна, посетили Господа Кришну,
прося о помощи. Кришна предложил им выбрать из двух видов
помощи: его войско и его оружие, и Он Сам, Божественный
Наставник и Защитник, которого нельзя использовать
непосредственно в бою. Дурьодхана выбрал войско; он
предпочел количество, человеческую мощь. Арджуна выбрал
качество, силу Бога. Кришна был для него столь же ценным
приобретением, как завоевание целого мира.
Человеку следует сесть на колесницу с колесами Отреченности
(тйаги) и Истины (сатйи); тогда Господь займет место
колесничего; Он возьмет вожжи (ум) и направит коней
(чувства) прямо и надежно по дороге (пути спасения
посредством самоосознания).
К Атмавидье, посредством которой узнают Безграничное Вечное
Абсолютное _Я_, следует стремиться каждому. Образование
должно приводить к ее обнаружению, или же оно не заслуживает
такого названия. Процесс, благодаря которому человек узнает
искусство добывать себе пропитание или эксплуатировать
природу или своих собратьев, не может называться
образованием, в истинном смысле слова. Книги лишь наполняют
мир второстепенной информацией; практика, опыт, пережитое,
работа собственными руками--вот что дает интуицию и разум.
Зубрежка--просто потеря времени и денег. Книжное знание
помогает получать отметки в школе и в колледже; я
предпочитаю студентов, не имеющих плохих замечаний в
характеристиках, даже если отметки их немного хуже.
Обучение должно наделить человека смирением; но сегодня
студенты агрессивны и дерзки. Сегодня в нашей сфере
образования раздоры и столкновения омрачают отношения между
учащимися, преподавателями и администрацией.
Политики--причина всего этого. Ни учащихся, ни
преподавателей нельзя винить. У учащихся--чувствительные,
горячие, самоотверженные, возвышенные, сострадательные
сердца; вот почему я дал им всем одеть в этот день
безукоризненно белые одежды, соответственно, на "белом
поле".
"Поле" значит "Кшетра"; ваша личность--кшетра, но обретением
и поддержанием чистоты вы должны познать Кшетраджна, Хозяина
Поля. Как глупо, как расточительно изменять славному
предназначению, подхватывая гневные призывы тщеславных
карьеристов, использующих ваши силы для уничтожения
имущества невиновных граждан и для террора соседей. Когда
резервуар полон, кран потечет; когда сердце--резервуар
любви, сострадания и веры, действия, слова и мысли будут
способствовать миру и радости. Но политики не знают
необходимости этого; они наполняют молодые сердца
ненавистью, завистью, жадностью, подстрекая их к насилию и
ругательствам. Они уводят их из классов, библиотек и
лабораторий, заставляя их бродить по улицам. Они подстрекают
их вредить невиновным, губить чужую собственность, вести
себя дико и яростно.
Индийская культура, как вы узнали в этом летнем лагере от
видных специалистов, никогда не поощряла использование силы,
как средства изменения законодательства, или общественных
условия, или взглядов людей. Ганди направлял движение за
независимость Индии по духовному руслу, требовавшему
смелости и уверенности в себе, и сообщал их людям--из
Намасмарана, декламации имен Бога, и размышления о них. Он
очищал сердце нации от ненависти и зависти, от страха и
сомнений. Он был верен идеалу и выбранному пути; вы также
должны быть верны. Идеал и путь студента--учебы. Ее
невозможно считать второстепенным делом, или быть небрежным
по отношению к ней. Любые препятствия и соблазны должны быть
преодолены.
Студентам необходима атмосфера мира; учителям также следует
учить в атмосфере мира и радости. Дроначарья учил искусству
стрельбы из лука Арджуну, а также своего сына, Ашваттаму; но
Арджуна брал уроки в большим энтузиазмом, и благодаря этому
стал величайшим лучником той эпохи. Ашваттама не смог
подняться до такой высоты. Привяжите себя к учителю
посредством убежденности и смирения; тогда вы получите от
него самое лучшее. Если знание передается в гневе и с
недовольством, и если оно принимается в гневе и с
недовольством, как может передаваемое принести плод? Как оно
может усилить принимающего?
Я благословляю вас, чтобы вы могли двигаться по жизни с
помощью идеала и вдохновения, полученных в эти дни во
Вриндаване--дисциплины, коллективизма, вековой мудрости,
уроков прошлого и будущего. Прибегайте к ним всякий раз,
когда вас охватывают сомнения или отчаяние. Используйте их в
повседневной практике; размышляйте о них; думайте об их
важности и значимости. Я открою истину: вы получили этот
шанс в награду за заслуги, накопленные вами в прошлых
жизнях. Мне незачем описывать вам любовь, питаемую к вам
вашими учителями. Вы сами видели их в слезах при разлуке с
вами в конце курса их лекций. То, чему они учили вас с такой
любовью, вам также следует хранить с великим почтением. Ваш
садгуру--ваш свами, я буду с вами всегда; поэтому
возвращайтесь назад весело и с отвагой, рожденной
уверенностью в себе; разделите вашу Ананду и ваши новые
взгляды с вашими родителями, друзьями и товарищами,
родственниками и людьми, с которыми вы соприкоснетесь. Я
призываю вас искренне стремиться служить другим и служить
вашим собственным важнейшим интересам.
Я благословляю вас, чтобы вы могли достичь успеха в ваших
попытках.
Вриндаван
31.5.1972
20. Учите примером
Каждый орган тела имеет свои имя, форму и функции. Каждый
нерв, мускул и сустав играют свою собственную роль в
поддержании и развитии тела. Слово "тело" обозначает всех их
вместе. Так же и слово "деревня", и название "Путтапарти"!
Оно указывает на всех людей, все семьи и сообщества,
совместно живущие и действующие здесь. Если заболел один
нерв, или мускул, или сустав, страдает и теряет
работоспособность все тело. Также, если даже один человек
или одна семья в деревне живет нелегко, терпит невзгоды и
неприятности, испытывает беспокойство или страх, болезнь или
бессилие, если они бедны или невежественны, страдает вся
деревня. Если ударить палец ноги, глаза проливают слезы;
когда самые последние и беднейшие голодны и угнетены, высшие
и богатейшие также страдают. На протяжении столетий, когда
каждый человек считался составной частью одного
"государственного организма", на земле были мир, смех в
полях и флаги дверями.
Но сейчас каждая часть пытается навредить другой; нет
сотрудничества и согласия. И организм лежит пластом, болея.
Жизнь, счастливая жизнь, возможна только в обществе и
благодаря обществу; общество не может процветать при
эгоизме, жадности и зависти, обращающих зубы и клыки одного
человека против другого. ???превращающих людей в лютых
зверей и стравливающих их???
Деревни, клетки государственного организма, поражены сегодня
этой ужасной болезнью. Поэтому данная школа учреждается с
тем, чтобы направлять детей по верному пути и воодушевлять
старших быть примером терпимости, служения и взаимной любви.
Радость и мир должны возвратиться в эту деревню благодаря
истине, доброте, справедливости и любви. Каждый может
наилучшим образом исполнять обязанности, выпавшие на его
долю, только когда он развивает в себе преданность этим
идеалам.
Каждая деревня должна иметь четыре алайи, или дома.
Во-первых, бходжан-алайа, столовая или гостиница,
предоставляющая по умеренным ценам чистую, питательную пищу.
Конечно, человек питается не только такой пищей. Он питается
чистыми водой и воздухом, и пища, поглощаемая через глаза,
язык и чувство осязания также должна быть чиста от яда и
загрязнения. Далее, арогйа-алайа, больница. Это стало
важным, поскольку у человека нет ни здоровых привычек в
питании, ни желания усвоить их. В-третьих, видйа-алайа, дом
обучения, школа, которая есть светильник, рассеивающий тьму.
Школа должна учить молодых и воодушевлять старых хранить
живыми корни родной культуры. Наконец, дева-алайа, дом Бога,
храм, сердце общины, качающий несущую жизнь кровь веры,
почтения и стойкости через "государственный организм".
Деревня воздействует на школу, так же как школа воздействует
на деревню. Дети учатся в школе по нескольку часов, на
протяжении нескольких месяцев в году, нескольким предметам и
искусствам, усваивают некоторую информацию. Они уже
сформированы, почти неисправимо, их родителями,
родственниками и старшими. Дети уважают старших и, подражая,
усваивают их предрассудки и склонности. Они видят поведение
старших, придавая ему большое значение, хотя могут и не
следовать их советам и увещеваниям. Они могут видеть сквозь
вуаль обмана и лицемерия.
Путтапарти--название, почитаемое по всему миру, оно стало
священным словом, дающим покой, утешение и отвагу людям во
всех землях. Но эта деревня--далеко позади других в
отношении образования. Я знаю это; незачем говорить мне об
этом. Я знаю, что связь с соседними местами, где расположены
старшие классы, часто прерывается из-за наводнений; детям
этой деревни приходится проходить целые мили, чтобы прийти
туда. Поэтому было решено создать эти старшие классы. Моя
деятельность--не для саморекламы, и не для пропаганды, и
даже не для счастья других! Она--чтобы доставить радость
прежде всего Мне! Мне незачем доставлять удовольствие другим
и стремиться к одобрению или высокой оценке. Ведь я и вы--не
отдельные существа; вы--это я, и я--это вы. Те, что видят
меня, как отдельного, видят неправду. Я нахожусь в ваших
сердцах; вы--в моем. Не впадайте в сомнения и не
огорчайтесь. Собаки могут лаять, а шакалы выть; но Истина
величественно шествует вперед.
Каждый человек в деревне--цветок со своим особым цветом и
ароматом. Они собираются и нанизываются в гирлянду для
Господа. Нить, проходящая через всех их и удерживающая их
вместе и дающая им способность усилить очарование Господа
(если это вообще возможно!)--это Брахма-сутра, нить,
нанизываемая "Брахма" (Абсолют). Эта истина должна быть
открыта каждым; следует поместить ее в сердце, чтобы каждый
имел бы веру, что он может смело встретить и неудачу, и
счастливый случай. В этом--глубинный смысл школы.
Это--подарок, который дает школа. Но дающий будет счастлив
лишь тогда, когда его подарок используется наилучшим
образом, а не утрачивается и не отбрасывается прочь. Дающего
можно побудить давать еще и еще, только когда дар
принимается с разумом и благодарностью. Есть намерение
превратить школу в колледж, на благо этого района, а к
колледжу могут быть прибавлены другие, подобного типа
построенные во всех штатах Индии, согласно замыслу Сатья Саи
о высшем образовании.
Есть также план создания в этой деревне некоторых
учреждений, дающих возможность заработка, чтобы здесь не
было людей, страдающих от голода. Намерение есть, его
исполнение зависит от вашего энтузиазма и веры. Лекарство
есть, и оно действует; но если его не принимать, и не
следовать строго указаниям, оно не поможет. Не теряйте время
на пустые фантазии, но проявите ваши искренность и веру,
действительно посылая своих детей в школу, содействуя их
обучению, создавая им обстановку, необходимую для успешного
продвижения вперед. В подвалах Сберегательного банка есть
много денег, но какая вам польза от них? Разговоры о них не
устранят вашей бедности. Лишь работа может принести доход,
лишь мудрость может дать мир.
Благодарность родителям--основная добродетель; уважение к
родителям--это уважение к прошлому, к традициям прошлого, к
великому сокровищу мудрости, запасенному и сохраненному
прошлым. Я распространяю эту весть, сам устанавливая
???подавая??? пример. Калйанамандам, который скоро появится
в деревне, будет служить напоминанием об "отце". Как вы все
знаете, он страстно стремился служить интересам этой
деревни. Мандан будет центром общины--для религиозных
церемоний и для распространения духовных идеалов. Эта школа
будет напоминать о "матери". Моя жизнь, как я часто
провозглашал,--это Весть. Я вновь обращаю внимание на призыв
Упанишады: "Говори Истину; действуй праведно; почитай мать
как Божественное; почитай отца как Божественное; почитай
наставника как Божественное". Я подчеркиваю это не только на
словах, но, еще больше, делами. Вы должны посвятить ваши
умения, ваши заработки, ваш разум служению своим родителям и
исполнять ваши обязанности, как их дети. Если вы не
преуспеете в этом, вы не заслуживаете чести быть индийцем,
быть человеком.
Путтапарти
20.7.1972
21. Уроки у моря
Сегодня--день Мирового Учителя, названный так в честь
Первого Наставника, составителя ведических текстов, поэта,
сложившего великий эпос--Махабхарату, известную как "пятая
Веда", и другой великий учебник преданности,
Бхагавату--мудреца Вьясы, Ади Гуру. В действительности мир
сам--великий учитель, постоянный наставник и вдохновитель. В
этом причина, почему человек окружен и поддерживается миром.
Всякая птица, всякое животное каждое дерево, гора, звезда,
каждый ничтожный червь--урок для человека, если только у
него есть воля и жажда учиться. Это делает мир настоящим
Университетом для человека; мир--гурукула, где
человек--ученик от рождения до смерти.
Человек постоянно берет уроки у своего окружения, сознает он
это или нет. Вот почему заинтересованные в его счастливом
будущем убеждают его искать сатсанга, избегать клеветы,
интриг, гордости и насилия. Первый гуру--его мать; ее
пример, ее советы, ее предостережения действуют на человека
глубже всего и дольше всего. Второй--отец, почитаемый
ребенком за его силу и знания, и вызывающий страх возможным
наказанием. Следующий--учитель, направляющий и ведущий его в
лабиринт материального знания.
Но лишь гуру может открыть внутреннее зрение и очистить
внутренний инструмент ситуации. Он побуждает вас спросить
себя--Дехам? (Являюсь ли я этим телом, или же это тело--лишь
используемое мной транспортное средство?) и открыть
ответ--Наахам (не я; я--не это тело. Нет, я--наблюдатель,
зритель). Затем исследование переходит к действительному
я--Кохам (кто же тогда я?), и в очищенном сознании
раскрывается ответ--Сохам (Я есть Он; я--искра той Славы,
я--Божественен). У грубого тела есть свои
характеристики--рост, вес, размер охвата в талии, пропорции,
каста, вероисповедание, национальность; оно--кувшин, сосуд,
оно предназначено для владельца; оно распадается,
разрушается. Оно не может быть "вами". Тонкое тело подобно
воде в кувшине; она также кем-то вливается. Она не возникает
внутри; она--не часть кувшина; она--не дхарма. Поэтому она
также--не "вы". Причинное тело затрагивается привязанностью
и отвращением, миром и его объектами, вследствие
реагирования и отражения. Поэтому оно также не может быть
"вами". "Вы"--вне всех трех тел. Вы не ограничены тремя
этими сосудами--одним внутри другого, одним тоньше другого.
Есть пять оболочек, внутри которых сияет "Я". Из них
Аннамайя--материальная оболочка, грубое тело. Тонкое тело
состоит из следующих трех оболочек--жизненной (Прана-майя),
ментальной (Мано-майя) и разумной (Виджнана-майя). Причинное
тело--блаженное сознание сознание, Ананда-майя коша,
оболочка. Даже это--ограничение, аспект, свойство. У "Я" нет
таких границ, такой зависимости. Гуру, который может дать
вам понять это "Я"--ваш собственный ум. Обращая его к Разуму
и Ананде, вы оказываетесь на правильном пути; обращая его к
жизненному, материальному, вы соскальзываете на путь гибели.
Гуру Пурниму--День Полнолуния, посвященный учителю, следует
проводить в созерцании Пути, ведущего к освобождению, и
воздаяния благодарности проводникам. Сейчас человеку
доступны три типа гуру--отнимающие у учеников их
собственность и обогащающие себя, лишающие учеников их
индивидуальности и разума и становящиеся деспотами над ними,
и лишающие учеников их беспокойств и страданий и
становящиеся их благодетелями. Многие гуру требуют, чтобы в
этот день их последователи демонстрировали эффективные формы
поклонения им, и приносили к их ногам особые подношения.
Требовать и принимать такие внешние формы
почитания--достойно презрения. Ученик должен быть "сататам
йогинах", постоянно "соединенным", всегда привязанным к
высшим идеалам. Учитель должен быть высшим неуклонным
примером такой йоги.
Гуру--пурнима, полон, нетревожен никакими сомнениями,
потребностями или недостатком чего-то. Подобно полной луне,
он дарует радость, спокойствие и утешение, чувство
облегчения. Посидите спокойно небольшое время; вы сами
сможете оценить свои достижения в этом направлении. Если вы
мыслите двойственно--вы еще наполовину слепы. Если вы видите
только Единое--ваше зрение самое ясное; видеть
двойственное--признак болезни зрения. Видьте только Единое,
вечное, истинное, Божественное. Поднимитесь к Божественному,
не опускайте Божество на ваш человеческий и даже животный
уровень. Не почитайте Бога как изображение перед вами, но
почитайте изображение как Бога, поскольку Бог--во всем, и
его можно постичь даже через простой символ. Нет ничего, в
чем бы не пребывал Он; нет ни возможности, ни права помимо
Него.
Глаз видит; но что есть то, что видит глаз, что постигает
впечатления, получаемые глазом? Это ум. Объективный мир--это
дришйа (видимое); глаз--это дришти (видящий); но глаз сам
есть дришйа для ума, который есть дришта. Далее, ум также
есть дришйа, в то время как разум есть дришта. Наконец,
Разум также есть дришйа, поскольку Атма есть абсолютный
Дришта, наблюдающий, как свидетель, эту "мано-раму", игру
принципа Ума.
Ум всегда неустойчив; он "устойчив в своей неустойчивости",
как жаловался Кришне Арджуна. Он полон бед; его корни
глубоки, и его трудно преодолеть,--говорит Арджуна. Кришна
соглашается, но заверяет Арджуну, что ум можно приручить и
сделать безвредным посредством обретения мудрости и развития
отреченности.
Этим утром кто-то из Дели поставил передо мной эту же
проблему. Я сказал уме, что есть одно простое решение, но он
отвечал вздохом. Он сказал: "Я обращался ко многим мудрецам,
и у каждого из них есть "простое решение". Возможно, оно и
простое, но для меня оно невозможно трудное". Я сказал ему:
"Вы уже заняты даже более сложными упражнениями, чем то,
которое я рекомендую. Поэтому оно вовсе не будет сложным. Не
теряйте сердца. Вам присущи безбрежные скрытые возможности,
вы можете черпать из этого источника силы и достичь цели".
Затем я привел ему в пример шмеля. Он мал по размеру, но он
протачивает самое толстое бревно! Есть предание, что он
просверлил стальной мускул бедра Кармы! Этот шмель на закате
солнца садится на цветок лотоса и пьет опьяняющий нектар. Он
впадает в оцепенение, опьяненный эликсиром. Когда он еще
находится в нем, солнце садится и лепестки закрываются,
снова делая из цветка бутон! Шмель заперт в сладости; у него
нет силы просверлить нежную бархатистую ткань!" Я сказал
ему: "Пусть ваш ум впитывает нектар Имени, пусть он пробует
эликсир лотосных стоп Господа, и он станет неспокойным
причинять вред".
Вы можете обладать безбрежной ученостью, славой и удачей. Но
шмель может дать вам урок, как освобождаться от страдания.
Дерево может научить вас терпеливости и терпимости. Оно
предлагает тень всем, независимо от возраста, пола или
вероисповедания, национальности или состоятельности. Оно
предлагает плоды и тень даже врагу, бьющему топором по его
стволу! Собака может дать вам уроки верности,
самоотверженного служения и преданности.
Человек бесчестит себя своей неблагодарностью, даже по
отношению к Богу, дающему ему все его богатство.
Сегодня--день полнолуния, и море вздымается и волнуется в
великой радости. Оно знает только полноту счастливого
удовлетворения. Солнце может создавать из его воды тучи;
море не плачет. Дождь может наполнить его богатой данью
береговых рек; оно не торжествует. Оно учит вас
спокойствию--без уныния, без восторга. Посмотрите на волны,
катящиеся одна за другой к берегу! Вы заметите, что волны
несут на землю плавающие обломки, бутылки и ветки, бревна и
куски кораблей. Видна постоянная борьба за сохранение
чистоты облика--достойная похвалы садхана, которую может
взять на себя и человек. Кроме того, посмотрите на
спокойствие глубин, Прашанти, царящее во внутренних обителях
его сознания. На поверхности море кажется неспокойным,
полным ярости. Но ниже оно всегда находится в покое.
Человеку также следует уподобиться морю, принимая его как
гуру. Примите мир в качестве вашего гуру, в этот день
Мирового Учителя, Гуру Пурнину.
Прашанти Нилайам
26.7.1972
22. Простейшее средство
Человек стал рабом низших инстинктов и желаний. Он не
способен различать между низкими побуждениями похоти и
возвышенными порывами Любви. Према, Любовь, это первый шаг
по пути, ведущему к Божественной Милости. Но человек увязает
в вожделении физических удобств и наслаждений; его
преследует неизменный спутник вожделения, именуемый гневом.
При препятствиях вожделению человеком овладевает гнев, он
становится подобен животному, или даже демону; когда
вожделение окутывает сердце человека, истина,
справедливость, сострадание и покой ускользают от него. Мир
превращается в змеиную яму, и Бог приходит спасти
человечество от гибели.
Аватар приходит открыть человека себе самому, вернуть ему
его прирожденное право на Блаженство Атмы. Он приходит не
основать новую веру, породить новую секту, установить нового
Бога. Если это происходит, это--следствие зла в человеке.
Аватар приходит как человек, с тем, чтобы показать, что
человек божественен, с тем, чтобы оказаться досягаемым для
человека. Человеческий ум не может постичь абсолютный,
бескачественный принцип; он труден для понимания и
недостижим для речи, ума и разума. Огонь содержится в
спичке, но лишь если ею чиркнуть, мы получим пользу от него
в виде пламени. Ниргуна должно проявиться как Сагуна;
Ниракара должно появиться в определенной форме. Лишь тогда
может человек услышать, узнать, понять, следовать и
спастись, благодаря блаженству этого ощущения... Он зажигает
пламя Осознания в каждом; и вскоре неведение исчезает в один
миг.
Когда праведных Пандавов преследовали злобные Кауравы,
прекрасный Кришна явился и спас их. Господь никогда не
замышляет насилия и кровопролития. Его орудие--Любовь; Его
Весть--ненасилие. Он достигает исправления злонравных
посредством воспитания и личного примера. Но, можно тогда
спросить, как же произошла Курукшетра? Это было
хирургической операцией, и поэтому не может считаться актом
насилия. Хирург спасает жизнь, используя свой нож.
Подумайте об имени "Кришна", которое носил Аватар; Какое
замечательное имя! "Кришна" происходит от корня "Криш",
означающего: (1)+Привлекать, (2)+Пахать и выращивать и
(3)+Божественный Принцип вне Времени, Пространства и
Причины. Кришна, подобно всем Аватарам, привлекает не только
искателей, святых и мудрецов, но и простых, невинных и
добрых. Он привлекает также любознательных, настроенных
критично, скептиков, и страдающих от неверия. Он привлекает
их к Себе непреодолимым очарованием Своей Личности, Своей
неотразимой внешностью, Своим голосом, Своей флейтой, Своими
советами и Своим героизмом. Он всегда в состоянии
Блаженства, распространяя вокруг Себя гармонию, мелодичность
и красоту. Он поет повсюду--на мирных пастбищах Вриндавана и
на кровавом поле битвы Курукшетра. В одном месте Он держит в
руке флейту, в другом--держит хлыст. Но возникает при этом
полная значения песня, либо Венугана, либо Бхагавадгита!
"Гана", или "Гита"--оба означают "песня"!
Зачем же Он привлекает всех к Себе? Чтобы вспахать сердце,
подготовить его к получению дождя Милости, прорастания семян
Любви, Выполоть его от всех злых мыслей, глушащих ростки
Радости, и дать ему возможность принести урожай Мудрости.
Эта мудрость находит свое завершение в Самом Кришне,
поскольку "Кришна" означает также "Чистая Сущность", "Высший
Принцип", Сат-Чит-Ананда.
Гопи Вриндавана были совершенно поглощены Аватаром. Они
неизгладимо запечатлели Его в своих сердцах. Он один был
реальностью; прочее было _также_ Он. Когда Радха, самая
пылко преданная из них, мучилась тем, что она оплакивала как
"разлуку с Кришной"+(!), гопи, собравшиеся вокруг нее, чтобы
отвлечь ее ум от ее страстной любви, не могли использовать
других слов успокоения и утешения, нежели Говинда! Дамодара!
Мадхава!--слова, наполняющие болью сердце Радхи! Когда гопи
выносили на продажу молоко, творог и масло и торговали ими
на улицах, они выкликали название продаваемого товара. Но
получавшиеся слова были словами, вытеснявшими все
остальное--Говинда! Дамодара! Мадхава!--прекрасные имена
любимого ими Кришны! Когда Акрура, посланец злокозненного
дяди Кришны, увозил Господа с собой из Вриндавана, гопи
бежали по дороге, чтобы остановить его, но даже в их
отчаянном протесте они не могли произнести иных слов,
кроме--Говинда, Дамодара, Мадхава!
Бог--это сахар, способный превратить безвкусный напиток
жизни в сладкое лекарство. Хорошо размешайте сахар, чтобы
каждая молекула воды насытилась его вкусом. Гопи--ваши
проводники в этой садхане. Среди них был, так же как есть
среди вам, аватар, и потому их спасение было обеспечено, при
обретении ими чистоты и веры.
Аватары проявлялись в Крита+Югу ради сохранения ведической
традиции, в Трета+Югу для защиты Дхармы и в Двапара+Югу для
защиты Права Собственности. В Крита+Югу Аватар спасал Веды
от пренебрежения, в Трета+Югу Он спасал женщин от бесчестья,
в Двапара+Югу Собственность от несправедливости. Теперь, в
эту, четвертую эпоху, Кали+Югу, все три эти вещи находятся в
ужасной опасности. Над ведами смеются, женщин соблазняют
вести неженскую жизнь, и сама Собственность осуждается как
воровство! Поэтому задача Аватара тройственна: у человека
нет чистоты в сердце, святости в чувствах, любви в
поступках, Бога в молитвах.
Хотя в эту эпоху Кали зло--наиболее сильное, средство
является самым простым. В Крита Югу садхана спасения от
гибели была очень трудна. Часто оказывались бесполезны годы
аскез и воздержаний. Шестилетний Дхрува должен был годами
соблюдать воздержание в глухих местах диких лесов, пока Бог
не даровал ему Милость. И мальчик Прахлада подвергался
неописуемым страданиям, не сознавая боли, но сознавая лишь
Бога в себе. То, что необходимо сегодня для спасения от
беспокойства и страха, здесь и в будущем,--это Преданность,
направление ума к Богу. Если это сделано, страдания
физического тела и страдания чувств не будут затрагивать ум.
Дхйана есть это внутреннее путешествие, прочь от
объективного мира и чувств, стремящихся к нему. Упанишады
провозглашают--"Наайам Атма бала хинена лабхйах", Атма не
может быть достигнута тем, кто лишен силы. Сила, или "бада",
означает физическую, жизненную, нравственную стойкость,
стойкость разума и стойкость духа. Для всего этого весьма
важно овладеть чувствами. Вы можете совершать дхйану, но
ваши чувства так живы и деятельны, что крошечный москит
возбуждает вашу ярость и вы машете рукой, чтобы убить его!
Давным-давно на берегах реки Кришна жила весьма
благочестивая семья. У нее были огромные земельные владения.
У родителей был только один сын, хорошо знавший писания,
послушный и с хорошим поведением. Но когда отец умер, и
собственность попала в руки сына, он сделался
безнравственным и распутным, всегда окруженным шайкой злых
людей. Он сошелся с публичной женщиной, и был столь пленен
ее уловками, что переплыл через поднявшуюся реку, сидя на
трупе собственной жены, в отчаянии покончившей ранее с
жизнью. Он воспользовался трупом как бревном, чтобы
переплыть поток. Внезапно он увидел свое положение; он
проклял свои глаза, введшие его во грех; в качестве
наказания он ослепил себя и бродил по святой земле,
связанной с приходом Господа в виде Кришны, воспевая Его
имя. Этот слепой певец был Сурдас. Если у вас на губах Имя,
и картина Величия в уме, зло не может привлечь вас.
Раскаяние очищает, покаяние очищает. Кришна появился перед
слепым Сурдасом и предложил вернуть ему зрение. Но Сурдас
просил о внутреннем зрении и отверг зрение, обращенное
вовне.
Бог--не деспот с каменным сердцем. Он--сострадание.
Он--олицетворенная милость. Если вы очистили себя слезами,
Он привлечет вас близко к Себе, и даст вам утешение и
отвагу. Без очищенного сердца осознание невозможно. Мудрость
может войти только в очищенный ум. Садханы--постепенная и
устойчивая--может дать успех в его очищении. Вы победите,
если создадите себя по образцу Арджуны и его устремленности.
Последняя шлока Гиты цитировалась Бхагавантам. Там
говорилось: "Йатра Йогешварах Кришна, Йатра Партхо
Дханурдхарах, Татра Шрир Виджайо Бутва Дхруа Нитир Матир
Мама", там, где присутствует Кришна, Высший Йог, и где
присутствует Арджуна, держащий лук, там будет победа во имя
истины". Этот стих обещает победу не только там, где Арджуна
Махабхараты держит свой лук в присутствии Кришны. Каждый из
вас может быть Арджуной, владеть луком и достичь победы.
Ведь лук--только символ отваги и веры, высшей решимости и
неустрашимости. И как же вы можете стать Арджунами?
"Арджуна" означает "белый", "чистый", "незапятнанный",
"непорочный". Когда вы становитесь такими и берете лук
(Упанишады говорят, что Пранава, "Ом"--это стрела, а
Бог--мишень), Кришна уже присутствует, потому что Он
находится повсюду, в любой момент. Нет необходимости
приглашать Его, или устанавливать Его. Он ответит из самого
вашего сердца.
Прашанти Нилайам
31.8.1972
|