Условные обозначения:
¤ перед буквой - буква с мулькой сверху или снизу.
_..._ - выделенный текст (подчеркивание и т.п.).
' перед буквой - буквочка с удареньицем.
<$F...> - сноска
+ - неразделимый пробел и т.п.
???...??? - непонятные места.
Непонятно, самкиртан или санкиртан???
1. Цветы у Его ног
Прежде я очень часто рассказывал вам об идеалах и технике
Севы, и я еще раз призываю вас испытать ее радость. Мне
незачем вновь подробно говорить об особой природе той
возможности, которая предоставляется вам здесь. Успокойте
свои сердца восхищением; делитесь восхищением с другими;
почитайте Бога в этой прекрасной форме. Когда вы обретете
качества, необходимый для Севы, вы узнаете, как важно чистое
сердце--неоскверненное тщеславием, жадностью, завистью,
ненавистью или соперничеством, а также--вера в Бога, как
родник жизненной энергии, добродетели и справедливости.
Сева-это предлагаемое вами Богу, находящемуся в сердце
каждого. Не спрашивайте другого, из какого он штата, каковы
его каста или вероисповедание. Наблюдайте любимую вами форму
Бога в другом человеке; в сущности, он вовсе не "другой".
Он--Его образ, так же, как и вы. Вы не помогаете какому-то
"отдельному человеку", вы почитаете Меня в нем. Я перед вами
в этой форме; так как же может это расправить в вас свой
капюшон?
Долг--это Бог; Работа--поклонение. Даже малейшая работа есть
цветок, положенный к ногам Бога. Приблизьтесь к паломникам,
пришедшим сюда, на праздник, с сердцами, наполненными
сокровищем любви.
Не кладите значок в карман, когда ваша работа здесь
закончится и праздник пройдет, когда вы возвратитесь домой к
прежним делам и старым привычкам. Это--не трехдневный
тамаша. Это--пожизненное странствие. Значок должен
запечатлеться на сердце, неизгладимо, на всю жизнь. Где бы
вы ни увидели слабого человека, упавшего духом, скорбящего,
больного человека, там--место вашего служения. Каждая
кровяная клетка, каждый нерв, должны излучать любовь, жажду
разделить эту любовь с находящимися в бедственном положении.
Когда любовь наполнила сердце, она воистину преобразуется в
Божественное, поскольку Бог есть любовь и любовь есть Бог.
Именно эта любовь и сострадание, текущее из нее, создали
великих бессмертных святых Индии и других стран, таких как
Кабир, Тукарам, Св.Франциск, Рамакришна.
В Нилайам есть люди, пробывшие здесь 20, 15, 10 лет, но лишь
тела их стали старше; их стремление к Севе не возросло.
Жизнь в Прасантхи Нилайам должна углублять веру в этот путь
к спасению, путь Севы. Важно именно такое отношение.
Конкретный же вид служения может быть небольшим. Вам может
не выпасть шанс участвовать в каком-то огромном служении,
посредством которого будут облагодетельствованы миллионы; вы
можете поднять на ступеньку хромого ягненка или перевести
слепого ребенка через дорогу с большим движением. Это--также
акт поклонения.
Экземпляр Гиты можно купить за двадцать пять paise; пустой
роман может стоить десять рупий. Что более достойно? Что
может превратить дешевый металл в золото? Сева более
плодотворна, нежели джапа, дхйана, йаджна и йага, обычно
рекомендуемые для духовных искателей. Ведь она служит двум
целям: угашению ??? эго и достижению Ананды.
Можете ли вы спокойны, если рядом сидит кто-то, погруженный
в печаль? Нет. Может быть, вы слышите, как плачет ребенок,
очень жалобно. От сострадания слезы навернутся вам на глаза.
Почему? Есть невидимая связь между им и вами. Лишь у
человека есть качество сострадания; лишь он может быть
счастлив, когда счастливы другие, и несчастен, когда
несчастны другие. Вот почему он--венец творения, вершина
развития живой природы. Лишь человек способен на Севу; это
его особая честь, присущее лишь ему искусство.
Перед праздником Dacapa, ??? дня рождения и Шиваратри,
каждый год, я прошу вам принять обет Севы, как духовную
садхану; я должен сказать, что я еще не удовлетворен
достигнутым вами. Но я не прекратил наставлять вас, давать
вам указания, поскольку я надеюсь, что в тот или иной день
вы достигнете идеала. Примером качества милосердия является
милосердие, присущее мне. Оно побуждает меня ценить даже
небольшие усилия, совершаемые вами ради осуществления идеала
Севы.
Почему вы преодолели большие расстояния пренебрегая всеми
расходами и беспокойствами путешествия? Быть со мной и
искать мою милость, не так ли? Зачем же вам искать новых
контактов, чужой благосклонности, когда вы прибыли в это
место? Зачем следовать привычкам, лишающим вас моего
общества и милости? Забудьте все остальное и придерживайтесь
предписаний, даваемых мной; я желаю лишь привести вас на
духовный путь Севы и Любви. Не стыдитесь, если вас попросили
постеречь груду сандалий, или принести воды для
испытывающего жажду, или постоять у ворот. Привилегия и
радость состоят в использовании вашего умения, вашего
времени для помощи другим. Вы стремитесь служить мне;
позвольте мне сказать вам, что служение тем, кто служит мне,
дает мне такое же удовлетворение, как и служение мне.
Служение любому есть служение мне, потому что я во всех.
Помощь и радость, даваемые вами обессиленному и печальному,
достигают меня, поскольку я нахожусь в их сердцах, и я есть
Тот, кого они призывают. Бог не испытывает нужды в вашем
служении; разве он страдает от боли в ногах, от боли в
желудке? Старайтесь служить благочестивому, быть дасанудаса,
слугой слуги Господа. Служение человеку есть только
средство, посредством которого вы можете служить Богу.
Каждый из вас имеет, я знаю, стремление исполнять Падасеву,
с любовью массировать мои ноги. И если бы я дал возможность
всем желающим делать это, что стало бы с моими ногами? И что
за давка была бы вокруг меня! По самой природе вещей не все
стремления могут быть удовлетворены. Но знайте, что мои ноги
повсюду, "Сарвагах ???может быть не Сарвагах??? пани
падам"--"Повсюду Его руки, Его ноги"--говорит Гита.
Пуруша Суктах Вед говорит: Сахасрара Шииршаа Пурушах,
Сахасраакшах, Сахасрапаад; Наивысшая Личность имеет тысячу
голов, тысячу глаз, тысячу ног. Головы, глаза и ноги тех
тысяч, что собрались здесь, есть мои головы, мои глаза и мои
ноги. Кормите их, уважайте их, будьте внимательны к их
нуждам--и вы совершили вашу джапу, дхйану и пуджу! Мантра
гласит: Сарва дева намаскарах Кешавам пратхи
гаччхати--уважение, оказываемое вами всем богам, течет
только к Единому, Кешаве. Я бы развил это дальше и дал вам
такую, новую мантру: Сарва джиива намаскарах пратхи
гаччхати--почтение, служение, предлагаемое вами всякому
простому существу (джииве) само собой течет к Единому, а
именно к Кешаве. Что означает "Кешава"? Это означает высшего
Господа, один волосок которого символизирует троих--Брахму,
Вишну и Шиву, Создающую, Сохраняющую и Разрушающую Силы
Бога.
С любовью и разумом, со смирением и действенно служите
людям, собравшимся здесь. Тогда, возвратившись в свои
деревни, они скажут своим знакомым и родне: "Люди, которых
мы встретили в Прасантхи Нилайям обходились с нами намного
лучше, чем любые близкие родственники; они посадили нас в
тени; они часто приходили к нам справиться о нашем здоровье;
они привели к нам врача; они давали нам лекарство, когда
кто-нибудь был болен; они говорили спокойно и мягко, когда
мы спрашивали о чем-либо".
Значок не дает вам права распоряжаться теми, у кого нет
значка. Не следует оскорблять значок грубостью, гордостью
или преследованием других. Если вы благословлены им, вам не
следует вовлекаться в пустые разговоры, вести распущенную
жизнь, позволять себе низменное поведение, следовать дурным
привычкам вроде курения, азартных игр, пьянства или
оскорбления других. Вы не можете достичь положения лидера,
если это--ваше честолюбие, без лет искренней Севы ради
людей. Если вы не строите вашу карьеру на этом фундаменте,
лидерство будет просто пятилетней суетой!
Позвольте мне сказать вам о некоторых деталях Севы, которую
вы можете исполнять здесь: смотрите, чтобы старые или
больные люди не сидели на горячем солнце; доставляйте
питьевую воду, без суеты, тем, кто нуждается в ней; следите
за антиобщественными элементами и карманными ворами,
пришедшими сюда даже раньше преданных, чтобы вернуть себе
долги прежних рождений! Устройте группы, которые будут
обходить ночью площадь и навесы, наблюдая, чтобы все было
спокойно и безопасно. Примите все меры для сохранения
чистоты площади, а также сохранения спокойной обстановки. Не
повышайте голос на кричащих людей, пытаясь сохранить тишину.
Говорите тихо сами и советуйте другим говорить тихо.
Объясняйте тем, кто говорит громко, почему им следует
понизить голос. Если причина разъяснена, они будут
сочувствовать вам и поймут смысл этого. Уважайте каждого и
разговаривайте так, как если бы они были достойны
высочайшего уважения, на которое вы способны. Никто не мал и
не низок. Саи пребывает во всех, и если вы оскорбили
кого-либо, это--оскорбление Саи. Не тащите прочь детей,
начавших громко кричать, успокойте их ласково. Займитесь
облегчением телесных страданий людей. Сам я займусь
облегчением умственных и духовных недомоганий.
Прашантхи Нилайам
4.3.1970
2. Мертвый спутник
Я не человек, не бог и не астральный дух; я не брахман, не
кшатрий, не вайшья и не шудра, меня нельзя описать ни как
брахмачари, ни как домохозяина, отшельника или монаха;
говорите обо мне как об учителе Истины, как о Сатйам
(Истине), Шивам (Благе) и Сундарам (Красоте). Ваша
реальность--также Сатйам, Шивам и Сундарам. Без Истины не
может быть Блага, без Блага как может появиться Красота?
Воздействие Истины на ум есть Благо; радость, проистекающая
из Блага, есть истинная Красота, любимая художниками. Эти
три в действительности одно, они неразделимы. Ощутите эту
Истину, эту Истину как Благо и Это Благо как Красоту. Это
даст величайшее Блаженство. Не позволяйте меньшему отвлекать
вас. Не растрачивайте попусту или в глупой игре приобретений
и потерь, накоплений и утрат, борьбе за преходящие славу,
удачу и счастье. Следуйте прямо по царскому пути, ведущему к
самосознанию, не теряйтесь в областях ложного блаженства.
Это не означает, что вы должны оставить знакомых и
родственников и быть всегда в одиночестве. Общество, в
котором нашли себя, это арена, на которой вы можете одержать
победу, это шкала, где вы изучаете искусство побеждать.
Духовный путь пролегает через сострадание, сочувствие,
взаимопомощь и служение, и они поощряются обществом, и
должны совершаться ради общества.
Равана, как описал его Валмики, был могущественнейшим
монахом своего времени. Его столица, наполненная редкими
сокровищами, являлась неприступной крепостью. Он овладел
четырьмя Ведами и шестью духовными дисциплинами. Дурйодхана,
старший из Каурав, был, как описывает его Вьяса, неодолим в
дипломатическом искусстве и по числу и силе своей армии и
вооружений. И все же, и старые, и молодые столетия
проклинают их обоих. Почему? Потому что с человеческого
уровня они сошли на уровень животных, вместо того, чтобы
подняться на уровень божественного. Оба имели один
изъян--жадность. Они не знали тайны удовлетворенности. Обоих
терзал кама, непрестанное желание. Рама и Кама не могут
сосуществовать. Внутренний храм человека должен содержать
только одно божество, Раму или Каму.
Если вы любите другого человека, вы не стремитесь
властвовать над ним; вы нее желаете принадлежащего ему; у
вас нет ни зависти, когда он процветает, ни радости, когда
он страдает. Любовь--сильнейшее средство от жадности.
Следовательно, отдавать любовь и принимать
любовь--основополагающая духовная дисциплина. Вы, возможно,
слышали о бх¤ута-бали; это выражение понимают как
жертвопринощение ради удовлетворения духов. "Бали" также
означает "плата". Бх¤ута-бали, воздавать которое
предписывается каждому,--это плата, которую следует вносить
элементам, Бх¤утам, за эту прекрасную возможность
человеческого рождения. За все добрые слова, сказанные вам,
все добрые дела, которыми вы облагодетельствованы, все
добрые мысли, распространившие мир в вашем сердце и свет на
пути, которым вы идете, вы должны заплатить.
Любовь велит вам думать о горе другого, когда вы сами
преисполнены горем. Выше внимание обращается на тех, кто
имеет равные основания для скорби. Вы сосредотачиваетесь на
печали других и так забываете свою собственную. Дроупади
жаловалась на свою судьбу Кришне. Она восклицала: "Кришна!
Когда мать теряет дитя, схваченное с ее колен Смертью, она
погружается в скорбь. А Ашваттхама хладнокровно убил
глубокой ночью всех моих детей, когда они крепко спали! Я
потеряла всех, всех их. Как же могу я утешиться? Как мне
вернуть детей?" Кришна отвечал: "Сестра! Ты храбро встретила
оскорбления, наносимые тебе безнравственными Кауравами;
встречай этот удар с равным бесстрашием. Посмотри на
Гандхари, мать Кауравов. Она приняла на себя результаты той
слепоты, которой страдает ее супруг; она потеряла все сто
своих сыновей! Ни одного не осталось". Кришна утешал ее,
рисуя перед ней картину большей силы духа, проявленной
другой матерью. Думайте о страданиях других, о средствах
разделить их горе. Сочувствуйте им больше, чем вы чувствуете
вашу собственную беду.
Это--признак истинного бхакты Саи. Ему следует обладать
состраданием, терпимостью и сочувствием; если у него нет
этого, он станет мишенью для насмешек, и с достаточным
основанием.
Люди спрашивают насмешливо: "Где же ваш Бог? Куда он
смотрит? Что Он делает?" и т.д. Они насмехаются, поскольку
очень мало тех, кто испытал величие и славу Бога. Бог есть
Истина, Благо и Красота, но только ощутившие Его могут
утверждать это и убеждать в этом. У вас может быть кувшин,
полный Амриты, но если вы не положите ее каплю себе на язык,
как можете вы говорить о ее аромате и сладости? Через вас,
бхакт Саи, должны быть преобразованы умы людей; поэтому ваша
ответственность очень велика.
Когда Война Махабхараты была неизбежна, людьми, понимавшими
зло той эпохи, было сказано, что только сплошной ливень
стрел может погасить пламя ненависти. Теперь иначе: только
сплошной ливень любви может потушить и победить пламя гнева,
страха и беспокойства, охватившее мир.
Группа ученых, пришедшая ко мне недавно, спросила меня:
"Свами! Ты говоришь о пламени беспокойства и страха; но,
безусловно, ты признаешь огромный шаг вперед, сделанный
человеком, достигшим поверхности Луны!" Я сказал им, что
неправильно тратить биллионы долларов и рублей на такие
предприятия. Они возразили, что хотя непосредственной выгоды
от таких больших затрат может не быть, возможная польза в
будущем весьма велика. Я сказал: "Это вопрос приоритетов".
Когда столько людей на Земле испытывают недостаток в пище,
образовании, жилище, явно неразумно тратить время, труд и
деньги на это эффективное состязание. Потом, когда землю
сделают домом счастливой семьи людей, лишь тогда можно
думать о таких предприятиях".
Земля--естественная обитель человека. Зачем ему оставлять
окружение элементов, из которых образовано его тело и
отправляться туда, куда куда ему приходится брать с собой
воду, воздух и прочее, необходимое для жизни? Отправляясь на
Луну, он не оставляет позади себя желания, страх, ложь.
Луна, на которую человек должен совершить путешествие,--это
УМ, а не этот мертвый спутник, не способный осветить себя
сам. В Рамайане говорится, что равана искусно изготовил из
воска голову, подобную голове Рамы, и устроил так, чтобы ее
увидела Сита, как настоящую; по его замыслу, увидев ее, Сита
должна была, оставив всякую мысль воссоединиться с Господом,
уступить Раване. Луна подобна этому безжизненному
изображению головы Рамы. Настоящий Рама, живой, деятельный,
находится где-то в ином месте. Для человека настоящая Луна
находится в небесах его "сердца", где действуют ум и разум
(настоящее Солнце).
Когда покорена эта Луна, Шивам озаряет Ночь, и она
превращается в Шиваратри. Или же, она--Шаватри, Ночь Смерти.
Когда человек спит, не ведая о самом себе и о своей
божественности, он подобен трупу.
Мудрецы Индии установили различные ритуалы, церемонии,
дисциплины, формы поведения, обычаи и празднества,
способствующие очищению чувств и укреплению веры. Сегодня я
скажу о важности порядка, установленного ими в отношении
пищи. Принимайте только простую пищу--пищу, которую мудрые
называют саттвической, пищу, которая не пробуждает слепых
порывов и эмоций, не усиливает страха, не выводит из
равновесия, не вредит здоровью. Пища, предложенная Богу,
свободна от неблагоприятных вибраций, на тонком уровне
наносящих вред человеку. Пища, съеденная после предложения
ее части голодному, имеет то же самое благоприятное
свойство. Поскольку съедаемое обладает тонким воздействием
на чувства и мысли человека, вы должны быть всегда
бдительны.
Прашантхи Нилайам.
6.3.1970.
3. Йага есть тйага
Еради сказал вам сейчас, что Бали Чакраварти развил в себе
огромное самомнение, вследствие чего был наказан Богом,
низвергшим его в низшие области. В качестве утешения, ему
было позволено подняться на время этого праздника и испытать
счастье, видя процветание его прежнего царства. Да, на любом
поле деятельности самомнение--ядовитое растение. Ахам, или
Эго--это центр, вокруг которого возводится личность.
Это--форма, совершенно необходимая для каждого воплощенного
существа. Это Акрам, внутри которого должно находиться
каждое существо, временно, пока не освободится. Вам не
следует обременять себя привязанностью к собственности, силе
или власти. Вы можете иметь их, на вашем попечении, как
священную обязанность, в качестве временного хранителя, но
не привязывайтесь к ним, плача, когда они тают или шумно
радуясь, когда они растут! Конечно, должно существовать
чувство "Ахам", чувство "я", до тех пор, пока, наконец,
посредством постоянного созерцания "я", являющегося "Им",
оба они не сольются и не станут только "Нами", Им и мной.
Задумайтесь над словами "Ахам"! "А" (как в "альфа", но
короче) является первой буквой алфавита, первым гласным
звуком, исходящим из гортани, когда рот открыт; второй звук,
"хам", получается при быстром и плотном закрывании рта. Все
буквы находятся между ними. Гласные и согласные, находящиеся
между, называются А-кшара, Неуничтожимыми, Вечными, Всегда
Существующими. Итак, Ахам--это А-кшара, Неуничтожимое _Я_,
которое есть все это, и больше, чем все это. Отождествлять
его с меньшими вещами, или с меньшими
понятиями--оскорбление. Из-за иллюзии, овладевшей разумом,
волей и умом, вы считаете себя этим слабым телом и его
принадлежностями. Арджуна говорил, что он избавился от этой
иллюзии, "моха". Он сказал: "Нашто моха,--моя моха, иллюзия
ушла; ко мне вернулась память о действительно моем".
Практикуйте сва-вимаршу, самоизучение: Кто есть я? Являюсь
ли я умом? Волей? Способностью распознавать? Разумом?
Чувствами? Телом? Органами тела? Осознайте, что вы не есть
что-то из этого, и не все это вместе. Вы--дыхание Бога;
именно благодаря ему вы живете, действуете, сознаете. Но
когда вас спрашивают, где находится Бог, вы указываете
пальцем вверх и говорите: "Наверху!" Когда кто-нибудь
спрашивает вас, где находится Свами, вы отвечаете: "Вверх по
лестнице, в комнате на втором этаже!" Но вы понимаете, что
также и рядом с вами.
Вы помните Бога, когда несчастья приходят к вам; вы
забываете Его, когда вы избавлены от несчастья. Вы не
сознаете, что я повсюду, во всякое время, что Бог не
ограничен верхними областями небес, или одной небольшой
комнатой, в которой вы держите его изображение! Его можно
ощутить повсюду, посредством искренней молитвы. Обращайтесь
к Нему, при помощи любой Формы или Имени. Он ответит; только
не меняйте, как захочется, имя и форму: тогда станет
невозможным сосредоточение. Все имена--Его. Все формы--Его;
но когда вы стремитесь ощутить Его, лучше выбрать те Имя и
Форму, которые более прочих близки вам.
Бали был внуком Прахлады, великого ракшасского преданного
Господа! Бали совершал завоевания, отбирал богатства,
накопленные другими, наслаждался удовлетворением своего эго,
и вел прочую, подобную, демоническую деятельность. Он должен
был осознать, что его реальность--Божественное, что summum
bonum жизни--сознание этого Божественного, а не еда и не
сон, зарабатывание и трата, накопление и расточение. Он не
должен отмечаться пиром и весельем. Он имеет более глубокое
значение, которое необходимо понять. Йага, которую исполнял
Бали, привлекла Бога, в образе Вамани, "молодого
странствующего ученика-последователя"! Ведь Йага--это Тйага;
ее называют жертвоприношением; жертвоприношением не
животных, но того, что обременяет самого жертвователя--в том
числе богатств и собственности. Господь был столь
удовлетворен, что Сам предстал перед Бали и попросил у него
даров и выражений почтения. Шукрачарья, семейный жрец Бали,
попробовал помешать, и, подобно всем людям, встающим поперек
пути добрым делам, был наказан: он лишился одного глаза. Как
может кто-нибудь препятствовать принесению даров Богу? Ведь
если вы даете владельцу то, что ему принадлежит, как можно
назвать это "даром"? Тот, кто думает, что он может дать Богу
то, что ему не принадлежит, тот слеп, не имеет "в'иденья";
вот чему учит происшедшее с Бали.
Вселенная образована из пяти элементов и познается пятью
органами восприятия; являющийся Правителем этих пяти
элементов может перешагнуть все. Именно это сделал Вамана
как Тривикрама, когда он попросил и получил от Бали три шага
земли! Первым шагом Он охватил всю Землю; вторым Он
перешагнул мировое пространство. Третьим шагом Он поставил
ногу на голову Бали и, шагнув, переместил его в низшие
области. Дающее освобождение Знание Реальности можно
получить посредством Милости, Молитвы, или Премы. Здесь Бали
обрел его посредством Милости. Вы не можете достичь цели
посредством одних только добрых дел. В слове "добро"
(по-английски "Good"--прим. пер.) имеется лишний "О";
что-то, что просто--нуль! А именно, это--желание,
подталкивающее вас, результат, соблазняющий вас, репутация,
дразнящая вас ложными надеждами--все это совершеннейший
Нуль, большой О. Оставьте это: тогда у вас будет Добро
(Good) без нуля, без назойливого "я", то есть у нас будет
Бог (по-английски Бог--"God"--прим. пер.). Желание плюс
Жизнь есть Человек! Жизнь минус Желание есть Бог. Бали
получил благословение благодаря Тйаге, самоотреченности,
отрешенности. Он стал правителем низших областей и Бог
согласился быть его привратником, стражем и наставником.
Какое благословение!
Он стремился стать Индрой, богом богов, правителем Небес.
Сказано, что тот, кто совершает подряд сто Йаг, с надлежащей
правильностью, тем самым становится Индрой. Индра, уже
занимающий это место, всегда сопротивляется переходу его
поста к другой, совершившей сто йаг, личности! Он делает все
что может, стремясь нарушить, лишить силы последние
несколько, так что никто не может завершить сотню! Бали
также оставалось 36 минут до завершения окончания сотой;
следовало предотвратить угрозу воцарения ракшаса (демона) на
престоле бога богов. И на сцене появился Вамана, прося
милостыню--три шага земли! О, что за шаг он сделал, в один
миг! Индра был спасен от потери своего положения. Сотая йага
была прервана, благодаря беде, случившейся с царем, его
смещению и превращению в смиренного слугу Бога.
Дана, дарение--достойное деяние, если оно делается для
нуждающегося, в период нарады, способом, который устраивает
нуждающегося; оно должно производиться без гордости и
негласно, без вида превосходства у дающего, без навязывания
принимающему мысли, что ему помогают с тем, чтобы он встал
на собственные ноги, и без презрения, оскверняющего ум
дающего. Отдавайте, в качестве акта поклонения Божеству,
которого вы желаете почтить в том человеке, кому вы
предлагаете то, что Бог дал вам для этой самой цели! Один
человек на небесах спрашивал у ангела, как он смог попасть
на Небеса и занять место у самого престола Индры! Услышав,
что приносимые тем на земле дары дали ему право на это, он
подарил сами Небеса этому ангелу; тем самым, как сказано, он
поднялся даже на высший уровень!
Качества отреченности и любви будут расти в вас, если вы
будете придерживаться одной практики: Намасмарана. Держите
имя на языке и в мыслях, все часы вашего бодрствования.
Смотрите на каждого, как на личность, чье имя вы почитаете;
слушайте все, рассказываемое людьми вокруг вас, как
повествование о Его Славе, Его Лиле! Любовь будет устранять
эгоизм и развивать ваше сознание, посредством сострадания и
сочувствия.
Сегодня Онам, великий праздник Керала. Читайте сегодня
особую молитву: просите Бога развить ваше чувство
отреченности; просите Его поставить вас на путь, ведущий к
самосоознанию, просите Его наделить вас светом и разумом,
чтобы познать и ощутить Высочайшее Блаженство.
Тйагараджа был приглашен Махараджей Танджавура, Сарводжи
Махараджем, потомком Шиваджи, с тем, чтобы наделить его
драгоценными дарами, Нидхи. Но поэт, певец, мистик, святой
воспринял это как искушение, попытку соблазнить его,
заставить его ошибиться. Он задал вопрос: является ли Нидхи,
дающая радость, более ценной; или же Саннидхи (Божественное
Присутствие) более важно для успеха? Конечно, ответ был
ясен. Брат Тйагараджи, рассчитывавший на сокровище, которое
подарит Махараджа, обезумел от гнева при отказе брата
отправиться в Дурбар. Он выгнал своего брата за дверь,
запретив ему возвращаться! Он бросил в вышедшую из берегов
реку почитавшиеся им изображения, посредством которых он
осознал Раму как пребывающего в каждом.
Тукарам был удостоен подарка--великолепного паланкина и
шкатулок с драгоценными камнями Шиваджи. Но Тукарам сказал:
"Рам! Я не уберу рук с Твоих стоп, поскольку я знаю--чтобы
ускользнуть от меня, ты ждешь момента, когда я ослаблю руки,
чтобы взяться ими за что-то иное, нежели стопы Бога".
При кончине Тйагараджи его жена положила его голову себе на
колени, и когда святой в экстатической агонии выкликал:
"Рама, Рама!", три горячих слезы упали с ее глаз на лицо
умирающего Тйагараджи. "О, я принадлежу Раме, но ты
еще--Каме",--воскликнул Тйагараджа. Преданность есть полное
подчинение; это не занятие, которому уделяют часть времени,
и не что-то, взятое в кредит! Все до последней монеты должно
быть заработано и вложено; здесь не может быть превышения
своего банковского счета. Милость завоевывается садханой и
сат-лилой, практикой и добродетелью.
Преобразуйте вашу любовь к удовольствиям мира, к мирским
вещам, в любовь к Богу. Не теряйте ни секунды на праздное
злословие или неискренние похвалы. Склоняйте голову перед
Богом, приветствуя все, что бы ни было Его волей; тогда вы
также получите Господа вашим стражем и наставником.
Прасантхи Нилайам
15.8.1970
Будьте и будете благословенны
Деятельность есть основная черта Вселенной; благодаря
деятельности рождаются все существа, благодаря деятельности
они поддерживают свое существование, вследствие этой
деятельности они погибают. Постоянное дыхание, вдыхание и
выдыхание, сохраняет температуру тела нормальной и
одинаковой. Тот, что стоит за всякой деятельностью, принял
формы пяти основных элементов--эфира, земли, воздуха, огня и
воды--с тем, чтобы действовать и побуждать к деятельности.
Но действовать, всегда сознавая, что все это--просто
деятельность--есть тайна счастья. Это Дхарма, которая должна
упорядочивать и освящать Карму.
Технологические достижения, позволившие человеку достичь
Луны, есть также события Космической Драмы, главные
действующие лица которой лишь выполняют Его план;
отождествление себя с предпринимаемым,--и с его успехом или
неудачей, делает исполнителей гордыми или подавленными,--эти
состояния не способствуют внутреннему миру и радости. Секрет
хорошей Кармы--совершать Карму как акт поклонения, как
ритуал, посвященный и предлагаемый источнику всех энергий и
всякого разума. И никогда не принимайте близко к сердцу
последствия. Посредством этого можно приблизиться к
Божественному Принципу, который выше деятельности.
Этот Божественный Принцип--самая суть человека. Стать
сознающим эту Истину--цель жизни; это--источник силы,
неисчерпаемой и непреодолимой. Закройте глаза, и вам
покажется, что никого здесь больше нет, хотя людей могут
быть тысячи. Если вы больны катарактой, или, еще хуже, если
вы слепы, вы не можете узнать истину. И, так же,
Божественное--здесь, перед вами, позади вас, внутри вас,
снаружи вас; разум, посредством которого вы можете узнавать,
также с вами; новы либо слепы, либо с больным зрением, либо,
еще хуже, преднамеренно склонны закрывать глаза!
птица находится в самой вашей руке, но вы теряете время и
силы, пытаясь схватить птицу, прячущуюся в кустах; вы не
знаете, что звуки, заставляющие вас верить, будто в кустах
есть птица, это только эхо от пения птицы в собственной
вашей руке! Гуру открывает Истину и освобождает вас от
тяжелого труда и злоключений поисков птицы в кустах. Во
мгновение ока вы познаете, и Знание есть Блаженство. Зачем
настойчиво стремиться к несуществованию? Зачем пренебрегать
"существующим", то есть Сат? Именно поиски недействительного
являются корнем всех страхов, печалей и болезней людей.
Узнайте, пока вы можете, ключ, который откроет дверь к
избавлению. Закройте все вокруг себя занавесом "Намаджанам"
(звучного сосредоточенного повторения имени Бога и
прославления Его Славы); тогда нездоровые стремления к
самовозвеличиванию (малярийные москиты) не будут надоедать и
вредить вам. Намаджанам не позволит вам упускать из виду
неизбежную пустоту мирских дел и нелепость чрезмерного
вовлечения в них; вы действуете как если бы вы определяли
свою судьбу; но вы только рябь, образуемая на груди океана
ветром и волнами.
Когда любимый сын Арджуны, юноша шестнадцати лет, Абхиманью,
был окружен и изрублен на куски родственниками--Кауравами,
заманившими его в ловушку, Арджуна дал выход своему гневу,
обращаясь к своему старшему брату, Дхармарадже, стойкому
поборнику праведности. Он возложил на него всю
ответственность за смерть своего сына; он сказал, что они
смогли бы избежать пытки, ??? бедности, бесчестья, позора,
немилости и всей тщательной подготовки к войне, если бы он
был умнее и более гибким.
В продолжение потока брани Дхармараджа оставался
хладнокровным и сохранял молчание. Он знал, что Арджуна сам,
в более спокойные минуты, вспомнит учение Гиты--что любое
событие является делом Бога, что никто не убит и никто не
убивает, если ты знаешь Истину: каждый--кукла в Его руках.
Быстрейший и легчайший путь, которым можно осознать
нелепость привязанности, есть путь Севы. Изливайте любовь,
возвращается она или же нет, приводит она к успеху или же
нет. Пусть любовь всегда претворяется в севу, в добрые дела,
сладкие слова утешения, ободрения и поддержки, вы мысли
сочувствия и сострадания. Но я не говорю, что другие пути,
такие как бхакти и джнана, бесполезны.
Почитание Бога в храмах и местах поклонения происходит в
установленное время и очищает инстинкты и побуждения.
Исследование реальности позволяет устранять туман сомнений.
Но деятельность в форме Севы, производимая с любовью,
позволяет достичь целей всех путей, ведущих к Богу.
"Сарватах пани падам, сарватокши широ мукхам",--говорит
Гита. все руки--Его, все ноги, все глаза, все лица и
уста--Его; Он действует всеми руками, ходит всеми ногами,
видит каждым глазом, ест и говорит каждыми устами. Все есть
Он. каждый шаг--Его, всякий взгляд, всякая речь, всякое
действие--Его. Таков урок, которому учит Сева.
В моменты страдания молитесь: "Господь! Разве ты не
слышишь?", и Он услышит. Молитесь: "Господь, позволь мне
упасть к Твоим лотосным стопам!", и Его стопы появятся перед
вами. Они--повсюду, и во всякое время. Ваш призыв заставляет
их проявиться, вот и все. Что вы делаете, получив по почте
посылку? удаляете с нее упаковку с обеих сторон и вынимаете
содержимое, не так ли? Выбрасываете упаковку и берете ценную
вещь. Вы говорите: "Мне требуется покой". Устраняете
упаковку с обеих сторон той вещи, которую вы действительно
желаете--"мне" с одной стороны (свидетельствующее об
эгоизме) и "требуется" с другой (свидетельствующее о
желании, потребности, чувстве неполноты). Не имейте эгоизма
и желаний; у вас есть Покой! Это упаковка препятствует
обретению Действительного. Вы придаете большую ценность
оболочке, а не сердцевине.
В одной деревне было несколько помогающий нуждающимся людей;
они обеспечили ее источником питьевой воды, водонапорной
цистерной и распределительной системой труб и кранов. Люди
столь радовались этому и столь гордились полученным, что
решили пригласить губернатора штата торжественно ввести в
действие систему--открыть один из ее кранов в благоприятный
день и в момент, выбранный астрологами. Губернатор любезно
согласился. Филантропы ликовали; они установили специально
изготовленную золотую трубу и золотой кран. На павильоне,
воздвигнутом вокруг крана, были развешаны гирлянды и флаги.
В столице были наняты музыкальные оркестры со сложными и
дорогими инструментами. Из различных патасала собрались
пандиты, декларировать ведические гимны, когда потечет вода.
В это утро не было недостатка в очень важных персонах; сотни
автомобилей устремились в маленькую деревушку. Великий
момент настал; губернатор торжественно подошел к золотому
крану. Он повернул его в нужную сторону: вода не шла!
Ведические гимны вознеслись к небесам, но не было ни
струйки, ни капли, не было даже признака воды. Все
удивлялись: источник был полон, насос работал исправно, в
цистерне не было течи, на месте была золотая труба с золотым
краном. В чем же дело?--спрашивали люди один другого.
Наконец, кто-то обнаружил, что золотая труба не присоединена
к основной водопроводной системе: она не была привинчена.
Соединили ли вы вашу служение с источником любви в сердце?
Осуществляете ли вы его с сознаванием Бога? Или же
оно--внешнее ритуальное установленное действие, исполняемое
ради мнения людей или по гордости? В действительности,
энергия, содержащаяся в человеке, непревосходима; никакое
иное сотворенное существо не имеет ее. Ведь он--живой образ
Бога, драгоценный ларец, содержащий в себе Самого Бога. Если
вы слабы, поражены скорбью, невежественны, изъян--в вас; не
ругайте других: вы не раскрыли источник Бога внутри себя.
Это грех--закрывать глаза на этот очевидный факт. Найдите
изъяны зрения и вылечите мертвые зоны, или катаракту. вы
можете сделать это посредством молитвы или обращения к гуру.
В процессе осознания есть три стадии: джиджнаса, мумукшу и
¤ар¤удха--исследование, стремление и достижение. С этими
стадиями можно сравнить период обучения, период
работы--когда то, что изучено, используется на практике, и
период беззаботной жизни на заслуженную пенсию. У вас может
быть одно или два изображения Бога, в форме, в какой вы
желаете. Вы можете взывать к Богу перед этим изображением и
простираться перед ним, в смирении и раскаянии. Это поможет
вам обрести покой ума! но не просите о мелочах, или о жалкой
мести другим! Такие молитвы удаляют вас от Милости; ваша
вера столкнется с препятствиями. мирские потери и
выгоды--это игрушки сегодняшнего дня; они--словно игрушки,
которыми вы играете во снах; когда вы просыпаетесь, они
исчезают! Когда вы, пробуждаясь, просыпаетесь, среди знания
и сознавания Бога в вас, они улетучиваются из вашего
сознания. Зачем беспокоиться об их приобретении или их
утрате?
Сущность всего едина; пусть эта истина утвердится в ваших
сердцах. Тогда не сможет быть раздоров, страха, фанатичной
приверженности кому-нибудь одному. В настоящем, с
недостатком такого видения, в каждой семье у нас раздоры
из-за недоразумений по любому поводу! В Рамаяне и
Махабхарате содержатся примеры устранения возможности таких
ситуаций, примеры установления Дхармы в доме, деревне и
народе. Там показаны жены, подобные Сите, мужья, подобные
Раме, братья, такие как Лакшмана и Бхарата, Арджуна и Бхима.
Не старайтесь избежать соприкосновения с другими людьми или
с внешним миром. Развивайте более широкий, универсальный
взгляд. Смотрите на внешний мир, как на облачение Бога; это
выражение вам Бога, проявление Его Славы, Его Силы, Его
Величия. наблюдайте это в каждой травинке, в каждом
цветочном лепестке, в каждом ломтике плода. Берите уроки у
реки, у гор, у звезды и у неба. Посредством такого почитания
людей и животных, растений и камней, вам следует устранить
покровы тамаса (тупости), раджаса (страсти) и даже саттвы
(добродетели) и достичь невозмутимости--состояния, при
котором отбрасываются даже мнения. Тогда вы начинаете
сознавать свое собственное _Я_, вне и выше трех покровов.
Йан на Бхарати, тан на Бхарат--говорит писание. Где нет
Видйи, там нет Бхараты; Разум--признак истинного сына Индии;
посредством очищенного, проясненного разума он стремится
различить между действительностью и недействительным.
Распознавайте и принимайте решение; ныряйте и узнайте
глубину; ешьте и оцените вкус. Такова была весть провидцев
Индии. Простые аксиомы, без возможности доказать себе их
значимость, не навязывались ученикам древними наставниками.
Ученику тогда говорили, что Божественное танцует в каждой
его клетке; что поэтому он может быть бесстрашным.
Встречайте ненависть присущей вам Премой; встречайте горе
присущей вам Радостью; встречайте гнев со щитом Шанти,
внутреннего покоя. Вы обязаны победить. Лока есть Локеша;
Вселенная есть Всеобщий Принцип, проявленный в многообразных
частностях. Человек--Мадхава в миниатюре. Человеческое тело
было получено в награду за достойные похвалы жизни, прожитые
вами в прошлом. Природа человека истинно божественна, в
прошлом, в настоящем и в будущем, всегда. Никогда не было
времени, когда это было не так.
Оправдываться, что на духовную садхану этого вида нет
времени--явная лень, явное малодушие; ведь это--усилие,
которое может сосуществовать с другой деятельностью, и даже
способствовать ее успешному осуществлению. Нет ничего, что
необходимо обрести, помимо сознания того, что уже ЕСТЬ.
Просто БУДЬТЕ; это--состояние Блаженства, Покоя, Истины и
Любви.
11.5.1971.
Два полюса
Это должно было стать собранием в Махараштре исключительно
координаторов отделений организации "Сатья Саи Сева"; но о
чем мы должны совещаться только между собой? Организация
предназначена способствовать благополучию и прогрессу всех,
и поэтому я раз преданным и добровольцам, также решившим
принять участие.
Вам следует ясно понимать цели той организации, частью
которой является ваше отделение; ведь если нет ясного
представления о цели, как может путешествие закончиться
успехом? Все, что вы делаете--чтение, писание, медитации,
исполнение бхаджанов, совершение паломничеств--может быть
действенно и ценно, только если вам ясно видна цель. Вы
должны знать, почему должны быть сделаны определенные вещи,
и почему некоторых других вещей нужно избегать.
Вообразите себя на пути, скажем, в Прасантхи Нилайам. При
этом вам придется сделать пересадку с поезда на поезд в
Гунтакале, с широкой колеи на метровую колею, не так ли? Вы
хотите немного отдохнуть и идете в дом для проезжающих.
Заведующий спрашивает вас: "Откуда вы прибыли? Куда
направляетесь?" И если вы забыли ответы на эти простые,
обычные вопросы, как же неловко это будет! Вы не можете
уехать ни вперед, ни назад!
Сейчас вы--отдельная личность, находящаяся в том, или в этом
теле; каждый момент вы движетесь к вашему дому, к месту,
откуда вы пришли, к Атме, к Парам-атме (высшей душе; ваша
душа--лишь ее искра). Упанишады задают вопросы--Откуда,
Куда, Кто, Зачем? и если вы жаждете ответов, они учат вас и
рекомендуют вам практики, способствующие нахождению ответов
и определению их истинности вами самими.
Узнайте--откуда и куда, и то, и другое. На письме может
значиться адрес человека, которым оно отправлено, чтобы его
можно было вернуть отправителю в случае необходимости; на
нем необходим, конечно, и адрес человека, которому оно
должно быть доставлено, иначе зачем писать вообще? Сейчас,
поскольку "письмо", то есть ваша жизнь, не сознает, откуда и
куда оно идет, оно лишь пылится в почтовом ящике или, может
быть, попадет в бюро недоставленных писем! Зачем терять
жизни подобным образом? Учитесь у гуру и двигайтесь вперед,
из ящика к блаженству. У каждого есть врожденное стремление
вкусить бессмертия, от которого он отпал! Некоторые, подобно
мухам, перелетают с чистого на грязное, захваченные своими
страданиями. Их избегают, как заразных больных; они не дают
облегчения тем, кто приходит с ними в соприкосновение; они
только надоедают и мучают. Другие подобны пчелам, ищущим
только меда душистых цветов и оплодотворяющим их, в обмен на
сладость, которую получают. Всякое существо имеет скрытое,
врожденное побуждение узнать Высшее _Я_, Парам-атму.
Некоторые люди хвастают, называя себя преданными Бога,
рассказывая, что Бог благословил их так-то и так-то, что
Божья Милость помогла им так и этак; не слушайте этих
себялюбивых притворщиков. Вы станете преданными, когда _Бог_
призн'ает вашу преданность. Эго--величайшее препятствие на
пути такого признания. Бог сказал: "Йо мад бхактах са ме
прийах: Тот, кто предан Мне, тот Мой друг!" Почему Бог
использовал и слово "преданный", и слово "друг"? Преданный
почитает Бога, он боится Бога, и поэтому не может быть
вполне близок с Ним. Друг наиболее близок с Ним. Но если это
только друг, но не преданный, то существует опасность, что
он позволит себе вольности по отношению к Нему; это не может
быть прощено. Свобода не должны превращаться в
распущенность!
Бхишма был могучий воин; он был знаменит величием духа и
славой, добытой им в боях, благодаря отреченности и Милости
Бога. Однажды, в окрестностях его царства, у Бхишмы должно
было произойти столкновение с человеком по имени Гада-дхара,
совершавшем ранее суровое воздержание и получившим от Бога в
качестве награды неодолимый диск (колесо, Чакру), так что
люди приветствовали его как Чакрадхару, держателя
Божественного Оружия--чакры. Этот человек стал настолько
дерзким и злым, что сразу после смерти Шантану, отца Бхишмы,
он написал Бхишме самое оскорбительное письмо. Чакрадхара
писал: "Либо пришли овдовевшую царицу на женскую половину
моего дворца, либо встреться со мной в бою!" Кто бы смог
спокойно снести такие оскорбления? Сказано, что каждый
должен охранять дхарани (землю), дхарму (веру) и дхармапатни
(жену). Бхишма сказал себе: "Чего стоит моя жизнь, если я не
смогу отплатить за такое оскорбление, защитить честь
матери?" Но придворные брамины посоветовали ему вступить в
бой с Чакрадхарой лишь по истечении десяти дней: в
продолжение десяти дней после смерти его отца он оставался
оскверненным и не мог использовать имевшееся у него
божественное оружие, не имея возможности произнести
священные мантры, приводящие это оружие в действие. "Закончи
ритуалы для успокоения отошедшей души своего отца, и тогда
уничтожь врага в бою",--советовали жрецы. Бхишма понял их
правоту и направил Чакрадхаре послание, приглашая его
сразиться через десять дней.
Но Чакрадхара не мог ждать так долго; его томила жажда
победы; он направил в Бхишму недавно полученное оружие! Но
произошла чудесная вещь: чакра, полученная из руки Бога, не
могла причинить вреда сыну, исполняющему предписанную
обязанность, совершающему ведические обряды для предков! Она
вращалась в небе десять дней, ожидая окончания периода
полученного при похоронах осквернения. Когда человек предан
своему духу, он окружен столь мощными защитными силами, что
вредная сила не осмелится приблизиться. Именно этим путем
действует Милость. Личное искусство, усиленное Милостью
Бога, может совершать чудеса, как это произошло, когда стая
обезьян успешно построила через море мост на Ланку.
Изучение жизней великих людей, живших в Бхарате в прошлом,
показывает, что они были достаточно искренни и достаточно
отважны, чтобы признаться в своих грехах любому. Они также
хотели, и были готовы, принять то наказание, которое влечет
за собой совершенный грех. Они стремились узнать, что есть
Прайасчитта, средство очищения и прояснения заблудшего ума.
Они проходили через этот процесс с чувством раскаяния и
удовлетворенности.
Коня, которого освободили и которому позволили идти через
любое царство, по его выбору, (что предваряло
жертвоприношение коня, совершавшееся братьями Пандавами),
охранял Арджуна, следовавший за ним на некотором расстоянии.
Когда конь проходил через Манипур (которым правил
Бабхрувахана, собственный сын Арджуны от Читрангады), царь
запер коня в своих конюшнях. Арджуна двинулся к городу,
когда Бабхрувахана услышал об его прибытии и узнал, что это
был его отец, он вышел со всеми своими придворными,
родственниками и жрецами, чтобы оказать ему радушный прием,
достойный отца. Но арджуна вызвал его на бой; он сказал:
"Задержав коня, ты должен сражаться, а не заискивать перед
его стражем. Заслужи его на поле битвы; не будь пятном на
славном звании кшатрия!" Его мать также убеждала его не
уклоняться от обязанности, кто бы ни был стражем коня и в
каком бы родстве с тем он ни находился. Когда слышен призыв
к войне, говорила она, кшатрий не должен отступать.
Поэтому Бабхрувахана возвратился и сражался столь доблестно,
что Арджуна был сокрушен дождем острых стрел. Мертвым он
упал на землю, между двумя армиями! Бабхрувану охватило
страдание. В этот момент небесная апсара, по имени Улупи,
появилась на месте боя и утешила сына: "Не горюй!
Это--просто игра Судьбы. Было написано, что Арджуна должен
принять смерть от руки собственного сына, в качестве
искупления за свои проступки. Прикоснись к нему, и он
поднимется живым!" Это было сделано, и к Арджуне вернулось
сознание. Оба они весело вошли в город, приветствуемые
Читрангадой.
Арджуна сам просил об этой беде, чтобы очистить свой ум. Во
время битвы на Курукшетре он убил своего гуру и деда,
Бхишму, и страдал, раскаиваясь в этом грехе. Он сам призвал
на себя наказание за совершенное зло: "Для искупления мною
этого греха, пусть я умру от руки собственного сына!"
Постоянное очищение сердца весьма важно для того, чтобы
духовный путь мог быть ровным и лишенным катастроф.
Вы--гайки, болты и винты. Если даже мельчайший винт
подумает: "Я только малый винтик; что случится, если я не
передам все сто процентов мощности?"--легко может произойти
смертельная катастрофа! Не пренебрегайте своим долгом, в чем
бы он ни состоял. Владейте собой, чтобы чувства не могли
выйти из-под контроля. Служите своей семье в качестве
обязанности, не с большей привязанностью, чем надлежит.
Лягушки квакают повсюду вокруг водоема, сотнями сидя по
берегам, когда он полон; когда же он высыхает, ни одной не
видно! Родственники толпятся вокруг, когда вы богаты; когда
ваши богатства иссякли из-за неудач, вы остаетесь один! Есть
история о богатом человеке, которого смерть унесла в
потусторонний мир. Он просил у сопровождающих его ангелов
позволения на время остановиться и один раз возвратиться
назад. Они позволили ему сделать это; он возвратился и
осмотрелся; затем сказал: "Хорошо, теперь я готов; уводите
меня!" Посланцы были удивлены его странным желанием уйти с
ними; они спросили его о том, что случилось, что заставило
его столь перемениться, дало такую решимость. Он ответил: "Я
скопил большое богатство грехами и преступлениями; я кормил
и оберегал большую толпу друзей и родственников. Я оглянулся
посмотреть, провожает ли меня хотя бы один из них, желая
помочь мне в печальном положении--ни один не беспокоится обо
мне! Я пойду, куда бы вы меня ни забрали". Бог--вернейший
друг. Мудрец описал духовную семью, которая никогда не
обидит вас такой неблагодарностью. Истина--отец;
любовь--мать. Знание--сын; покой--дочь. Преданные--братья,
йоги--друзья. Образуйте такой тип семьи; вы можете быть
счастливы в ее составе.
Сатйа Саи Сева Самитхи были созданы, чтобы дать вам
способность достичь покоя и радости. Они не должны
использоваться для моей или вашей рекламы. Некоторые люди
спрашивают: "Зачем в духовной организации правила и
предписания?" Но как можно достичь прогресса без дисциплины
ума? Предписания, строгие предписания, весьма важны до
определенной стадии развития человека. Перед подъемом в
воздух самолет пробегает какой-то путь на шасси по земле. Вы
можете спросить: "Зачем самолету колеса?" Также, когда вы
достигаете определенной высоты в духовной садхане, правила и
предписания могут быть сложены, как пилот складывает шасси,
поднявшись в воздух. Слежа ??? другим посредством Самитхи,
не забывайте совершать садхану для своего собственного
продвижения. Парасева (служение другим) есть отрицательный
полюс; Атма-сева (служение самому себе)--положительный
полюс; когда они встречаются, происходит вспышка Ананды
(блаженства). Блаженство стирает все страхи, все
беспокойства, все тревоги. Двигайтесь к такому совершенству,
используя садхану и Севу. Таково мое благословение каждому
из вас.
Бомбей
13.5.1971.
Вы есть все, есть Я
Вам следует жить в согласии с основными идеалами нашей
организации. Сева, к которой привлекает вам эта
организация--это самый первый шаг на пути роста Духа. Сева
есть проявление вашей готовности работать независимо от
награды; работа является поклонением. Такое отношение лишает
эгоизм его жала и вливает в ум Божественное, присущее всему
творению. Вера в Бога--главный корень всякой духовной
деятельности, как через эту организацию, так и посредством
других.
В Организации должны быть порядок и система--каждое местное
отделение должно следовать общеиндийской модели; каждый штат
должен устраивать все по-своему. Майсур, Керала,
Гуджарат--все штаты должны придерживаться единого образца, а
не пускаться в создание самостоятельных типов отделений.
Каждое отделение должно уважать и год от года соблюдать
правила и предписания, установленные на всеиндийской
Конференции.
Эта конференция--данная вам на день или на два--возможность
расти в хорошем окружении, зарядить свои батареи для
дальнейших этапов пути к Богу. Если одно прибавляется к
одному, получается два; когда единица ставится рядом с
единицей, получается одиннадцать! Это масштаб сат-санга,
товарищества мудрости и добра. Все эти малые единицы должны
прийти в Единое. Это--абсолютная цель, конец Пути. Веды
через карму (деятельность) направляют человека к упасане
(поклонению) и, в итоге, к джнане (мудрости, разбивающей все
оковы.
Лидеры каждого местного отделения, то есть президент,
вице-президент, секретари и прочие, сами должны идти прямо,
быть праведными. Все они должны присоединяться к
Нагарасанкиртану, совместному воспеванию на деревенских или
городских дорогах ранним утром. Если богатые и влиятельные
сидят дома и просят пойти принять участие в санкиртане
других, они не нужны нам в качестве президентов или
координаторов. Местное отделение не должно зависеть от таких
людей, как бы богаты они ни были. Деньги приходят и уходят,
но падение, начавшись однажды, возрастает. Попробуйте
разбить кокосовый орех с волокнами! Это--невозможная задача.
Вам необходимо извлечь орех из опутывающих его волокон;
тогда, ударив по скорлупе, вы доберетесь до сердцевины.
Уберите волокнистую оболочку материальных желаний, чтобы
достичь сердцевины--духовной радости. Многие из вас заявляют
даже передо мной, что они отдали все моей воле; но это
только слова. Ваш ум не принадлежит вам! Вы--его игрушка,
бросаемая туда и сюда для его прихотей и забав! Как же вы
можете говорить, что отдали его мне? Вы должны отдать себя,
полностью, когда вы предаетесь. Ничто не должно
удерживаться. И что есть такого, что бы вы могли назвать
своим, и что бы вы могли дать мне? Ваше предложение почтения
есть просто выливание в Кавери воды реки Кавери! В этом нет
ничего, делающего честь.
Весы, на которые вы встали и радуетесь, что прибавили десять
фунтов с последнего взвешивания, смеются над вашим
ликованием! Они смеются про себя: "Да! Когда вы умрете, вы
будете десятью фунтами тяжелее для хоронящих!" Вы пришли в
мир, являющийся Дхармакшетрой, обителью праведности; так
будьте праведны. Ваше предназначение--не взойти на пик
удовольствий, но подняться на пик блаженства; дайа
(сострадание) и дхарма (нравственность) поднимут вас выше и
выше, до самой вершины. Так используйте эти качества даже в
мельчайших ваших делах, насколько можете. Вы не можете
всегда угождать другим, но можете вы не разговаривать
вежливо? Можете; но делаете! Язык обладает огромной силой
вредить и обижать; поэтому следует тренироваться в
управлении им. Не причиняйте никому боли своими словами;
распространяйте любовь; будьте полны любви. Если вы не
можете любить человека, как можете вы надеяться полюбить
Бога?
Развивайте безразличие к накоплению богатств и власти.
Дхритараштра упорно держался за свое царство и сотню своих
сыновей; в итоге ему пришлось потерять свой престол и жить в
бедности, единственным пережившим гибель династии! Однажды
между Лакшми, супругой Господа Нарайаны (богиней богатства)
и Джнаной (Знанием), являющимся разумом Нарайяны, произошла
ссора: они стали спорить, кто из них выше другого. Богатство
более полезно, сказала Лакшми; без знания богатство опасно,
сказал разум. Нарайана остановил их, сказав, что и одно, и
другое бывают и хорошими, и плохими, в зависимости от того,
для чего использует их человек!
Используйте посты, занимаемые вами в местных отделениях с
наибольшей пользой, то есть для преодоления вашего эго,
вдохновения других встать на путь Бога, облегчения
страданий. Не совершайте заведенные бхаджаны, дхйаны и
санкиртаны, потому что вы должны это делать; или оттого, что
иначе кто-то другой может занять ваш пост. Разделяйте это с
другими, действуйте от глубины вашего сердца. Не занимайтесь
простыми разговорами. Делайте сами то, что вы указывает
делать другим, утверждая, что это благотворно.
Погрузитесь в Бога, погрузите ваш ум в божественную
деятельность; "лийате гамйате ити лингах": то, во что все
погружается, то, к чему все идет--есть Линга. Бога называют
"читта чора", вор, крадущий сердца; когда вы узнаете, что он
делает это, поскольку он любит сердца, ваша
обязанность--хранить сердце чистым, чтобы он больше
радовался своей добыче. Этот "вор"--единственный ваш
доброжелатель. Остальных интересует то, что вы оставите им
после смерти; они стремятся к вашим завещанию и страховым
бумагам!
Юность, богатство, репутация, положение, влияние--все это
подвержено быстрым появлениям и исчезновениям. Был один
молодой человек, тративший много отцовских денег и множество
лет занимавшийся в колледже, в качестве "студента МСМ"! То
есть, провалившись на мартовских экзаменах, он вновь
появлялся на сентябрьских, затем снова на мартовских...
сокращенно--МСМ!.. Наконец, просто от отвращения в его
тупоумию, университет присвоил ему степень и избавился от
него! Когда стали обсуждаться возможности его женитьбы, он
настоял, чтобы невеста его также была бы окончившей учебное
заведение, имела соответствующее звание! Такую невесту он
получил. Он уселся в кресло и запел: "Теперь моя жизнь
совершенно прекрасна!" Он попросил жену сделать ему чашку
горячего кофе, но та отвечала: "У меня такое же звание, как
у тебя; почему я должны готовить кофе? Пойди на кухню и
сделай себе кофе сам". Тогда он заговорил уже по-другому:
"Моя жизнь--полный мрак, О-о". Когда все идет хорошо--это
рай; когда идет неправильно--ад! Одно и то же--рай сегодня,
ад завтра. Пока голод не утолен, пища желанна; когда
утолен--пища неприятна! Когда побуждения чисты, знание будет
чистым; когда знание чисто, освобождение несомненно.
Например, подумайте о кормлении бедных, которое сейчас
осуществляют многие отделения. Вы устраиваете такое
кормление раз в год, на годовщину вашего отделения, но разве
этого достаточно? Разве это решает проблему? Разве они едят
только один раз в год? Они должны есть, как и вы, несколько
раз в день. Поэтому позвольте мне спросить вас: вместо
кормления сотен людей один день в году, пусть хозяйка дома
каждый день, когда она берет рис для приготовления семье
пищи, откладывает горсть со словами: "это для предложения
свами", а в конце недели кормит дома этим "предложенным"
рисом трех или четырех голодных людей. Это--действительно
Анна-самкиртана, "удовлетворение посредством риса"! Старую
одежду можно собирать и отдавать бедным, если новой одежды
нет или она вам не по средствам. Дети быстро вырастают из
одежды, сохраняйте ее и отдавайте детям из бедных районов.
Расширение--любовь; сужение--смерть!
Организация Сатья Саи и ее отделения не должны брать деньги
или вещи у не состоящих в этой организации. Собирание денег
столь же противостоит этому движению, сколь огонь
противостоит воде. Если вы уступите в этом, духовное
продвижение прекратится. Пусть жертвуют только члены
общества; не просите у всех без исключения, не просите у не
состоящего членом самитхи, отделения.
В штате Майсур есть люди, распространяющие самриту, вибхути
и прочее; они утверждают, что это пролилось из моих
изображений, находящихся в тех местах; несколько недель они
раздавали это бесплатно, а затем стали просить деньги,
словно обычные торговцы! Это грех, просить так, а также
давать так. Преданным следует держаться подальше от таких
мест и от таких личностей.
Сделайте видимым Бога в ваших сердцах; зачем идти в это
место, смотреть вокруг себя, чтобы увидеть Его? В других
местах объявляют, что я явился и говорил посредством
писаний, или порошка ранголи и прочего! Я не делаю таких
вещей, если даже я прихожу в какое-то место. Я прихожу
непосредственно, так что вы видите меня. Я не говорю и не
отвечаю через другого человека, иного посредника! Совершайте
намасмаран, джапу, бхаджан в вашем собственном доме; от вас
не требуется специально приходить в то или иное место. Где
бы вы ни были, какое бы Имя вы ни предпочитали, какая бы
Форма вас ни радовала, я благословляю вас, если вы чисты
сердцем. Избегайте помпы, действий напоказ, хвастовства;
будьте просты, искренни и мягки.
Очистите свой дом от фальши, лицемерия и грубости, и тогда
давайте начало Балавикас. Иначе у детей будет инфекция! Не
привносите в общество Сатйа Саи политическую деятельность,
борьбу группировок, сплетни, борьбу за избирательные голоса,
с тем, чтобы положение в руководстве или вытеснить с
руководящих постов других. Не устраивайте партий, расколов
среди преданных с тем, чтобы поставить себя над другими!
Даже когда на вас клевещут, вы должны сохранять равновесие.
Примиритесь со сплетнями и клеветой. Гнев--главный враг
садханы, как однажды понял Вишвамитра. Один приступ гнева
отнимает три месяца силы и здоровья. Прежде чем встретиться
с Джарасандхой в открытом бою, Кришна девять раз привел его
в ярость; раз за разом он был почти пойман, и каждый раз
ускользал от его хватки; эти припадки гнева столь ослабили
царя, что когда завершился последний, его оказалось легко
одолеть!
Удовлетворенность--небеса; скорбь--ад; гнев--враг;
спокойствие--панцирь; сострадание--друг. Вы повторяете
"Шанти" трижды, не так ли? Это делается для поддержания в
человеке покоя, благочестивого и естественного состояния, в
котором вы должны жить; также--для распространения покоя, в
теле, уме и разуме!
У членов организаций, действующих во имя Рамы или Кришны,
нет видимого воочию Руководителя<$FВ оригинале--Master
(хозяин, господин, наставник, руководитель)--прим.
переводчика.>, но в этой организации Руководитель--здесь,
готовый помочь, посоветовать, направить. Здесь вы не можете
действовать по своим желаниям и прихотям. Вам следует быть
бдительным везде и во всякое время. Отбросьте эго и служите.
Не ходите с протянутой рукой, не унижайте себя. Скажите мне,
когда вы нуждаетесь в помощи. Протягивайте свою руку только
за Милостью Бога. Просите Милости как своего права, не
униженно. Просите, как ребенок просит отца; чувствуйте, что
Бог--самый близкий, самый дорогой. Все вы--отражения,
подобия; Бимба, отражаемый объект. Может ли возникнуть
вопрос об отличии между объектом и его образами? Вы--весь я.
Я--все вы. Я знаю, что я--атма; вы полагаете, что вы--тело!
Вы--фигурки из сахара; я--сахар. Почитайте любое Имя;
почитание достигнет меня, поскольку я отзываюсь на все
Имена. Откажитесь от всего индивидуального; это действует на
меня; ведь все личности--выражения Моей Воли.
Дхарвар
14.5.1971.
Кохам?
Быть человеком, само по себе,--великая удача; и получить
рождение в Индии, с ее драгоценным духовным наследием--это
благословение, за которое вы воистину должны быть
признательны! На протяжении веков мудрецы Индии, создавшие
то наследие, которым вы гордитесь сегодня, придавали особое
значение четырем вопросам: дехам, наахам, кохам и сохам.
Во-первых, тело, в которым вы пребываете, в которое вы
облачены. Оно многозначительно именуется "дехам", то
есть--то, что горит, что подлежит сожжению. Как можно
чувствовать привязанность к этой временной мишуре? Оно
подвержено развитию и распаду; оно--пристанище червей и
микробов, грязи и болезней. Оно подвержено влиянию страстей
и волнений. Оно--местопребывание нездоровья и беспокойства,
прихотей, фантазий и страхов. Оно соблазняет вас полностью
отдаться заботам о нем и уходу за ним. Оно столь полно
заключает вас в свои кольца, что вы забываете, что вы--его
владелец, как вы владелец машины, в которой едете на работу,
в которой вы возвращаетесь с работы. Когда вы глубоко поняли
временность "дехам", вы погружаетесь в следующую идею:
наахам, я--не тело, которое я ошибочно считал собой!
"Наахам" означает "не-я". Дехам есть наахам, тело есть не-я.
Я--владелец, временно пользующийся, занимающий этот
инструмент или связку инструментов; вот и все. Люди
продолжают спрашивать друг друга: "Кто вы?", "Как вас
зовут?", "Откуда вы?", "Куда вы направляетесь?"--но они
редко задают эти вопросы себе, редко стараются узнать ответы
на них! Когда у вас появляется эта жажда, вы--на стадии
"кохам". "Кохам" означает--"Кто я?". "Я--развившаяся
обезьяна",--говорят одни. "Я--совокупность химических
элементов",--говорят другие. "Я--возникшее из небытия
создание с ограниченным сроком жизни",--говорят третьи.
"Я--вечное существо, и это только мое временное странствие
здесь, на земле",--говорят четвертые. "Я" есть ложное
ограничение, налагаемое неведением; Я есть волна океана, и
поэтому я есть сам Океан",--провозглашают пятые! Это
последнее утверждение, когда оно становится глубочайшим
личным опытом, человек получает высочайшее блаженство,
блаженство погружения в Атман, из которого он столь долго
ощущал себя перемещенным.
Человек--искра Божественного; во всякой своей деятельности
он должен проявить Божественное. Деятельность--его жребий;
он не может существовать без физической деятельности дыхания
или без умственной деятельности мысли. С каждым дыханием он
должен вдыхать ощущение "Сохам"; каждой мыслью он должен
выражать и ощущать свое родство с Божественным. Бог есть
Любовь; Любовь--самое Божественное из качеств, которые
человек может развивать в себе. Родитесь в Любви; живите в
Любви, то есть возникните из Бога и погрузитесь в Бога;
будьте волной Океана Любви; вы должны погрузиться и осознать
себя. Такова судьба, таково предназначение.
Вы не ограничены никаким именем; у ребенка нет имени,
назначаемого ему, когда он рождается. Имя--ярлык,
прилагаемый позднее, ради удобства людей. Но вы начинаете
отождествлять себя с ярлыком! Вы говорите ваше имя, когда
вас спрашивают--"Кто?". Имя отделяет; оно характеризует; оно
позволяет узнать разделяющие особенности языка, религии,
касты, национальности и прочего. Следуйте выше имени--к
личности, выше личности--к Богу, пребывающему в сердце!
Тогда узнается родство, и льется любовь! Используйте годы
жизни, деньги, которыми вы обладаете, в служении другим,
находящимся в беде. Любовь возрастает при таком служении.
Служение--искреннейшая форма почитания Бога.
Когда человек отрывается от удерживающих его якорей,
ненависть распространяется повсюду. В прошлые эпохи, Крита,
Трета, Двапара, пар'ы ненависти иногда отравляли
человеческие отношения, но никогда не были столь коварны и
проникающи, как теперь. Теперь зло осквернило отношения в
семье, в деревне, в обществе, в школе, в государстве, в
национальных и международных организациях. Оно не пропустило
ни одной человеческой деятельности! Когда члены одной семьи
заняты раздорами, как может быть свободна от них нация? Как
могут государственные дела вестись в духе терпимости и
сотрудничества? Неправильно проводить дни в тюрьме
двойственности, на качелях скорби и радости, страдания и
удовольствия, успеха и поражения. Поднимитесь над сферами
тела, ума и разума, будьте едины с безбрежным. Брахман
означает "безбрежное", пространство без горизонтов.
Покой есть то, что ищет каждый; но его никогда не дает
внешний мир. У Александра не было покоя; у Мухамеда из
Гхазни не было покоя. Миллионеров изводят страх и
беспокойства. Накопление богатств или силы не может дать
мира. покой может прийти только из внутреннего источника
покоя. Штопая прореху в своем сари, одна старая женщина
уронила иголку. Зрение у нее было плохое, и она не смогла
найти иглу в pial, где она сидела. Поэтому она пошла на
улицу, на свет, и стала тщательно искать в освещенном месте;
несколько ребят, возвращавшихся из школы, увидели ее попытки
и предложили помочь. Они спросили, что она потеряла и что
ищет. Она отвечала: "Я уронила иголку в pial моей хижины, но
там темно! Я полуслепая. Здесь же есть немного света, видеть
я буду лучше. Поэтому я и ищу ее здесь!" Ребята засмеялись и
сказали ей: "Бабушка! Как можешь ты найти иголку здесь? Ищи
там, где потеряла!"
Вы утратили покой, способность в'идения и мудрость в себе;
как вы можете вернуть их, разыскивая их в мире,
соприкоснуться с которым можно только чувствами? Ищите их
там, где потеряли: в своем сердце! Там вы найдете их; ведь
они--только атрибуты Божественного, находящегося там.
Бог--внутренняя Истина всего; Он скрыт в этой безбрежной
совокупности. Он виден в этой Вселенной, которая есть Его
облачение.
Вы много говорите об этом; но ваши поступки не зависят от
этого. Пища с тарелки должны достичь желудка; ее калории
должны достичь каждой части, каждого органа тела. Так и
чувство Божественного должно быть влито во всякое слово,
дело и мысль. У вас может быть чаша нектара; вы можете знать
его состав, аромат, цвет, густоту и т.д.; но если вы не
положите ложку или каплю его на язык, вы не достигнете цели
обладания им. Бог находится в любом из тел, которые вы
видите вокруг себя; но вы не делаете никакого усилия, чтобы
узнать Его!
Служите другим с почтением--это самый легкий и наилучший
способ узнать Бога, находящегося в каждом. Поскольку
все--Его формы, Его искры, Его дети, чувствуйте это родство
с любым сообществом людей; молитесь о благе и процветании
для всего человечества, какие бы политические границы ни
отделяли людей друг от друга. До недавнего времени Пакистана
не было. Он создан политическими маневрами, человеческой
слабостью. Не думайте о них, как о чем-то ином, нежели
искусственные образования, не позволяйте вашей любви
сокращаться. Молитесь, чтобы возобладали терпимость и
понимание, чтобы любовь и сотрудничество все более правили
бы людьми, вне зависимости от наименования--русские,
китайцы, пакистанцы, индийцы или американцы. Каждая
страна--только комната во дворце Бога. Малые умы выбирают
узкие дороги; расширяйте способность своего умственного
видения, избирайте широкий путь помощи, сострадания и
служения.
Садхаки, искатели самоосознания, подобны дворцам; им следует
класть кирпичи, возводя стену все выше, и выше, и выше. Это
взгляд, направленный вверх. Другие сродни копающим колодцы;
они пойдет все ниже и ниже; это взгляд, направленный вниз.
Будьте подобны шпилю, пронзающему небо. Проливайте Ананду на
других, ведите их по благочестивому пути; будьте примером
искренности и серьезного отношения. Участвуйте в бхаджане и
намасанкиртане; участвуйте в пении, громко и с энтузиазмом.
Иные спрашивают меня, почему мы должны петь громко? Разве не
достаточно, если мы чувствуем это в тиши ума? Я считаю все
это не более чем сухой Ведантой! Они готовы советовать
другим в самитхи, но не желают исполнять свои советы сами!
Двое друзей были известны своей ленью; одному из них нужно
было поспеть к поезду в 3+утра. Он попросил своего друга
разбудить его в 2-30, поскольку он не был уверен в себе. Но
друг был еще ленивее! Он попросил, чтобы первый друг
разбудил его самого в 2-15, чтобы ему разбудить этого друга
в 2-30! Как такие люди могут сделать что-либо?
Развивайте спокойную невозмутимую ясность ума. Приветствуйте
горе и страдание, поскольку они укрепляют нравственность,
раскрывают скрытые источники отваги и стойкости. Кажется,
что они вредят вашему спеху; но действительный "вы" не
затрагиваетесь. Действительный "вы" есть то "я", что
бодрствует, дремлет и спит. Во сне вы не знаете, человек ли
вы, птица, животное или дерево!
Здесь, в Дхарваре и Хубли, у нас много бхакт Шивы, преданных
аспекту Божественного, выражаемому Шивой. Шива--высочайший
образец безмятежности. Согласно Пуранам, состав членов семьи
Шивы был удивительным. Однако, каждый из них был так
спокоен, невзволнован, что божественная семья жила в мире и
согласии. На руках, вокруг шеи , на голове, вокруг талии
Шивы находились змеи. Один из его сыновей, Кумара, ездит на
павлине, убивающем змей; другой сын Шивы ездит на мыши,
которыми змеи питаются! У одного из сыновей Шивы голова
слона, который дразнит аппетит льва--средства передвижения
Дурги, супруги Шивы, столь неразлучной с Ним, что Она
является левой половиной тела Шивы. Также, лев по природе
враждебен и быку, средству передвижения Самого Господа Шивы!
У Шивы огонь в центральной точке между бровей, и вода реки
(Ганги) на голове--несовместимые! Представьте, какими
любящими должны быть, как согласованно должны действовать
все они, чтобы сделать жизнь на Каиласе спокойной и
счастливой! Это зависит от ума, от его надлежащей
дисциплины. Оружие любви обезоруживает любого противника.
Любовь порождает любовь; она вернется обратно, ответом на
нее будет только любовь. Крикните--"Любовь"; эхо из сердца
другого человека будет также "Любовь".
Идите по пути праведности, Дхармы. Это--то, что высоко ценят
все. Дхарма--это нравственность, власть над страстями и
чувствами, умение направлять их по благотворным руслам. Если
у вас нет жадности или ненависти, у вас, также, будет и
хороший сон. Незачем глотать таблетки снотворного! Сейчас же
жизнь стала неестественной, в жизни нет искусства, нет
сердца! Она стала "рыбным" типом жизни--поскольку,
подумайте, как неприятно пахнет рыба, хотя вся ее жизнь
проходит в воде!
Просыпайтесь каждый день для пения славы Богу; ведь если Бог
не существует, то что же тогда существует? Каждый день
живите в этой радости, с этим вдохновением в качестве вашего
спутника! Некоторые самитхи сообщали, что они проводят
нагара-самкиртан один раз в неделю, или два дня в месяц!
Это--не искренняя садхана. Что вы потеряете, сколько
унаследованного имущества вам придется продать, если
нагара-самкиртан будет у вас каждое утро? Делайте его каждый
день, углубитесь в эту дисциплину, впитывайте блаженство. Не
бойтесь людей, называющих вас сумасшедшими! Когда вы знаете,
когда ваше сердце говорит вам, что это радостно,
продолжайте, не взирая на ругательства и критические
замечания. Намного лучше быть без ума от Бога, чем без ума
от денег, или жены, или детей. Если бы больше людей страдало
таким безумием, мир был бы намного более счастливым местом!
Тйагена екаина амритатвам аснуте: единственно отречением
можно ощутить бессмертие! Оставьте жалкие удовольствия и
ступайте по пути к Высшей Ананде, которая есть Бог. Вы
говорите--"наслаждаться", но лишь когда вы "заканчиваете
наслаждаться", вы действительно можете наслаждаться. Эти
незначительные наслаждения должны прекратиться; следование
за внешней мишурой должно быть остановлено; тогда ум
сосредоточится на высочайшей Радости. Я вижу здесь
безбрежный океан благочестия и духовных поисков. Почему
Дхарвар омрачен тучами беспокойства и страха, когда в городе
столько искателей? Принесите к каждой двери имя Бога и пусть
надвинувшиеся тучи озарятся любовью и благоговением. Пусть
все улицы в городах, все деревни в штате, огласятся звуками
почитания Всемогущего, каждый восход пойте о Раме, Ишваре,
Шанкаре или Кришне--любое имя действует, если в него влита
сущность божественной Любви. Сучья, ветви, листья, цветы,
плоды могут казаться различными на цвет, на ощупь, на вкус,
на запах и т.д., но все они созданы землей, получают питание
из почвы и от солнца. Живите в любви, в мире, в служении. Я
благословляю, чтобы вы преуспели в этом благородном
устремлении.
Дхарвар
15.5.1971
|