ВУДУ
Культ Вуду возник в Вест-Индии в среде африканских рабов на основе
странной смеси религии своих племен и католицизма.
В 1982 году этноботаник Уэйд Дэвис отправился на Гаити. Целью его
поездки было изучение сообщений о случаях зомбификации -
магического убийства с последующим воскрешением жертвы и
использованием ее в качестве рабочей силы. Дэвису удалось то, что не
удавалось ни одному из ученых, занимавшихся до него этой проблемой -
он раскрыл тайну зомбификации, дав ей убедительное естественнонаучное
объяснение. Другим результатом его исследований стала замечательная
книга "Змей и Радуга", в которой он описал свои приключения. Для того,
чтобы получить ответы на интересующие его вопросы, Дэвису пришлось
изучить местные культы и чуть ли не вступить в одно из тайных обществ, в
чем ему помог мудрый колдун-священник, с которым ему удалось
наладить контакт. Феномен зомбификации, ассоциирующийся обычно с
религией Вуду, не занимает в ней центрального места и существует как бы
на ее периферии, служа одним из ее практических подтверждений - тем
самым "критерием истины", которого так не хватает многим другим
учениям. Вуду действительно можно назвать религией - если вспомнить,
что сам термин "религия" происходит от латинского слова "связь". Эта
система верований не сводится к какому-то отдельному культу, а является
скорее сложным мистическим видением мира, связывающим воедино
человека, природу и сверхъестественные - то есть надприродные, лежащие
вне знакомой реальности - силы. В архаических обществах, отзвуком
культуры которых является Вуду, святое и магическое тесно переплетено с
повседневностью, поэтому попытка дать более-менее полное описание
таких религиозных систем в конечном счете приводит к описанию всего
образа жизни. Мы ограничимся только самым общим
обзором и необходимыми для нашей темы деталями. Духовная культура
Гаити, стержнем которой служит Вуду, возникла как амальгама верований
жителей множества африканских районов, в течение долгого срока
поставлявших рабов для французских плантаторов острова, и европейских
влияний - в том числе католицизма. Образованию такого необычного
"сплава" способствовала уникальная история страны, в течение ста лет
бывшей единственной кроме Либерии независимой "черной"
республикой. Официальным вероисповеданием элиты острова был
католицизм, но его влияние практически не ощущалось за границами
городов. И если городская жизнь была по духу близка к европейской -
богатые негритянки
Порт-о-Пренса щеголяли в парижских туалетах, говорили со своими
образованными и тонкими мужьями по-французски и отправляли детей
учиться за границу (словом, тропический Санкт-Петербург, населенный
неграми), - то сельские общины, где рождалась народная культура,
оставались осколками Африки, перенесенными к берегам другого
континента. Историческая родина мало-помалу становилась мифом, и
потомки выходцев из самых разных племен превращались в собственном
сознании в "ti guinin" - "Детей Гвинеи", еще одного варианта обетованной
страны, куда после смерти уносилась душа. На этом культурном фоне и
возникла новая религия. Конечно, не новая - новых религий не бывает - а
весьма интересная и необычная смесь элементов старого. Многие этнологи
прослеживают связи вудуистских традиций с другими, часто очень
далекими культурами - например, церемония Ghede близка к ритуалу
возрождения Осириса, отраженному в Книге Мертвых, но любопытней все
же то, что выделяет Вуду. Прежде всего - глубокий демократизм этой
религии, можно сказать, народность. Если в католицизме священник
является "посредником" между верующим и Всевышним, то в вудуизме
божества доступны любому, и духовная реальность не просто доступна -
она в прямом смысле нисходит на человека,
когда в его тело вселяется дух. То, что в других религиях называется
"одержанием", в Вуду является практической целью, достигаемой с
помощью различных ритуалов. Как говорят об этом сами жители Гаити:
"Католик идет в церковь, чтобы разговаривать о боге; вудуист танцует во
дворе храма, чтобы стать богом".
Роль священника - унгана- заключается не только в объяснении
духовной реальности, гадании и проведении церемоний, но и в сохранении
этических и социальных норм, передаче знания; многообразие его
функций делает его фактическим лидером общины. Существование зомби не
кажется обитателям острова чем-то странным или особенно интересным; это
нечто не совсем ясное, но привычное с детства, как, скажем, отечественное
понятие "ударник" - все знают, что они где-то есть, кто-то их даже видел, но
редко кому приходит в голову вдруг взять и заговорить на эту тему.
Концепция человека в Вуду служит основанием всех магических процедур,
и выполняемые бокором (колдуном) ритуалы, строго подчиненные
представлению о реальной человеческой природе, могут показаться
экзотической импровизацией только представителю другой культуры; для
вудуиста они точны, как действия хирурга. С точки зрения Вуду, человек
представляет собой несколько тел, наложенных друг на друга, из которых
обычному восприятию доступно только одно - физическое, выразительно
называемое corps cadavre. Следующее - n'ame - нечто вроде энергетического
дубликата тела, позволяющего ему функционировать, "дух плоти". Он не
является индивидуальным, и после смерти медленно вытекает из тела,
переходя к живущим в почве организмам - полностью этот процесс занимает
18 месяцев. То, что называется душой, по вудуистским представлениям
состоит из двух компонент, называемых ti bon ange и gros bon ange -
"маленький добрый ангел" и "большой добрый ангел". "Большой добрый
ангел", подобно "духу плоти", является чисто энергетическим, но более
тонким, и после смерти немедленно возвращается в бесконечный
энергетический резервуар, питающий все живое. "Маленький добрый ангел"
- индивидуализированная часть души, источник всего личного. Он
способен легко отделяться от тела и возвращаться назад, это
происходит во время сновидений, или сильного испуга, или во время
"одержимости" - когда он временно замещается лоа (внешними духами).
Именно "маленький добрый ангел" является мишенью магических
операций и объектом магической защиты (в некоторых случаях хунган
может помещать его в специальный глиняный кувшин, канари, откуда тот
продолжает одушевлять тело). Как правило, после шестнадцати успешных
инкарнаций "маленький добрый
ангел" вливается в Джо - космическое дыхание, охватывающее всю
вселенную. Последний духовный компонент - z'etoile - находится на небе и
связан не с телом человека, а с его судьбой; это личная "звезда",
аллегорически представляемая в виде тыквы-горлянки, вмещающей
надежды и "заказы" на будущую жизнь, автоматически формируемые
действиями и мыслями индивида - словом, то, что в Индии с удивительной
меткостью называют кармой.
В странах, где практиковали Вуду, в похоронный обряд включались сложные
ритуалы, цель которых была защитить личное лоа (душу) усопшего от злых
духов. Как только человек умирал, его семья призывала хунгана (священника
Вуду), который приносил с собой цыпленка, отщипывал от него пригоршню
перьев и клал в белый горшочек подтает с волосами покойного и обрезками
ногтей с левой руки и ноги. Затем хунган, гремя амулетами и напевая
заклинания, заползал под саван и обхватывал тело умершего, пытаясь
высвободить лоа и поместить ее в специальную бутылочку. При этом
покойник иногда приподнимал голову и плечи и открывал рот. Лоа в
бутылочке передавалась близким или же хранилась у хунгана, чтобы не
попасть к бокару (злому колдуну).
Тамерлан Дзиов
|