[ главная страница ]   [ о проекте ]  [ прислать опыт ]  [ поиск по сайту ]  [ контакты ] 
Собрание лекций Секо Асахара #7

                               ЛЕКЦИЯ 7.                              
                       Устремляясь к катастрофе.                      
               Какой путь должны избрать последователи.               

          Сегодня  я  хотел  бы  остановиться  на   понятии   "мирские 
последователи" и на значении отказа от мирской жизни и  превращения  в 
монахов и монахинь, и о том, какую пользу вы можете из этого извлечь. 
     Что такое практика в миру? Это получение  удовольствия  от  жизни 
мирского последователя и  получение  еще  большего  наслаждения  после 
ухода из жизни; это вхождение  должным  образом  в  поток,  в  котором 
разовьется ваша мудрость и  придет  понимание  того,  что  наслаждение 
- суть страдание. 
     В чем значение отрешения от мирской жизни? Если  монах,  монахиня 
не смогут трудиться в общине (сангхе), их ждет перерождение  на  небе. 
Если они успешно пребывают в общине, им  уготовано  новое  рождение  в 
мире форм. Если же они трудятся еще усерднее " то  в  соответствии  со 
своим уровнем, вступают на кратчайший путь к Маха Нирване. 
     Сущность духовной практики в качестве мирских последователей и  в 
качестве монахов и монахинь различается. Соответственно, различается и 
их обучение. Однако в общем считается, что достоинства и недостатки  у 
тех и у других одинаковы. 

                Достижение освобождения из трех миров.                

     Мир страсти делится на шесть частей: ад,  мир  голодных  демонов, 
мир животных, человека, асуров и мир неба. 
     В оригинальном буддистском писании это  деление  немного  другое. 
Согласно писанию, это ад, животные, голодные  демоны,  люди,  асуры  и 
небеса. Разница связана с определением  страдания.  По  первоначальным 
буддистским сутрам, мир голодных демонов обычно включается в ад. 
Потом идет мир животных  и  мир  человека.  По  буддистскому  писанию, 
голодные демоны - это люди, погибшие от голода, как в наши дни люди 
в Африке. В японском эзотерическом буддизме порядок миров  человека  и 
асуров обратный. В этом учении человеческая агрессивность представлена 
миром асуров, в то время как по первоначальным буддистским текстам мир 
неба поделен на две части - мир воинствующих  асуров  и  мир  небесных 
существ, это мир наслаждения и воздаяния.  Эти  миры  пронизаны  идеей 
желания. Это означает, что если вы не будете строго соблюдать основные 
заповеди и не отрешитесь от желаний, вы не сможете вырваться  из  мира 
страсти. 
     Мир форм - это мир различения прекрасного  и  не-прекрасного.  Он 
очень красив, но здесь еще  существует  различие  между  прекрасным  и 
не-прекрасным. Можно сказать, что это  мир  добра  и  зла.  Красота  и 
уродство, добро и зло разделены в нем нашим пристрастием,  предвзятыми 
идеями,  и   свобода   может   быть   достигнута   лишь   уничтожением 
пристрастности. 
     И в конце, когда мы постигнем природу  нашего  существования,  мы 
входим в Маха Нирвану. 

                           Вступая в общину.                          
                    Высший выбор духовной зрелости.                   

     Есть два человека. У одного есть слух, у другого - нет. Человек с 
хорошим слухом может  определить  различие  в  высоте  голоса.  Слушая 
поющего, он может сказать: "Певец взял эту ноту  немного  выше,  а  ту 
немного ниже". Человек без слуха такой разницы не уловит, и  для  него 
любое пение одинаково.  Поэтому  можно  сделать  вывод,  что  человек, 
обладающий музыкальным слухом, превосходит в различении звуков 
того, у кого нет слуха. 
     Таким же образом тот, кто понимает, что за мирскими наслаждениями 
стоит страдание, обладает большей духовной  зрелостью,  чем  тот,  кто 
поглощен удовольствиями. Отсюда  мы  можем  заключить,  что  монахи  и 
монахини стоят выше, чем последователи из числа мирян. 

                Подготовка к опустошению и разрушению.                

     Я считаю, что в  соответствии  с  законами  этой  вселенной,  мир 
страсти вступил  в  фазу  обратного  движения,  возвращаясь  к  своему 
началу. 
Говоря коротко, мы движемся к Армагеддону. Это становится  ясно,  если 
проанализировать то, что происходит на Среднем Востоке. О чем  говорит 
нам возращение кометы Галлея, частые появления НЛО,  демократизация  и 
появление  системы  президентского  правления   в   Советском   Союзе, 
объединение Европы и так далее? Это говорит о том, что мир готовится к 
Армагеддону. 
     А  что  будет  после  Армагеддона?  После  армагеддона  все  люди 
разделяются на две части: тех, кто попадет в Абхасвару (небо  света  и 
звука), и тех, кто попадет в ад. И проблема состоит в том, что  мы  не 
знаем, что предпринять в такой ситуации. Мы беспомощны перед тем,  что 
должно свершиться. Поэтому я всегда говорю, что мы должны позаботиться 
о том, чтобы защитить себя, мы должны хорошо контролировать  себя,  мы 
должны подумать, что мы можем сделать, чтобы попасть в  Абхасвару  или 
Маха Нирвану, и мы должны  начать  приготовления.  После  семинара  на 
острове Исигаки я решил построить  бункер  на  1500  -  2000  человек. 
Наступит ли ядерная,  бактериологическая,  химическая  или  какая-либо 
другая война, мы должны защитить себя и сохранить  место,  необходимое 
нам для практики. 

               Мышление в соответствии с учением Истины.              

     Мирянин ли вы, монах или монахиня - главное, можете ли вы мыслить 
в соответствии с учением Истины или нет. И палийские тексты,  и  сутры 
Агамы подчеркивают то же самое.  В  повседневной  жизни  вы  получаете 
много информации по телевидению, из газет и журналов. Вы также тратите 
много времени впустую на ненужные беседы и разговоры. Полученная  вами 
информация истощает ваши мыслительные спо-собности и не позволяет  вам 
отличать,  что  является  главным,  а  что   нет.   Однако   если   вы 
присоединитесь к святой  общине  и  будете  постигать  учение  Истины, 
будете учиться думать  в  соответствии  с  этим  учением,  вы  сможете 
увидеть и понять любое явление в свете Истины.  Вы  научитесь  владеть 
собой и продвигаться к освобождению. 
     Главное то, что вы должны  наилучшим  образом  использовать  свои 
способности, чтобы понять учение, его сущность и постичь значение этой 
жизни. По-моему, когда наступит Армагеддон, неважно -  умрете  ли  вы, 
заболеете или выживете. Главное то, что в каком  бы  состоянии  вы  не 
находились, вы должны покинуть этот мир с чистой и живой душой, короче 
говоря, в состоянии, как можно более близком к состоянию просветления. 
Проживете ли вы 30, 50 или 100 лет, вы должны помнить об этом. 

                              Защищенные.                             

     Разрешите мне  повториться.  Мы  не  знаем,  что  делать  с  этим 
обществом, с нашим миром. Но истина в том,  что  наши  ряды  растут  и 
становятся мощной силой. Эта  сила  защитит  нас;  если  мы  объединим 
усилия, мы будем способны защитить себя. Это то, что мы делаем сейчас. 
Как я уже упомянул ранее, у нас скоро будет убежище  на  1500  -  2000 
человек. Я хочу, чтобы у нас был участок земли в  150  000  квадратных 
метров в каком-нибудь другом месте. У нас будет своя коммуна  на  этом 
участке земли, с ядерным бомбоубежищем и другими средствами защиты. 

                     Что мы должны сделать сейчас.                    

     Я повторюсь опять. Сейчас мы должны делать то, что идет на пользу 
нашему учению. Это главное, о чем мы должны помнить. Будем мы отрицать 
это или нет, но  смерть  обязательно  придет.  Вчера  вы  наслаждались 
жизнью, сегодня вас уже нет. Это факт. 
     Я приехал в Вакаяму, чтобы повидать одну из моих учениц,  больную 
девочку. По дороге сюда я  стал  свидетелем  дорожной  аварии.  Машина 
столкнулась с мотоциклом, в результате девушка, ехавшая на  мотоцикле, 
погибла. Сегодня я видел на месте  аварии  цветы.  До  самого  момента 
смерти девушка наверняка думала о своей будущей жизни. Но  сейчас  она 
мертва. Мы не знаем, когда наступит смерть. Сегодня это 
также верно, как 2500 лет назад. 
     Мы должны быть готовы к смерти,  для  этого  у  нас  должна  быть 
своего рода "страховка". Для того, чтобы купить обычную страховку,  вы 
платите деньги. В нашей ситуации вам необходимо потратить  драгоценное 
время и достичь по крайней мере такого  состояния,  когда  вы  сможете 
свободно вступить в мир смерти. 
      Я еще раз  повторюсь.  Начинайте  свою  практику  прямо  сейчас. 
Делайте это упорнее, чем прежде,  возвышайтесь  до  уровня,  когда  вы 
будете готовы умереть в любой момент. Если вы  избрали  путь  мирского 
последователя,  старайтесь  обрести   как   можно   большую   заслугу, 
соблюдайте заповеди - чтобы получать истинное  наслаждение  от  жизни. 
Добивайтесь еще большей заслуги, и тогда вы сможете попасть  в  высший 
мир в следующей жизни. 

                                                        11 мая 1990 г.
                                                      Центр в Вакаяме.
                     ПРОБУЖДЕНИЕ МУДРОСТИ И ЛЮБВИ                     
                 Учитель Секо Асахара об образовании.                 

     Репортер из журнала "Махаяна": Прежде всего я хотел бы  спросить, 
на каких принципах строится деятельность Академии Истины? Каков должен 
быть идеал человека и чему вы собираетесь учить, чтобы достичь  такого 
идеала? 
     Учитель:  Когда  я  смотрю  на  своих  учеников  -  особенно  это 
относится к  тем,  кто  имеет  высшее  образование  -  я  чувствую  их 
невежественность. Под этим я подразумеваю, что  они  упорно  учатся  с 
раннего детства, но знания, которые они приобретают, лишь ограничивают 
их мудрость. Несмотря на все их усилия, они добились  лишь  того,  что 
мыслят как компьютеры. Они судят только  по  информации,  которую  они 
накопили. Они никогда не задают себе вопроса: а является ли полученная 
информация верной или нет? 
     Разрешите, я приведу пример. Предположим, в школе  их  учат,  что 
желтое - это голубое.  Естественно,  когда  дети  увидят  желтое,  они 
скажут, что это голубое. Если я их спрошу, а почему это  голубое,  они 
не  смогут  ответить.  Хотя  истиной  является  то,  что  это  желтое. 
Возможно, что это несколько абстрактный пример. Они не смогут ответить 
на этот вопрос потому, что их  подготовка  основывается  на  получении 
знаний, впитывании огромного объема информации. 
     То, что нам действительно нужно - не знания, а мудрость. Мудрость 
мы можем взять с собой после смерти, а знания исчезают, как только  мы 
расстаемся с обликом человека, другими словами, когда мы умираем. 
     Чем  тогда  отличаются  знания  от  мудрости?  Если  мы   возьмем 
предыдущий пример, то утверждение, что это - желтое, а это  -  голубое 
будет 
лишь информацией. В то время как свойство, побуждающее спрашивать:  "А 
почему это голубое? а  что  еще  в  этом  мире  голубое?"  -  это  уже 
мудрость. Если мы сможем обучать мудрости в Академии Истины, я  думаю, 
это будет прекрасно. 

                            Очищение души.                            
                    Изменения должны идти изнутри.                    

     Учитель: Сейчас в Аум есть дети и  я  сказал  своим  ученикам  не 
шлепать их, если они разобьют стекло. Ведь  такие  действия  порождают 
карму насилия; это также и не решает самой проблемы. Дети, конечно, не 
думают, что бить стекла - плохо; и я пришел к тому,  что  разрешаю  им 
бить стекла. Но я думаю, что  это  нормально,  что  они  бьют  стекла, 
потому что они расстроены, у них стресс, и если  тайши,  воспитывающие 
детей, не могут помочь детям избавиться от стресса  или  расстройства, 
то запреты бесполезны. Важно избавить детей от стресса, а не запрещать 
им бить стекла. 
     Это то  же  самое,  что  и  в  примере  с  голубым  цветом.  Дети 
постепенно  изменятся  в  лучшую  сторону,  если  мы  объясним  им   в 
подходящий момент и неоднократно,  что  нельзя  бить  стекла.  Они  не 
только перестанут бить стекла, но и  не  будут  обращаться  к  насилию 
вообще.  Я  придаю  особенное  значение  именно   такому   воспитанию; 
воспитанию, которое меняет сущность детей. 
     Я много говорю о детях на концертах астральной музыки. Возьмем  к 
примеру мою старшую дочь  Дургу.  Она  очень  хорошая  девочка,  когда 
медитирует и изучает Дхарму. Но когда она попадает в школу, она  резко 
меняется под воздействием своих одноклассников. Это свидетельствует  о 
том,  что  ее  внутреннее  "Я"  еще  не  изменилось  полностью.  Но  я 
предоставил ее самой себе. Я  сделал  это  потому,  что  для  нее  нет 
другого способа измениться, чем медитируя, изучая и осваивая Дхарму. 
     Разрешите мне привести другой пример с мальчиком по имени Нао. Он 
бьет стекла, телевизоры и доставляет много неприятностей общине. Но  я 
разрешаю ему делать это потому, что до тех пор, пока не измениться его 
внутреннее "Я", проблема не будет решена. Желание  бить,  разбивать  - 
это лишь продукт работы его разума, разрушительная  работа  ума.  Пока 
Нао сам не избавится от разрушительных импульсов, он 
не обретет счастья. Таким образом, основой  политики  Академии  Истины 
будет очищение души. Я бы хотел создать такую чреду, которая бы  этому 
способствовала. 

                          За рамками знаний.                          
              Обучение, развивающее способность мыслить.              

     Махаяна: Вы только что затронули проблему  получения  знаний.  Но 
ведь  существуют  некоторые  вещи,  которые  нужно  просто  запомнить. 
Например,  исторические  события  и   даты.   Что   вы   намереваетесь 
предпринять в этой области? 
     Учитель: Что касается изучения истории, то студенты должны больше 
времени уделять работе с источниками, нежели с обычными учебниками  по 
истории. Например, "такое-то историческое событие произошло в таком-то 
году" - это верно. Но  это  событие  произошло  в  таких-то  условиях, 
причиной этому явилось то-то и то-то - это уже может быть лишь мнением 
ученого,  и  не  обязательно  правильным.  Таким  образом,  необходимо 
выявлять условия, в  которых  происходили  те  или  иные  исторические 
события, мнения учеников здесь могут расходиться. 
     Давайте  возьмем,  например,  христианство.  Общепризнанно,   что 
христианство сформировалось в 30 -  50-х  годах  этого  тысячелетия  и 
учение христианства состоит в том-то и  том-то.  Возможно,  это  и  не 
соответствует  истине.  Что  касается  вопросов  истории  религий,  то 
необходимо рассматривать весь ход исторического процесса. 
     М.: Типичной для современного образования, направленного  на  то, 
чтобы  напичкать  ученика  знаниями,  является  система   экзаменаций. 
Существуют виды экзаменов, когда нужно выбрать лишь  варианты  ответа, 
или когда нужно правильно назвать имена и даты  исторических  событий. 
Касаются ли ваши идеи вопроса о форме и содержании экзаменов? 
     Учитель: Я за то, чтобы научить письменно излагать свои  взгляды. 
Наилучшим  экзаменом  была  бы  дискуссия,  совмещенная  с  письменным 
подытоживанием   всех   ее   результатов.   Знания   без   толкования, 
интерпретации, анализа - бесполезны. 

                       Продвинутое образование.                       
                         Воспитание талантов.                         

     Учитель: Другая моя  идея  -  "перепрыгивание"  через  формальные 
ступени образования, позволяющее студентам  немедленно  переходить  на 
следующую ступень, как только они освоили предыдущую. Давайте возьмем, 
например, математику. Вы начинаете изучение со сложения, если 
вы им овладели,  то  переходите  к  вычитанию,  потом  к  умножению  и 
делению. Изучив основы, вы переходите к  "А" и "В", к круглым скобкам, 
к треугольникам, затем вы изучаете уравнения и функции. 
     Пусть ученик изучает любые части предмета и идет дальше,  система 
обучения по годам 6-3-3-4 вовсе не обязательна. 
     М.: то есть вы против современной  японской  системы  образования 
6-3-3-4? 
     Учитель: Нет Мы не можем изменить систему 6-3-3-4,  что  касается 
формальных требований, мы намерены придерживаться их,  и  при  этом  в 
свободное от обязательного образования время делать,  например,  такие 
вещи: 
     у нас  есть  ученик  третьего  класса  начальной  школы,  который 
изучает высшую математику. Другой ученик  4-го класса начальной  школы 
изучает историю. Есть  ученик  2-го  класса,  который  профессионально 
занимается музыкой. 

           Эффективное преподавание и компетентные учителя.           

     Учитель: С моей точки  зрения,  современная  система  образования 
тратит массу времени впустую. Администрация школ делает все возможное, 
чтобы ученики получали как можно больше информации. Но  детям  это  не 
интересно. Они набирают массу сведений, которые их не 
интересуют. От своих родителей они усваивают, что ценности жизни  -  в 
том, чтобы работать в хорошей фирме и быть хорошо обеспеченным. 
Это бесплодно, неправда ли? Мы все рождаемся  в  этом  мире  благодаря 
карме. Почему бы нам не развивать хорошие стороны кармы, пока мы живем 
в этом мире? Что касается вопроса траты времени, то Манджушри Тайши  и 
я считаем, что если взять  к  примеру  математику,  то  один-два  часа 
занятий ежедневно позволяют закончить изучение полного школьного курса 
математики уже к шестому классу. 
     М.: Проблемой является и то, что курс разбит по годам обучения. 
     Учитель:  Да.  Например,  изучение  математических   операций   с 
круглыми скобками проходят в 4-м классе  начальной  школы.  А  X  и  Y 
преподают в 1-м классе средней школы, хотя можно было бы в 4-м  классе 
начальной школы. Всегда можно сказать: "Это икс, и мы  обозначаем  так 
число, которого мы не знаем". Вот и все, что об этом нужно сказать,  и 
уже сформирована основа для изучения уравнений. 
     Я  приведу  другой  пример.   Существуют   такие   понятия,   как 
равнобедренный треугольник, прямоугольный, правильный, но в  начальных 
классах вместо этих названий  используются  другие.  Почему  нельзя  в 
начальной школе сразу учить, что это прямоугольный треугольник, потому 
что у него прямые углы? Взрослые считают, что  дети  неспособны  сразу 
понять такие вещи. С моей точки  зрения,  если  они  запоминают  массу 
детских  словечек,  то  они  без  труда  смогут  запомнить,  что  этот 
треугольник равнобедренный, этот прямоугольный, а тот 
правильный.  Еще   я   думаю,   что   при   изучении   равнобедренного 
треугольника,  треугольника  с  равными  сторонами,  детям  необходимо 
объяснить 
и значение слова "сторона".  Можно  сказать,  что  "сторона"  означает 
также границу. И спросить, а  какие  еще  границы  знают  дети.  Таким 
образом это сэкономит много времени и  будет  способствовать  развитию 
воображения у учеников. 
     Чтобы  учить  детей   так,   нам   нужны   талантливые   учителя. 
Преподаватели Академии Истины должны быть очень квалифицированными. 
     М.: Но это вопрос способностей, которыми обладают учителя. 
     Учитель:  Для  этих  целей  учителям  необходимо  медитировать  и 
практиковать Четыре Неизмеримых. Они должны делать и то и другое очень 
тщательно. У недалеких учителей и ученики станут узколобыми. Поэтому в 
Академии Истины учителями, конечно, будут тайши. 

                 Образование, развивающее способности.                
                         Мудрость как основа.                         

     Учитель, Я хотел бы обратить внимание на то, что дети  должны  по 
возможности заниматься тем, что им  нравится.  Если  кому-то  нравится 
мастерить, пусть он начинает с  вырезывания  и  изготовления  бумажных 
фигурок, а потом постепенно перейдет к  механике  и  электронике.  Это 
было бы лучше всего. Как говорят в Японии, "Хорошо получается то,  что 
тебе нравится". 
     М.: Это мне напоминает случай, который  произошел  с  Эйнштейном, 
когда он  поступал  в  университет.  В  школе  его  оценки  по  другим 
предметам были очень низкими, но успехи в математике  были  совершенно 
выдающимися. Ректор  заметил это, и устроил так, чтобы его  приняли  в 
университет. И это способствовало его будущим успехам как физика. 
     Учитель: Я бы сказал, что  и  с  математикой  у  него  тоже  были 
проблемы. То, чем он действительно  усердно  занимался,  была  теория, 
пока  он  не  сформулировал  теорию  относительности,  и  это  у  него 
получалось хорошо. Но когда он попытался сформулировать теорию Единого 
Поля, он  погрузился  в  математические  расчеты  и  не  смог  из  них 
выбраться. 
     М.: Вот как? 
     Учитель: Таким образом, уровень математических знаний  для  сдачи 
экзаменов - это лишь определенный уровень.  Серьезный  университетский 
курс - это тоже лишь уровень.  Что  отличает  гения  -  так  это  сила 
теории. Все, что нужно - это теория и мудрость. 
     У нас в Аум есть много талантов, которые можно разделить  на  две 
группы: первую группу составляют те, у кого есть знания, вторую -  те, 
у кого есть мудрость. И те, у кого есть мудрость, стоят выше.  Поэтому 
тайши выше  саманас.  Коротко  говоря  моей  целью  является  развитие 
специальных способностей с самого раннего  возраста.  Если  у  кого-то 
идет математика, то он должен ее тщательно изучать; честно говоря,  не 
так уж важно,  если  уровень  его  знаний  по  другим  предметам  ниже 
среднего. 
     М.: При такой системе обучения не будет отсева. 
     Учитель: Конечно, не будет. Например, если кто-нибудь  отстает  в 
учебе, то ведь он не отстает в играх.  Пусть  он  упорно  трудится  на 
уроках, в свободное  время  он  может  строгать  рубанком  дерево  или 
высекать скульптуру из камня. Я хочу, чтобы у детей была эта  свобода. 
Я бы хотел, чтобы они занимались тем, что им  по  душе,  а  не  только 
читали комиксы или смотрели мультфильмы. 
     М.: Это относится и к развитию их мыслительных способностей? 
     Учитель: Да. Если они будут заниматься тем, что им по душе, то их 
мыслительные способности будут расти. Дети должны заниматься тем, 
что приносит им удовлетворение. 
                                
                         Образование в Японии.                        
                      У заучивания нет будущего.                      

     Махаяна: Я хотел бы сделать отступление. Несколько лет назад было 
проведено тестирование систем образования в 22 странах мира.  Основной 
целью было сравнение уровня преподавания и  эффективности  обучения  в 
начальной, средней  и  высшей  школе  во  всем  мире.  Спонсором  было 
Международное общество по оценке  достижений,  штаб-квартира  которого 
находится в Швеции. Результаты оказались следующими:  на  начальном  и 
среднем этапах обучения японская система образования, в которой важную 
роль играет заучивание, получила очень высокую оценку. Американская  и 
английская   системы    образования,    направленные    на    развитие 
индивидуальности и мыслительных способностей,  показали  очень  низкие 
результаты.   Однако   на   уровне   высшего   образования   положение 
переменилось на противоположное. Великобритания и Гон Конг, в  котором 
принята  английская  система  обучения,   обогнали   Японию,   которая 
оказалась  на  шестом  месте.  Это  свидетельствует,   что   обучение, 
основанное на зубрежке, бесперспективно. 
     Учитель: Это факт, и именно  это  меня  беспокоит.  Поэтому  я  и 
говорю,  что  саманас  невежественны,  несмотря  на  высокий   уровень 
образования. К студентам  в  Японии  предъявляется  много  требований. 
Прежде чем действительно овладеть чем-то, японские студенты должны 
зазубривать массу вещей. Таким образом они теряют уверенность. Они  не 
могут сказать, что точно  уверены  в  чем-то.  И  при  таких  условиях 
информация не может найти хорошего применения. 

                        Идеальное образование.                        

       Отрешение от мирских желаний и культивирование мудрости.       

     Махаяна: Продолжая  тему:  говорят,  что  ознакомившись  с  этими 
результатами,   руководители   системы   образования   в   Америке   и 
Великобритании почувствовали  кризисную  ситуацию.  Они  ощутили,  что 
нужно бы изменить  свою  систему  образования  по  японскому  образцу, 
придающему большее значение  заучиванию,  и  они  на  самом  деле  это 
делают. 
     Может быть, здесь и нет прямой  связи  с  этими  испытаниями,  но 
реформа  системы  образования  в   Японии   с   самого   начала   была 
ориентирована на более свободное и индивидуальное обучение. 
     Учитель: Если вкратце проанализировать ситуацию, то это результат 
невежественной политики японского Совета по  делам  образования.  Если 
американцы переймут японскую прилежность и  старательность,  их  стиль 
обучения только выиграет, так как японская система основана 
на лучшем западном  опыте.  Я  слышал,  что  Япония  лидирует  в  этой 
области;  японцы  отлично  приспосабливают  к  своим  условиям  лучшую 
мировую технологию и улучшают ее. Наши товары сейчас  лучшего  в  мире 
качества,  но  американцы  знают,  как   перестраивать   саму   основу 
производства. У американцев и европейцев есть  мудрость  сделать  это, 
но, к сожалению, они также утверждают мирские желания. У них есть  две 
стороны: они талантливы, но ими движут мирские желания. 
     Идеалом Академии Истины будет мудрость,  а  не  мирские  желания. 
Возьмем пример. Перед нами стоит тригонометрическая задача. Если  у  А 
есть соответствующая формула, то он быстро ее решит. Предположим, Б не 
помнит этой формулы, но он может  ее  вывести.  Б  потребуется  больше 
времени на решение задачи. Но возникает вопрос: кто  обладает  большей 
приспособляемостью? 
     М.: конечно, Б. 
     Учитель: Да. Вот в этом  и  разница  между  западным  и  японским 
образованием.  Я  лично  отдаю  предпочтение  Б.  но  американская   и 
европейская системы образования уделяют меньше времени  обучению,  чем 
японская система. Академия Истины будет японской школой, поэтому здесь 
учебе будет отводиться много времени. И основная часть  этого  времени 
будет посвящаться развитию мудрости, а не простому накоплению  знаний. 
Разрешите я опять  приведу  пример  из  области  математики.  Если  вы 
спросите у ученика, как получить объем  шара,  он  ответит,  что   для 
этого есть формула Vt=t4/3Pr , но  мы  хотим,  чтобы  ученики  думали, 
почему это так, и разделили эту сферу на небольшие части с тем,  чтобы 
соединить их. 
     То же самое с формулой длины окружности  Cty=t2Pr,  или  формулой 
площади St=tPr . Следуя этому, ученики узнают весь  процесс  получения 
формулы, а не только ее результат, и это отложится у них в памяти. То, 
что они сами поняли при этом на практике, поможет им  потом  понять  и 
другие вещи. Только так можно изменить  отношение  к  учебе  в  лучшую 
сторону. 
     М.: То есть перед тем,  как  заучивать  формулу,  ученики  должны 
понять, как она получается. 
     Учитель: Совершенно верно. 

               Подготовка талантливых индивидуальностей.              
                          Обучение мудрости.                          

     Махаяна: Чтобы выявить корни нашей порочной системы  образования, 
мне  пришлось  изучить  послевоенные  изменения  в  системе  обучения. 
Конечно, основой был закон о начальном образовании, где говорится, что 
целью образования является формирование полноправных членов  общества. 
В частности, цель в  создании  здоровых  в  физическом  и  психическом 
отношении людей, стремящихся к самосовершенствованию;  людей,  которые 
станут  членами  миролюбивого  общества,   будут   любить   истину   и 
справедливость,    уважать    индивидуальные    ценности,    труд    и 
ответственность, и будут независимы. 
     Считается,  что  этот  закон  оказал  существенное   влияние   на 
экономический скачок Японии в 60-х годах. Деловой мир,  нуждающийся  в 
высококвалифицированных и талантливых специалистах, оказал воздействие 
на правительство с тем, чтобы оно подготовило необходимый законопроект 
о повышении качества образования. Судя  по  этому,  у  меня  создалось 
впечатление,  что  основные   принципы   нашей   системы   образования 
диктовались  представлением  общества  о  совершенном   индивиде   или 
потребностями  мира  бизнеса.  Не  слишком  ли  это  далеко  от  основ 
идеологии Академии Истины? 
     Учитель: Я думаю так: Если у вас есть мудрость, вы везде  найдете 
себе применение. Выпускники Академии Истины добьются успеха и в  сфере 
бизнеса, и в политике, и в спорте. Разрешите объяснить, почему. 
     Для обновления технологии нужны не знания, а мудрость. Это та  же 
мудрость, которая приносит, например, успех в спорте. В бейсболе  есть 
игрок, отбивающий мяч. Он думает: "Этот питчер  подает  мячи  таким-то 
образом. Чтобы отбить их, я должен выбрать такую-то позицию".  Это  не 
знание, а мудрость. Технический эксперт, например, думает  :  "У  этой 
машины такие-то неполадки. Чтобы их исправить, есть такие-то  способы, 
но они не годятся. Что же мне нужно сделать?"  Обладая  мудростью,  он 
решит эти проблемы. 
     Разрешите мне привести еще один пример.  Управляющий  на  фабрике 
думает: "Эта секция работает прекрасно, а эта  нет.  Почему?"  Обладая 
мудростью, можно решить и эту проблему. Другими  словами,  мудрость  " 
вот то, что нужно для закона об образовании. 
     М.: Вы говорите, что благодаря философии обучения Академия Истины 
сможет самостоятельно выпускать достаточное число талантов. 
     Учитель: Да. Эта школа даст стране много  талантов.  Это  лучшее, 
что можно сделать в соответствии с законом об образовании. Я приведу 
пример. Девочка К. были исключена из Аум. Однажды  ее  мама  позвонила 
тайши  и  поблагодарила  его,  говоря,  что  ее  дочь  теперь   сильно 
изменилась, что это прекрасно. Она сказала,  что  у  нее  нет  больших 
денег, но когда она сможет, то пожертвует деньги на наше благое дело. 
     М.: Прекрасный случай. 
     Учитель: Честно говоря, эта девочка была для Аум исключением.  Но 
даже такой человек может сильно измениться. По-моему,  даже  если  вас 
исключили из Аум, вы сможете стать лидером в обществе, потому  что  мы 
даем очень высокий уровень духовной культуры и мудрости, не 
сравнимый ни с чем и нигде. И мы намерены  делать  это  в  Академии  с 
самого раннего возраста. 
     М.: Действительно, по стандартам обычного мира, мы можем  ожидать 
от Академии множества необычных талантов. 

                           Духовное падение.                          
                   Нам нужна правильная информация.                   

     Махаяна: В одной из ваших лекций, которую вы читали для  саманас, 
вы сказали, что для образования необходима информация. В статье вы 
упоминали, что очень важна информация о том, как  происходит  взлет  и 
падение существ. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? 
     Учитель: Конечно. Есть хороший  пример.  Некоторые  называют  Аум 
системой промывания мозгов.  По-моему,  все  общество  -  это  система 
промывания мозгов.  Давайте  возьмем,  к  примеру,  секс.  Современное 
общество подчеркивает  значение  сексуального  удовольствия.  Говорят: 
"Секс - это здорово, секс - это радость".  С  духовной  точки  зрения, 
сексуальное удовлетворение обладает негативным эффектом,  оно  создает 
энергетические проблемы.  Вы  наносите  себе  вред,  теряя  энергию  и 
сокращаете продолжительность своей жизни, это вредит здоровью. 
     Первая точка зрения верна постольку, поскольку секс действительно 
связан с удовольствием; верна и вторая точка зрения, потому что в 
сексе вы теряете энергию. Можно сказать, что одни попали  под  влияние 
первой идеи, а другие под влияние второй. Будут ли эти люди вести себя 
одинаково по отношению к лицу противоположного пола? 
     М.: Конечно нет. 
     Учитель: Они будут вести себя совершенно по-разному. Но  оба  они 
уверены в своей правоте. По-моему, информация, которую нам  предлагает 
современное общество, способствует лишь нашему духовному падению. 
     Разрешите я приведу пример. Есть лица А и  Б.  Оба  они  живут  в 
современном  обществе.  Речь  А.   сформировалась   под   воздействием 
телевидения, журналов, фильмов и т.д., в то время как Б. рос в  среде, 
где люди вели изысканные и вежливые беседы. Будет ли речь А.  светской 
или вульгарной? 
     М.: Вульгарной. 
     Учитель: Да. А знает ли А., как нужно беседовать вежливо? 
     М: Возможно, что нет. 
     Учитель:  Вот  как  велика  сила  информации.  Неважно,  как  они 
называют это, хотя бы и промыванием мозгов, я намерен учить людей, как 
нужно  разговаривать  вежливо.  Я  хочу  научить  их  истине.  Другими 
словами, я хочу изменить их информацию. Это крайне необходимо, иначе я 
не смогу спасти их. Для спасения необходима такая очистка мозгов,  вне 
зависимости от того, что еще может подразумеваться под этим словом. 
     Вот другой пример. Возьмем женщину В. и мужчину Г. 
     В. твердили с детства, что если кто-нибудь встанет на ее пути, то 
она имеет право лишить его жизни. Г. внушали с детства, что он  должен 
жить для других и желать счастья всем существам. Теперь,  на  пути  В. 
встает какой-нибудь человек. Она сможет его убить? 
     М.: Вероятно, что да. 
     Учитель: Конечно. А как насчет Г.? Если кто-нибудь встанет на его 
пути, то он проявит сострадание, не так ли? Поведение этих двух  людей 
определяется  полученной  информацией.  Поэтому  людям  нужно   давать 
правильную информацию, такую, которая может  сделать  их  счастливыми. 
Это и в самом деле очистка мозгов. Жизнь - это очистка мозгов. 

                        Правильная информация.                        
                      Вступление на путь махаяны.                     

     Учитель: Я слышал, что когда это происходит впервые,  это  нельзя 
назвать  промыванием  мозгов.  Промывание  мозгов  -  это   повторение 
информации. Давайте возьмем пример с женщиной В.  Если  мы  попытаемся 
обучить ее философии махаяны, внутри нее возникнет серьезный  конфликт 
между ее прежними ценностями и  новым  учением,  и  она  будет  ужасно 
страдать, так как она уверена, что убивать других, если они  стоят  на 
ее пути, совершенно нормально. Учение махаяны  в том,  чтобы  отдавать 
всего себя на благо других, помогать ближнему.  Поэтомеу  естественно, 
две идеи - одна направленная лишь  на  собственную  пользу  и  другая, 
ориентированная на пользу других - будут  бороться  между  собой.  Что 
касается первой информации, о дозволении убивать, то ее нельзя назвать 
"промыванием мозгов".  В.  и  сама  не  думает,  что  это  "промывание 
мозгов", так как это была первая  информация,  которую  она  получила. 
Современное общество так насыщено информацией, что  все  уже  получили 
свою первую информацию, начальную установку. Поэтому им  очень  трудно 
воспринимать, когда я пытаюсь 
ввести в них  информацию  об  учении  махаяны.  Такое  впечатление  от 
наблюдений за саманас сложилось не только у меня, но и у других членов 
Аум. Это очень важный момент. Возьмем,  например,  мантры.  Повторение 
мантры - это изменение самого себя. Всем своим сердцем вы 
убеждаете себя, что  вы  спаситель-Махаяна.  Постепенно  вы  начинаете 
чувствовать, что готовы пожертвовать собой ради других.  Вы  начинаете 
так думать и начинаете так себя вести, и начинаете разговаривать таким 
образом. Так вы становитесь настоящим спасителем Махаяны. 
     Перед нами человек,  который  впитал  много  мирской  информации. 
Благодаря священной мантре или какой-нибудь другой духовной  практике, 
он получил новую информацию, но он все еще думает про  себя:  "Я  хочу 
убивать, я хочу быть злым. Это - не я. Я - это другое знание. Тот, кто 
живет для других - это не я. Тот, кто помогает ближнему - это  не  я." 
Но на самом деле все не так. Просто однажды ему уже промыли мозги. 

                    Развитие логического мышления.                    
                   От относительного к абсолютному.                   

     Махаяна: А какую же именно информацию вы намерены давать? 
     Учитель: Истину. Под этим я имею  в  виду  учение  истины  Аум  и 
учение Будды Шакьямуни. И логику. 
     М.: Логику? 
     Учитель: Да, логическое мышление. Я приведу пример.  Вот  горячая 
вода. Вода кипит при температуре 100 градусов Цельсия.  Допустим,  это 
вода с температурой 50 градусов. Какая это вода: холодная, горячая или 
теплая? Все зависит от того, для чего  она  вам  нужна.  Для  принятия 
ванны - это будет горячая вода. Для научных экспериментов  -  пожалуй, 
теплая. 
     М.: Если для заваривания чая, то тоже теплая. 
     Учитель: Да_ Вопрос в том, какие термины вы будете  использовать: 
не "горячий" или  "холодный",  а  50  градусов  Цельсия.  Это  и  есть 
логическое  мышление.  Другими  словам,  это  отказ  от  относительных 
понятий и мышление в абсолютных терминах. 
     М.: Это та область, где учебные заведения  типа  Академии  Истины 
достигнут наибольшего успеха. 
     Учитель: ДА.  Но  это  не  значит,  что  мы  запретим,  например, 
мультфильмы. Мы можем делать наши собственные мультфильмы о  тех,  кто 
живет ради других. 

                      Школа ответственна за все.                      

     Махаяна: раз уж мы затронули вопрос об учебных заведениях,  я  бы 
хотел спросить об ответственности, которую они несут. При  современной 
системе  обучения,  когда  возникают   какие-либо   проблемы,   всегда 
происходят взаимные упреки между школой и родителями.  Родители  корят 
школу, школа  обвиняет  родителей.  Поскольку  Академия  Истины  будет 
учебным заведением, каково ваше мнение по этой проблеме? 
     Учитель: Школа должна брать на себя  всю  ответственность.  Школа 
возьмет на себя все заботу о детях - а это означает, что она на 100% 
отвечает за них. Я надеюсь, что дети там будут прилежно  учиться,  так 
что смогут научить Дхарме своих родителей.  Однако  для  этого  должно 
выполняться непременное условие. У родителей должна быть полная вера в 
Аум. До тех пор, пока у них не будет веры в  Аум,  я  не  смогу  взять 
ответственность за их детей. 
     М.: говоря в  общем,  основы  образования  закладываются  дом,  в 
семье; школа - вторична. Но  в  данном  случае  все  аспекты  развития 
человека будут решаться школой. 
     Учитель: Это верно,  так  как  это  будет  школа  закрытого  типа 
(интернат). 
     М.: Означает  ли  это,  что  у  родителей  не  будет  возможности 
воспитывать своих детей? 
     Учитель: Нет, не обязательно.  Родители  получают  много  мирской 
информации и не могут правильно смотреть на вещи, но  некоторым  вещам 
они, несомненно, могут научить. Другими  словами,  родителей,  которые 
могут воспринимать все вещи в свете истины,- немного. 

                          Просветленные люди.                         
                       К истинному образованию.                       

     Махаяна: Мы говорим об образовании  для  детей.  Есть  ли  у  вас 
политика  в  отношении  социального   образования,   образования   для 
взрослых? 
     Учитель: Да. Во-первых, я хотел бы проводить много  дискуссий,  я 
хочу, чтобы люди понимали сущность получаемой информации. С членами 
Аум мы практикуем беседы в форме вопросов  и  ответов,  но  я  намерен 
сделать большее. Я хочу предложить им также видео-  и  аудиокассеты  и 
добиться, чтобы они медитировали с целью изменения  своей  информации. 
Они могут также читать мои книги. Я буду добиваться всего этого упорно 
и изо всех сил, потому что изменить человека  можно  лишь  изнутри.  В 
этом отношении у Аум большое преимущество. Его члены 
очень образованы. 
     М.: Под этим вы имеете в виду их способность воспринимать знания? 
     Учитель: Да. Это у  них  получается  лучше,  чем  у  человека  со 
средними способностями. Я  думаю,  они  прекрасно  поймут  сегодняшнее 
интервью. 
     М.: Я тоже так думаю. Выслушав вашу точку зрения и изучив вопросы 
образования, я очень хорошо понимаю, почему образование так важно 
для вас. Я думаю, Академия Истины будет одним из  краеугольных  камней 
для вашего плана создания Селения Лотосов Аум. Большое спасибо. 
                                                       Октябрь 1989 г.
                                                       "Махаяна", N26.

     Учитель Секо Асахара достиг состояния просветления в  Гималаях  в 
1986 году после восьми лет упорных тренировок. Он основал Аум  Синрике 
в 1987 году и с тех пор активно вовлечен  в  распространение  истинной 
Дхаммы - истинного Учения. Его альтруизм и преданность делу  произвели 
впечатление на тысячи людей, и многие из них,  как  во  времена  Будды 
Шакьямуни  2500  лет  назад,  вступили  в  сангху   (святую   общину). 
Истинность  учения  подтверждают  более  300  учеников,   которые   за 
последние пять лет достигли различных стадий просветления. 
 
 © 2001-2008 Евгений Варданян (*Leda)   Leda Design Studio 

Яндекс цитирования read book series site Rambler's Top100 Rambler's Top100